М.Монтессори об использовании природы в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Глава I Педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори……...4
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори……………………………………………………………………………………….7
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат монтессори.docx

— 54.71 Кб (Скачать файл)

Поняв наконец, что ее обязанность - различать, какие поступки надлежит останавливать, а какие - только наблюдать, учительница старой школы ощущает  огромную пустоту в своей душе и начинает мучиться сомнениями, по силам ли ей новое дело. И в  самом деле, неподготовленная учительница  долго еще чувствует себя сбитой с толку, ошеломленной; и чем шире научная подготовка учительницы  и ее осведомленность в экспериментальной  психологии, тем скорее открывается  ей чудо развертывающейся жизни и пробуждается интерес к ней [14, c. 38-41].

Идея свободы ребенка  не то простое понятие свободы, которое  мы черпаем из наблюдений над растениями, насекомыми и т.п. Ребенок в силу характерной для него беспомощности, с которою он рождается, в силу его свойств, как социальной особи, стеснен оковами, ограничивающими  его активность.

Метод воспитания, имеющий  в основе свободу, должен облегчать  ребенку борьбу с этими многообразными препятствиями. Другими словами, воспитание должно приходить к нему на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И  по мере того как ребенок подрастает в подобной атмосфере, его непосредственные проявления становятся более отчетливыми  и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательства  должны клониться к развитию в  ребенке самостоятельности 

Самостоятельность. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.

Что такое отнятый от груди  ребенок? В сущности это дитя, ставшее  независимым от груди своей матери. Вместо этого единственного источника  питания ребенок теперь находит  различные виды пищи; для него источники  существования умножаются, и он до некоторой степени может выбирать свою пищу, в то время как прежде он был безусловно ограничен одной  формой питания.

Однако он все еще зависим, так как он не умеет ходить, не умеет самостоятельно умываться  и одеваться, не умеет просить  о чем-либо языком ясным и удобопонятным. В этом периоде он еще в значительной мере является рабом всякого встречного. Но в возрасте трех лет ребенок  уже должен иметь возможность  проявлять значительную самостоятельность  и свободу.

Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать  детям вступление на этот путь самостоятельности. Педагоги должны учить их ходить без  посторонней помощи, бегать, подниматься  и спускаться по лестницам, поднимать  оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо  и точно выражать свои желания. В  детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы  воспитания в духе независимости. Обыкновенно  педагоги прислуживают детям, и это  не только акт угодливости по отношению  к ним, но и прямой вред, так как  этим можно заглушить их полезную, самостоятельную деятельность. Педагог  склонен видеть в детях нечто  вроде кукол, он их моет и кормит совершенно так же, как если бы это  были куклы. Ни на минуту не задумываясь  над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как  это делать. А ведь он многое должен уметь делать: ведь природа снабдила его физическими средствами для  выполнения разнообразных действий и умственными способностями  для изучения того, как их выполнять. Долг педагога по отношению к ребенку  при всяком случае заключается в  том, чтобы помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа  требует от него. Мать, кормящая своего ребенка и не делающая никаких  шагов, чтобы научить его самостоятельно держать ложку и отыскивать ею рот, мать, которая даже не ест сама на глазах ребенка, чтобы он видел, как  она это делает, такая мать поступает  неправильно. Она оскорбляет основы человеческого достоинства в  своем сыне, она с ним обращается как с куклой, а между тем  это - человек, вверенный природою ее попечениям. Всякому известно, что  обучение ребенка искусству самостоятельно есть, умываться и одеваться —  работа гораздо более скучная  и трудная, требующая неизмеримо большего терпения, чем кормление, умывание и одевание ребенка. Но первый род  работы - труд воспитателя, а второй род работы - легкий и невысокого качества труд прислуги. Эта работа легче для матери, но крайне вредна для ребенка, так как закрывает  путь и ставит препятствия развитию его жизнедеятельности 

Конечные результаты такого отношения матери могут быть чрезвычайно  серьезны. Знатный барин, у которого слишком много слуг, не только впадает  во все большую зависимость от них, но делается в конце концов их истинным рабом; его мышцы слабеют  от бездеятельности и в конце  концов утрачивают свою природную способность  к работе. Ум человека, не трудящегося  над удовлетворением своих нужд, но требующего их удовлетворения от других, становится тяжелым и неповоротливым. Если такой человек когда-нибудь прозреёт и, сознав свое жалкое состояние, пожелает вернуть свою самостоятельность, он убедится, что у него не осталось для этого сил. Вот о каких  опасностях должны думать родители из привилегированных классов, если желают, чтобы их дети самостоятельно и по праву пользовались особыми преимуществами, принадлежащими им. Излишняя помощь есть несомненное препятствие развитию природных сил

Из юного поколения  необходимо создать сильных людей, а сильными людьми называются люди самостоятельные и свободные.

Упразднение наград и наказаний. Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, - расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего "я", его души, где возникают все его активные способности.

