Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 07:01, доклад
Лицензирование образовательных учреждений в соответствии Федеральным Законом "Об образовании" (ст.33) является одной из форм обеспечения государственных гарантий получения качественного образования.
На протяжении последних лет в соответствии с программой "Модернизации столичного образования" ("Столичное образование -3") создана система документальных положений учреждений, которые осуществляют лицензирование, аттестацию образовательных учреждений и работников образования.
Все эти процедуры осуществляются на основе нормативно-правовых документов, главным из которых является Закон РФ "Об образовании" и "Положение о лицензировании образовательных учреждений" утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796
2.4.1 Этапы экспертизы
Подготовительный этап - Определяет сроки, цели, задачи, показатели, виды экспертиз. На этом этапе определяются права и ответственность членов экспертной группы
Организационный этап - предполагает подбор экспертов под логику экспертизы.
Рабочий этап - проведение экспертизы с помощью анкетирования, интервьюирования, свободной беседы, проверки соответствия документов заявленному заявлению.
Аналитический этап - анализ полученных результатов и составление экспертного заключения на основе ранее осуществленных этапов.
2.4.2. Предмет экспертизы
Продуктивность деятельности - то есть типовой продукт деятельности становится более высокого качества.
Увеличение качества знание - подразумевает увеличение количества отличников
Механизм рефлексивной саморегуляции, лежащей в основе самосовершенствования, предполагается появление новых компетенций.
2.4.3 Критерии экспертизы
Критерий - признак, на основе которого осуществляется экспертиза
Общие критерии - определяют оценку значимости с точки зрения тенденций, направлений развития. Общие критерии оценивают новизну, инновационность проекта. Кроме этого общие критерии определяют масштабность инноваций, уровень значимости проекта. Возможность его распространения на локальном, местном или региональном, или федеральном уровне. Возможность изменение уровня образования на каждом из этих уровней. Общие критерии определяют систематичность проекта, проект может быть фрагментарным или системным. Общие критерии могут определять эффективность инноваций, то есть что произойдет с введением этой инновации. Например, улучшение, обогащение образовательной практики или нет. Общие критерии оценивают способность трансляции, тиражирование достижений, опыта.
Специальные - определяют содержательность, компетентность проекта с точки зрения норм и понятий. Специальные критерии определяют насколько реально поставлены проблемы и цели, то есть определяют полноту структуры проекта. К компетенции специальных критериев относится определение степени проработанности структурных элементов проекта. Специальные критерии определяют согласованность структурных элементов.
Частные критерии - определяют степень обоснованности проекта с точки зрения его воплощения и жизнеспособности. Частные критерии оценивают реалистичность образовательного проекта с точки зрения соответствия идей, целей и задач образовательного проекта реальным условиям и обеспечения ресурсами. Кроме этого частные критерии оценивают реализуемость образовательного проекта. Автор должен указать, каким образом другие субъекты будут включены в его проект. Следует отметить, что частные критерии определяют управляемость образовательного проекта. Это означает наличие форм, плана действий по реализации проекта.
3.Лицензирование
Следует отметить, что лицензиат - учреждение, или частное лицо, деятельность которого подвергается лицензированию, перед процедурой лицензирования подает заявление установленного образца в государственную службу по лицензирования.
Каждое образовательное учреждение должно иметь разрешение на право ведения образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Такое право возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии то есть разрешения.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образования на основании решения экспертной комиссии. Экспертная комиссия создается государственным органом управления образования, наделенным полномочиями законодательством РФ по заявлению учредителя.
Предметом и содержанием
лицензионной экспертизы образовательных
учреждения является установления соответствия
условий осуществления
Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.
Цель лицензирования - установление соответствия заявленных программ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) образование, дополнительное образование). направлений дополнительного образования, например - Художественно-эстетического, Культурологического, Научно-технического, Социально-педагогического, Физкультурно-спортивного, Краеведческого соответствия дошкольного образования заявленным приоритетным направлениям. Условия образовательного процесса должны соответствовать ст. №33 п. 9 Закона РФ "Об образовании"
Лицензирование - система, определяющая
соответствие, что надо смотреть в
соответствии с положением о лицензировании,
с положением о школе, в соответствии
с Законом "Об образовании", Гражданским
кодексом и другими право
Лицензирование включает в себя проверку соответствия юридических документов, имущественные отношения, учебно-методическое обеспечение, проверку соответствия материально-технической базы, нормативное обучение контингента учащихся в соответствии с проектной нагрузкой, уровень образования педагогических кадров, соблюдение санитарных норм, и охраны труда.
Перед выходом в образовательное учреждение эксперт получает задание на лицензирование. Все программы прописываются в заявлении на лицензирование. Указывается тип образовательного учреждения и его вид. Например, тип учреждения "общеобразовательная школа", вид учреждения
Начальная общеобразовательная школа
Основная общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа
Эксперт должен соблюдать этические нормы поведения, быть выдержанным, не конфликтным.
Юридический аспект лицензирования -
Устав школы должен быть оформлен в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Устав должен быть зарегистрирован, то есть обязательно указывается дата регистрации.
Необходимо иметь
Должно быть свидетельство о постановке на налоговый учет, то есть должен быть ИНН.
Устав школы должен иметь
правильное название образовательного
учреждения, повторяемые во всех документах,
сведения об учреждении образовательного
учреждения, цели и задачи образовательного
учреждения, должна быть отмечена организация
образовательного процесса согласно ст.13
Закона "Об образовании" РФ. Кроме
этого, необходимо прописать права
и обязанности участников образовательного
процесса, аспекты управления образовательным
процессом, типы и виды образовательных
программ. Следует обязательно отметить
наличие свидетельства на землю.
