Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:19, реферат
Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава I Педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори……...4
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори……………………………………………………………………………………….7
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………………………………18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им И.А БУНИНА.
Реферат на тему: М.Монтессори об использовании природы в воспитании детей.
Выполнила
Студентка 2-го курса
Заочного отделения
Группы ДП(21)-5
…………….
Елец-2013г.
Содержание
Введение......................
Глава I Педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори……...4
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания
и особенности трактовки
2.2 Сущность, цели и задачи
системы М. Монтессори………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя
М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и
психолога, опытного детского врача
и философа, неутомимого ученого-
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Глава I Педагогическая
деятельность М. Монтессори
1.1 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
В 1900 г. на состоявшейся в
Риме своеобразной олимпиаде учащихся
начальной школы питомцы
Еще большее смятение это событие внесло в жизнь М. Монтессори. Она оставляет работу с аномальными детьми и посвящает свою деятельность обычным детям, которые находились в школах в положении намного худшем, чем ее воспитанники, страдавшие отклонением в развитии.
Стремясь опереться на
современные научные знания, она
вновь поступает в университет
— на философский факультет, где
изучает экспериментальную
Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью М. Монтессори посещает множество начальных школ, внимательно приглядываясь к методам обучения, и все больше испытывает чувство горечи и разочарования. Как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем. Дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного обучения .
Так, постепенно, у М. Монтессори
кристаллизуется ее первое педагогическое
кредо: гуманная педагогика возможна только
тогда, когда ребенку предоставляется
свобода действий, а сдерживают его
лишь в особых случаях. Отсюда она
делает закономерный вывод: если нельзя
изучать ученика, связанного по рукам
и ногам школьной дисциплиной, то
как же его можно образовывать
и воспитывать. Вместо того чтобы
содействовать физическому
В 1907 г. ей представилась
возможность широко применить на
практике результаты своих первых наблюдений
и опытов, проверить правильность
сделанных выводов. Эдуард Таламо -
итальянский миллионер и
На этой своеобразной "экспериментальной площадке" педагог-гуманист разработала специальную среду, окружающую ребенка, стимулирующую его естественное развитие. Дети в "Доме ребенка" находились с 9 ч утра до 16 ч и совмещали свободные игры с молитвами, а разнообразную познавательную деятельность - с пением. Здесь все было приспособлено к тому, чтобы приучить ребенка к самостоятельности и содействовать его разностороннему совершенствованию.
В основу своей педагогической
системы Монтессори положила биологическую
предпосылку - любая жизнь есть проявление
свободной активности. Развивающийся
ребенок обладает врожденной потребностью
в свободе и
Поэтому Монтессори видела
роль педагога не в обучении и воспитании,
а в руководстве
Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребенка. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений.
Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делал сам, следуя "основным правилам" класса и напоминая другим детям о необходимости соблюдать их. Когда ребенок впервые начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам помогал другим, имея сформированные учебные навыки. Благодаря всему этому ребенок также учился вести себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального поведения
Уже к 1909 г. стало ясно, что
замысленный и осуществленный Монтессори
социально-педагогический эксперимент
оказался успешным. С этого времени
ее яркая звезда утвердилась на педагогическом
небосклоне.Постепенно слава педагога-гуманиста
преодолевает границы Италии, и одна
за другой в Рим, в "Дом ребенка",
из Испании и Голландии, Англии и
Швеции начинают приезжать учительницы
начальных классов и
М. Монтессори тоже начинает
свои поездки по различным странам
мира. Ее лекции пользуются феноменальным
успехом.Стремясь донести свое слово до
большого числа слушателей, М. Монтессори
в 1910 г. прерывает личную практику в "Доме
ребенка" и целиком переключается на
экспериментально-
Как это часто бывает,
сложнее всего дело обстояло на родине.
Принципиальный противник всякого
тоталитаризма и насилия, искренне
и глубоко религиозный человек,
М. Монтессори не приняла фашистский
режим Муссолини в Италии и
в 30-е гг. покинула страну. В конце
30-х - первой половине 40-х гг. она жила
в Индии, где ее взгляды обогатились
мудростью восточной
Продолжалась и напряженная научная деятельность. В по сути итоговой работе "Разум ребенка" (1952) М. Монтессори создала не просто новое направление в педагогике - развитие детей первых 3 лет, - а как бы открыла новую планету, которую населяли удивительные существа, похожие на людей, но вместе с тем совершенно другие .В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.Сущность развития младенца - самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Этот-то процесс и формирует у ребенка "прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания".
Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как "абсорбирующий разум". По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а "в его разуме совершается некий химический процесс".
У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную "умственную плоть".
Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори, состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать "разуму ребенка в его работе над своим развитием", поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. Задача педагогов - помощь в жизни ребенка, в его психическом становлении, в "содействии разуму в разнообразных процессах его развития, поддержании сил и укреплении его бесчисленных возможностей". Естественно, для реализации подобной генеральной задачи должна быть создана соответствующая стимулирующая педагогическая среда
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические
основания и особенности
Информация о работе М.Монтессори об использовании природы в воспитании детей