Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 07:01, доклад
Лицензирование образовательных учреждений в соответствии Федеральным Законом "Об образовании" (ст.33) является одной из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования.
На протяжении последних лет в соответствии с программой "Модернизации столичного образования" ("Столичное образование -3") создана система документальных положений учреждений, которые осуществляют лицензирование, аттестацию образовательных учреждений и работников образования.
Все эти процедуры осуществляются на основе нормативно-правовых документов, главным из которых является Закон РФ "Об образовании" и "Положение о лицензировании образовательных учреждений" утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796
лицензирование образовательных учреждений
Статья отнесена к разделу: Администрирование школы
Лицензирование
На протяжении последних лет в соответствии с программой "Модернизации столичного образования" ("Столичное образование -3") создана система документальных положений учреждений, которые осуществляют лицензирование, аттестацию образовательных учреждений и работников образования.
Все эти процедуры осуществляются на основе нормативно-правовых документов, главным из которых является Закон РФ "Об образовании" и "Положение о лицензировании образовательных учреждений" утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796
Право на ведение образовательной деятельности установленное законодательством РФ возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)
На основании этих документов и других положений проводится лицензирование и аттестация образовательных учреждений и работников образования. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственными органами управления образованием на основе решения экспертной комиссии.
Лицензирование - это процедура
по выявлению соответствия образовательной
деятельности заявленным программам.
На основании проведенной
После лицензирования выдается свидетельство об аккредитации на право, осуществлять итоговую аттестацию учащихся, выдавать аттестаты государственного образца и заверять документы круглой гербовой печатью.
Право образовательного учреждения на выдачу своим воспитанникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникает с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной
аккредитации подтверждает статус образовательного
учреждения, уровень реализуемых
образовательных программ, соответствие
содержания и качества подготовки выпускников
требованиям государственных
Аттестация - это процесс,
результатом которого является заключение
об уровне и качестве образовательной
деятельности в учреждении. Аттестация
может выявить причины
Но как грамотно, корректно провести экспертизу? Где взять необходимых специалистов? Эта проблема насущная и задана жизнью
Таким образом, обозначается
проблема проведения грамотной квалифицированной
экспертизы, составления грамотного,
наименее субъективного заключения,
отражающего особенности
Такие понятия как "экспертиза", "эксперт", "гуманитарность экспертизы" т.е. подходы, ценности прочно закреплены в сознании и в образовательном пространстве.
Однако, так как конкретных баллов, шкалы при оценке деятельности образовательного учреждения на соответствие заявленным стандартам и программам нет, то очень важно на современном этапе подготовить грамотных специалистов и вооружить их знанием нормативно-правовой базы, технологией проведения экспертизы, системой оценки или методологией составления заключения. Кроме этого, очень важно чтобы эксперт был психологически подготовлен для данной процедуры, избегал или умело разрешал возникающие конфликты. Поэтому на основе лекций, семинаров, практических занятий была предпринята попытка обобщить полученный материал и практически его использовать на примере составления экспертног заключения.
1. Нормативно правовая
база, на которую опирается
Лицензирование
Законом Российской Федерации "Об образовании", (в ред. Федеральных законов 1996 - 2003 годов с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда РФ 2000- 2002 г.г. № 176-ФЗ) ст.33
"Положением о лицензировании
образовательной деятельности",
утвержденным постановлением
Типовым положением об общеобразовательных и образовательных учреждений
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. СанПин 2.4.1. 1249-03(утвержденные Главным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.)
Федеральные законы определяющие нормы по охране труда.
Трудовым кодексом РФ, ст. 210 и 231.
Законом РФ "Об основах охраны труда РФ"
Семейным кодексом
2. Экспертиза как способ оценки деятельности.
Цели и задачи экспертизы.
Для осуществления процедуры лицензирования создается экспертная комиссия. Экспертная комиссия создается государственными органами управления образования, наделенными полномочиями законодательством РФ по заявлению учредителя.
Предметом и содержанием
экспертизы является установление соответствия
условий осуществления
Все процедуры по лицензированию
носят гуманистический
Для оценки деятельности образовательных учреждений необходима экспертиза. Экспертиза применяется когда:
нельзя предсказать как эти инновации на основании действующих законов скажутся в будущем. И это положение очень актуально в образовании.
невозможно экспериментально повторить опыт в ходе процесса.
Наличие многих неопределенных факторов, которые не поддаются контролю.
Наличие многовариантных путей решения проблемы.
