Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 07:01, доклад
Лицензирование образовательных учреждений в соответствии Федеральным Законом "Об образовании" (ст.33) является одной из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования.
На протяжении последних лет в соответствии с программой "Модернизации столичного образования" ("Столичное образование -3") создана система документальных положений учреждений, которые осуществляют лицензирование, аттестацию образовательных учреждений и работников образования.
Все эти процедуры осуществляются на основе нормативно-правовых документов, главным из которых является Закон РФ "Об образовании" и "Положение о лицензировании образовательных учреждений" утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796
При заполнении блока "Охрана труда" в экспертном заключении необходимо указать о наличии документов в полном объеме или документация требует какого-либо пополнения. Обязательно отмечается наличие документов по охране труда - инструкции, журнал инструктажа, регулярность обучения на курсах по охране труда ответственных по этому вопросу (директора, заместителей, ответственного по охране труда, учителей физики, информатики, технологии, химии и др.) Реализацию на практике выполнения инструкций по охране труда отмечают проверяя регулярность инструктажа, наличие документации по охране труда, наличие документов, подтверждающих своевременность обучения. К документации можно отнести наличие инструкций при работе на месте, инструкции для не электротехнического персонала с присвоением 1 группы, противопожарную безопасность (инструкции и журнал инструктажа), правили внутреннего трудового распорядка.
В экспертном заключении необходимо отразить дату (год) последнего ремонта, причем указать какой это был ремонт капитальный или косметический. Нужно отметить проблемы и состояние крыши, подвала, спортивного зала, щитовой, туалетов, учебных аудиторий, медицинского кабинета, учительской, столовой, актового зала и других помещений. Обязательно отметить особенности состояния этих помещений.
Если есть в школе арендаторы, то необходимо проверить договора аренды и условия соблюдения ее в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями.
Обязательно указываются особенности учебного процесса, например начальная школа, располагается в отдельном помещении.
Система дополнительного
образования обязательно
По итогам экспертизы делается выводы
Условия осуществления образовательного процесса соответствуют (или не соответствуют) заявленным программам начального, общего и среднего (полного) образования.
Устав образовательного учреждения соответствует (или не соответствует) действующему законодательству и позволяет реализовать на практике заявленные программы.
Материально - техническая база позволяет (не позволяет) реализовать образовательные программы
Оборудование и оснащенность
- новое, но в 50% случаев морально устаревшее.
Требует значительного
Педагогическими кадрами
образовательный процесс
Документация по охране труда представлена в полном объеме (требует пополнения, не представлена)
После выводов указываются нарушения и замечания:
Например, малый процент учителей высшей категории 7%
Экспертное заключение подписывается председателем комиссии и членами комиссии.
4. Требования к личности эксперта.
4.1. Психологические
Любой эксперт, выходя в образовательное учреждение, получает задание в соответствии с заявленными позициями. Эти позиции невольно являются установочными. В процессе процедуры лицензирования эксперт общается, "читает", расшифровывает полученные внешние данные. С.Л. Рубинштейн писал: "в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении. В процессе общения вырабатывается определенный психологический план".
Эксперт должен спокойно, не анализируя причин увиденного, отобразить в экспертном заключении все особенности образовательного учреждения.
Не всегда установка, полученная в результате заявления на лицензирование, является верной. Эксперт должен отрешиться от своей школы и четко "сфотографировать" то, что есть в данном образовательном учреждении.
Бывает, что установка, мнение у эксперта, полученное не со стороны, а обусловленное состоянием в данный момент, жизненными ассоциациями, сложившимися антипатиями или симпатиями, влияет на выводы или заключения. Этого следует избегать. Нравится или нет, это не определяет итог решения. Верно или нет в соответствии с Законом или Положением - вот что должно заботить эксперта.
Жизненный багаж человека складывается из направленности личности (цели, установки, потребности, ценности, идеалы), из задатков, способностей, знаний каждого человека, из темперамента, характера, стиля взаимоотношений с окружающими. Эти особенности общения могут так или иначе влиять на процесс общения. Многие замечали, как свободно и уверенно чувствует себя человек, когда разговор заходит о сфере деятельности, которой он успешно владеет. Однако о незнакомом предмете суждения будут неуверенными, не четкими. Поэтому эксперт должен быть хорошо образован по различным вопросам, касающимся процедуры лицензирования и составления экспертного заключения.
4.2. Особенности психического склада человека.
Есть характеристики человеческой
личности, генетически, то есть от рождения,
заложенные в ней. Эти индивидуальные
особенности определяют способность
человека к общению, быстроту реакции
в коммуникативной
Проявляются они в темпераменте, общем стиле поведения.
Темперамент - от латинского слова temperamentum, что означает надлежащее соответствие частей, соразмерность - характеристика человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности. Быстроты, темпа, ритма психических процессов и состояний. Различают четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный. Образно можно охарактеризовать так: "Бег могучего потока"
Холерик - сильный, неуравновешенный, стремительный. "Поток мощно и стремительно низвергает свои воды с утеса".
Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный. "Спокойное, гладкое течение многоводной реки"
Меланхолик - слабый, при слабости,
как возбуждения, так и торможения,
преобладают тормозные
Чистый темперамент
Важно учитывать, что на базе
определенного темперамента одни черты
личности вырабатываются легче, а другие
труднее. Зная свой темперамент, темперамент
коллег или оппонентов, можно осознанно,
опираясь на его положительные проявления
и преодолевая его
4.3. Секреты продуктивного общения.
Одна из потребностей человеческого общения - это быть оцененным, понятым, признанным. Это как никогда в современных условиях является одной из задач лицензирования и аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров. Отсюда очень важно давать собеседнику высказаться, почувствовать свою значимость, проявить внимание к собеседнику. Очень важно правильно построить беседу, дать возможность показать себя с лучшей стороны, но при этом выявить, отметить тактично недочеты. И эти упущения, и недочеты необходимо отразить в экспертном заключении. Необходимо достичь правильного отображения в экспертном заключении увиденного исходя из сути дела, а не из субъективных позиций эксперта. Необходимо настойчиво идти в цели экспертизы, в тоже время, соблюдая гибкость и гуманность. Необходимо стремиться достичь того что намечено, оставаясь в рамках приличий. При этом следует учитывать три основные категории: восприятие, эмоции, ощущение. Различные ситуации в отношениях между людьми попадают в одну из этих трех категорий коммуникативной культуры.
Восприятие - выявление образа
мыслей противоположной стороны. Отсюда
правило - поставь себя на место другого,
не делайте вывода исходя из собственных
суждений. Действуй по правилу - обсудить
различия. Пусть другая сторона проявит
себя, спросите совета, учитывайте имидж
участника общения. Это требование
уважительного отношения к
Эмоции - прежде всего надо осознать свои чувства и чувства, настроение партнеров. Позвольте другой стороне, если накаляются страсти, "выпустить пар", не реагируйте, ведь главное для вас достичь объективного результата экспертизы.
Общение - будьте вежливы, деликатны, сдержанны. При проведении экспертизы необходимо указать на недостатки, но не обсуждать, почему такое положение дел произошло. Нельзя говорить: "Вы не правы!", "Вы не выполнили данную работу!". Необходимо просто отметить в заключении увиденное. Решение принимает комиссия, а не эксперт.
4.4. Конфликт, его природа и методы разрешения
Конфликт, как известно, - это столкновение мнений, позиций, социальных и политических ориентаций. По своей сути конфликты бывают разными по уровню проявлений и по своему влиянию, позитивному или негативному, на характер взаимоотношений.
4.4.1 Природа конфликта
История человечества изобилует международными, межгосударственными конфликтами, приносящими горе, разрушения, лишения тем, кто оказывается вовлеченными в них. В этих противоречиях нет разумности и человечности. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется утверждению культуры мира, формированию установок толерантности в сознании человека и предупреждение экстремизма в отношении между народами.
Другой уровень конфликтов - противоречия между политическими партиями, думскими фракциями, группировками, социальными сообществами. Свидетелями таких конфликтов мы становимся постоянно, получая информацию из средств массовой коммуникации. Источниками таких конфликтов бывают экономические, мировоззренческие, идеологические и даже личностные противоречия, но так или иначе они носят характер политических конфликтов. Политические конфликты - одна из форм социальных конфликтов, которые могут носить различный характер. Особую боль и тревогу вызывают конфликты, вызванные межнациональными, межэтническими, межконфессиональными противоречиями. Военные столкновения последних лет неизбежны по человеческим жертвам, но и тем, что на долгие годы оставляют след озлобленности и нетерпимости в сознании, незаживающие раны в душах людей. Одно из пагубных последствий этих конфликтов - международный терроризм, омрачивший начало третьего тысячелетия. События последних лет в нашей стране и за рубежом убедили, что противостоять разгулу жестокости и бесчеловечности можно только путем объединения.
Третий уровень - межличностные конфликты. Они тоже могут носить социальный характер. Такой конфликт между поколениями раскрыл И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети". Аналогичный конфликт мы наблюдаем и сегодня, причем в современных условиях он приобретает особую остроту из-за того, что диапазон расхождений в интересах, ценностях, предпочтениях между старшими и младшими поколениями проявляется особенно резко.
Проявление национализма, экстремизма, утверждение превосходства одной религии над другой - все это неприятие иного - иной культуры, иной религии, иного этноса, иных традиций, установок, мнений.
Другая категория конфликтов тоже носит межличностный характер и в своей основе имеет различия во мнениях, позициях, установках, ценностях, ориентациях, но их проявление не связано с неприятием другого. Они могут возникать из-за непонимания, неприязненного отношения друг к другу, обиды, некорректного отношения друг к другу, бестактности, спонтанно возникающих. Непредвиденных ситуаций в процессе общения или из-за различного отношения к определенным событиям, явлениям, предложениям.
Подобных столкновений между старым и новым, между устоявшимся, привычным и инновационным мы встречаем в педагогическом пространстве довольно часто. В общении эксперта с лицензиатом не должно быть авторитарных позиций, преобладающих в условиях тоталитарного режима. Эксперт должен стоять на позициях педагога - гуманиста, проводя открытую гуманистическую экспертизу. Дискуссия по поводу преимущества преподавания по линейной или концентрической схеме, тоже является конфликтом между старым и новым. Эта дискуссия отвечает понятию "В споре рождается истина".
Информация о работе Лицензирование образовательных учреждений