Эксперт должен знать, что Государственные
образовательные учреждения имеют
документы на здания, которые находятся
у них в оперативном
При проведении экспертизы необходимо
проверить наличие оформленных
документов на право землепользования.
Земля в государственных
Кроме этого в пакет документов должен входить договор с медицинским учреждением, если в школе есть медицинский кабинет, договор со школьно-базовой столовой. Обязательно эксперт должен посмотреть Паспорт готовности учреждения, заключения СЭС и Государственного Пожарного Надзора.
Если в школе есть классы, работающие по договору с ВУЗами, то этот договор должен быть обязательно оформлен. Если в школе открыты лицейские, гимназические, профильные классы, то это должно быть подтверждено соответствующими разрешающими документами.
Эксперт смотрит учебный план, учебные программы, используемые в учебном процессе, оборудование и оснащение кабинетов, уровень квалификации педагогов и соответствие его преподаваемому предмету. Обязательно следует отметить особенности учебного плана. Какие предметы интегрированы, на что использован школьный компонент, как занимаются учащиеся профильных и гимназических классов, с какой недельной нагрузкой и по 5-ти или 6-ти дневной учебной неделе.
Уровень квалификации должен соответствовать преподаваемому предмету, учитель должен пройти профессиональную переподготовку, если он не имеет педагогического образования. В личном деле учителя должны быть документы об образовании, о повышении квалификации, о своевременной аттестации.
Если в школе есть какие-либо
курсы (например "Курсы парикмахерского
искусства"), то образовательное
учреждение должно представить лицензию
на осуществление этой услуги, документы,
подтверждающие образовательный уровень
преподавателей курсов, то есть преподаватели
курсов должны иметь педагогическое
образование по специальности "Парикмахерское
дело". Если в образовательном
учреждении работают лица, имеющие
иностранные дипломы, то к ним
необходим нотариально
Необходимо при выходе
в школу знать вид
Лицензирование начинается с изучения пакета документов.
Первое, что изучается
это заявление, которое подавала
школа на лицензирование. В заявлении
обязательно прописывается
Обязательно надо указать год построения школы, расчетную мощность здания и фактическую нагрузку, то есть количество обучающихся.
В заявлении обязательно прописывается контингент учащихся, то есть количество детей соответствующее СаНиП, отвечающее проекту здания школы. Эксперт должен знать, что если детей обучается больше нормы, необходимо организовать вторую смену.
Эксперт в процессе обследования школы проводит изучение материально-технической базы школы. Обязательно в экспертном заключении указывается результат обследования мастерских, классных комнат, кабинетов биологии, химии, физики, информатики, домоводства, спортивного зала. В экспертном заключении обязательно необходимо указать, какие предметы минимально оснащены современным оборудованием, какие максимально, оценить % применения устаревшего оборудования. Необходимо эксперту указать, какие и в каком процентном соотношении используются ТСО и компьютеры, мультимедийное сопровождение, АРМ учителя, переносные компьютерные классы. Особое внимание следует уделить наличию и оснащенности кабинета домоводства (кабинет обслуживающего труда), его современному оснащению новым бытовым оборудованием и приборами. Мастерские также очень важный объект экспертного обследования. В последнее время наличие столярных и слесарных мастерских становится в школах редкостью, хотя они обязательно должны быть представлены для полноты экспертного заключения.
В своей работе эксперт руководствуется правилом: необходимо констатировать, что увидел, а не обсуждать, кто виноват, почему, например, в спортивном зале на стенах развился грибок, а в полу выявлено наличие трещин. Это является нарушением санитарных правил, потому что частичка отшелушенной штукатурки может попасть ребенку в глаз и быть причиной травмы. А трещина в полу может привести к травме ноги ребенка.
При обследовании кабинетов необходимо отметить оснащенность кабинетов, наличие или отсутствие старого и устаревшего оборудования. Особое внимание надо уделить наличию актов о безопасности, инструкций по охране труда. Все эти документы обновляются на 1 сентября.
В каждом кабинете и классной комнате должна быть аптечка, ее набор лекарств соответствует изучаемому предмету или характеру деятельности учащихся. В каждом классе и кабинете инструкция по охране труда должна быть в соответствии с оборудованием кабинета для охраны жизни и здоровью учащихся. Паспорт кабинета должен отражать его наполняемость и систематизацию материала. Лишних, посторонних, захламляющих вещей быть не должно.
В кабинете физики и информатики особое внимание уделяется электро - безопасности (наличие антистатического линолеума и площадей не менее 6 кв.м. на человека в кабинете информатики обязательно), а в кабинете химии очень важным является соблюдение правил хранения реактивов разных химических групп, наличие актов списания реактивов, и соблюдение правил противопожарной безопасности.
Эксперт обязательно должен
обследовать специальные
При выходе в образовательное учреждение эксперт обязательно должен познакомиться с соответствие уровня образования учителей преподаваемому предмету. В экспертном заключении надо отметить сколько учителей имеют высшее педагогическое образование и сколько высшее профессиональное образование и по каким предметам. Необходимо отметить количество учителей с высшей, первой и второй квалификационной категорией. Обязательно нужно отразить повышение квалификации, то есть сколько учителей прошли курсы повышения квалификации на 1 сентября текущего года и сколько направлено на учебу в текущем учебном году. В личных делах учителей должны быть документы об образовании и переподготовке. Следует отметить, что 1 раз в 5 лет учитель должен пройти курсы повышения квалификации. Необходимо знать, что в личных делах учителей обязательно должны быть копии аттестационных листов, подтверждающие соответствующую категорию. Бывают случаи, когда учителем работает специалист без педагогического образования. В этом случае решающую роль играет стаж работы по предмету.
Информация о работе Лицензирование образовательных учреждений