Экспертиза это своего
рода исследование, требующее от специалиста
познаний в той области, которая
исследуется. Экспертиза - это анализ
и вынесение оценочных
В образовательном учреждении экспертиза позволяет выявить значимость инновации, ее направленность. Если инновация входит в существующую нормативную базу, то это хорошо, а если нет, то это может быть правонарушением.
Важно как будут интерпретироваться результаты экспертизы. Часто это также очень субъективно и может даже исказить суть инновации.
Обучение, воспитание, управление образованием, повышение квалификации - это все области инновации в процессе образования. Инновация должна иметь результат в группе, где она происходит и это выявляет экспертиза. Например, инновация в воспитании - формирование новых ценностей у детей. Инновация в управлении - мотивация к управлению или изменение в делегировании полномочий. Инновация в обучении - проектная работа как путь достижения конечного результата.
Смысл экспертизы образовательной деятельности - оценка возможных инноваций и получение данных об эффективности вложений в образование.
Экспертиза нужна для оценки качества работы образовательного учреждения, для получения суждений об образовательном учреждении, те есть соответствие стандартам его работы. Экспертиза нужна для разграничения и определения разных образовательных практик, для понимания инновации.
2.1. Функции экспертизы.
Прагматическая - определить оптимальное решение, предположить какие будут результаты
Исследовательская - позволяет глубоко рассмотреть модели, инновации, практические достижения, разработать критерии оценивания.
Оценочная - позволяет дать качественную или количественную оценку,
Гуманистическая - мы рассматриваем только гуманистические инновации, так как оценить работу образовательного учреждения в целом по шкале или баллам невозможно.
Социальная - выявляет значимость экспертизы для образовательного сообщества, то есть иногда мы не верим в новшества или их не видим. А экспертиза это опровергает или подтверждает.
Коррекционная - предполагает трансформацию инноваций
Мотивационная - предполагает условия включения в инновацию, то есть преодоление сопротивления коллектива.
Обучающая - предполагает приобщение к эксперименту и приобретение навыков самообучения, то есть - саморефлексия, самоанализ и приобретение значимых навыков.
Неформальная - функция экспертизы разработана Пинским А.А.
Развивающая - обеспечивает развитие членов процесса.
Консультативно-поддерживающая - поддерживает инновационную практику.
Экспертиза - это такая деятельность, которая направлена на выявление глубины уровня развития инновации в образовательной деятельности. Результатом экспертизы должно стать описание способов реализации инновационной деятельности с точки зрения сохранения уникальности и специфичности процесса а также может содержать коррекцию направлений и способов развития.
2.2. Типология экспертизы.
В литературе отмечается, что особой классификации экспертиз нет.
Однако можно выделить экспертизу, как некий научный метод.
Групповая, индивидуальная, рефлексивная или самоэкспертиза - по типу.
По форме контакта - очная и предварительная.
По форме представления материалов - письменная и устная.
По отношению к объекту - открытая (результаты сообщаются объекту) и закрытая, и полузакрытая.
По способу воздействия - прямая и косвенная.
По субъекту - внутренняя и внешняя.
По целей направленности - конструктирующая, прогнозирующая, формирующая.
2.3. Модели экспертиз применяемые в системе образования.
Нормативно -контролирующая
Квалифицирующая
Дегустационная
Понимающая
2.3.1 Нормативно - контролирующая экспертиза
Предполагает контроль нормы. Например, документы представленные школой сравниваются на предмет соответствия с типовыми положениями. Здесь можно выделить насколько этапов
2.3.2 Экспертные документы
сравниваются с документами
2.3.3 Состояние документа
с точки зрения его
2.3.4 Экспертиза апробации
документа. После этого
Квалифицирующая или интерпретирующая
экспертиза. Позволяет определить насколько
данная инновация лежит в
Данная экспертиза совместно с нормативно-контрольной применяется, когда инновация имеет целостное оформление. Например - развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова.
Дегустационная экспертиза - оценка инновационной деятельности осуществляется исходя из вкуса эксперта, его ощущений, значимости, оригинальности, необходимости метода. Этот вид экспертизы очень субъективен. И принципиально не формализуется.
Понимающая экспертиза - в этом случае идет не оценка инноваций, а предполагается дооформление инноваций, выращивание инноваций до уровня трансляции. В этом случае эксперт старается, пытается встать на позицию автора, чтобы понять замысел автора.
2.4. Концепция экспертизы.
Информация о работе Лицензирование образовательных учреждений