"Мне часто приходилось  изумляться, до какой степени  справедлива эта истина. В первый  месяц нашей работы в "Доме  ребенка" учительницы еще не  умели проводить в жизнь педагогические  принципы свободы и дисциплины. Особенно одна из них в мое  отсутствие старалась исправлять  мои идеи введением некоторых  приемов, с которыми она свыклась. Явившись однажды неожиданно  в класс, я увидела на одном  из самых умных наших питомцев  большой греческий крестик из  серебра на красивой белой  ленточке, а другой ребенок сидел  в креслице, демонстративно выдвинутом  на середину комнаты. Первый  ребенок был награжден, второй - наказан. Учительница, по крайней  мере в моем присутствии, не  вмешивалась в дело, и положение  оставалось таким, каким я застала  его. Я промолчала и спокойно  стала наблюдать происходящее. Ребенок  с крестиком ходил взад и  вперед, нося предметы, которыми  он занимался, от своего столика  к столу учительницы, а на  их место кладя другие. Он весь  ушел в свои занятия и, видимо, был счастлив. По комнате он  ходил мимо кресла ребенка,  подвергнутого наказанию. Серебряный  крестик сорвался с его шеи  и упал на пол. Ребенок, сидевший  в кресле, поднял его, покачал  на ленточке, осмотрел его со  всех сторон и затем сказал  товарищу: "Смотри, что ты потерял!" Тот обернулся и с видом  полнейшего равнодушия поглядел  на безделушку; выражение его  лица говорило: "Не мешай мне". И он действительно промолвил: "Мне все равно". -"Вправду  все равно? - переспросил наказанный  ребенок. - Тогда я возьму его  себе". А тот ответил "бери" таким тоном, который ясно говорил:  мол, оставь меня в покое.  Ребенок, сидевший в кресле, приспособил  ленточку так, чтобы крест пришелся  спереди на его розовом переднике  и чтобы можно было свободно  любоваться его блеском и красивой  формой; потом он удобно расселся  в своем креслице и с видимым  удовольствием любовался своей  безделушкой. Так это мы и  оставили, и поступили правильно.  Побрякушка-крестик мог удовлетворить  ребенка, который был наказан,  но не живого ребенка, все  удовольствие которого - в деятельности, в работе" - пишет М. Монтессори  .

 
 
 

 

 

 
 
2.2 Сущность, цели и задачи системы  М. Монтессори

 

Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит  в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все  окружающее как губка. Образование  ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом.

В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая  нравилась ему и соответствовала  его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражнял свои чувства, более того, испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступал не по чьей-то указке, а по собственному желанию.

Другой доминантой системы  Монтессори является максимально возможная  индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко  продуманной и умело инструментированной  программы развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на много лет вперед, органически  соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе пробуждения  и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок  постепенно приобретал чувство независимости  и уверенности. Вместе с тем у  него пробуждалась любовь к учению и формировались мотивы для напряженной  самостоятельной познавательной деятельности.

Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной  системы и создание оригинального  учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании  за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные  способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: "Помоги мне сделать это  самому". Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень  широкой образовательной программы, которая не является программой в  нашем привычном смысле этого  слова. Скорее, это определение стратегии  и тактики деятельности детей  [5, c.3].Монтессори-класс охватывает ряд зон:

зону практической жизни - имеет особенное значение для  маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь  расположены материалы, с помощью  которых ребенок учится следить  за собой и своими вещами. Используя  рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты  и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;

зону сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего  мира. Здесь ребенок может научиться  различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

зоны - языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых  является умственное развитие ребенка.

Многие Монтессори-школы  дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства  и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему  обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически  и помогают ему почувствовать  свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а  также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности  человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а  посредством дидактических материалов - различных игр, приспособлений, - с  которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие  от педагога в традиционной школе  Монтессори-учитель не являемся центром  класса. Когда дети занимаются в  классной комнате, он едва заметен. Учитель  не сидит за столом, а проводит время  в индивидуальных занятиях, работая  с ребенком за столиком или на коврике.

Педагог вмешивается в  деятельность ребенка только в том  случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в  состоянии найти адекватные способы  для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю  как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом  как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с  получением знаний удивительно глубоко  и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества. В  школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном, автономном коврике или столике, и прогресс его виден только по отношению к нему самому [7, c. 8-12].

Каждый Монтессори-класс  неповторим. Несмотря на то, что метод  имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и  каждый Монтессори-класс, будучи зависимым  от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, феномен педагогики М. Монтессори заключается и в  ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал  свободной, самостоятельной, активной личности.

М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой  ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную  предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации заложенного  в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и  духовному развитию. Задача Монтессори-педагога - создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность [6, c. 115-120].

 

 
 
Заключение

 

Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и  корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла "методом  научной педагогики". Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека.

Основой метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными  возможностями, работы известного французского психиатра Эдуарда Сегена, опубликованные в Париже в середине XIX века, и  экспериментальные исследования врача-отоларинголога Жана-Гаспара Итара. Наибольшее влияние  имели работы Эдуарда Сегена, который  предложил ряд теоретических  принципов воспитания, успешно применяемых  в современной педагогике и получивших распространение во многом благодаря  Монтессори. Мария изучила педагогическую систему, разработанную французским  психиатром, и уже в 1898 году начала экспериментальную работу с детьми. Монтессори применила основную идею Эдуарда Сегена — использование  дидактического материала в целях  развития восприятия путем тренировки. При этом она пользовалась как  предложенными Сегеном, так и  разработанными самостоятельно упражнениями. Успех от ее занятий с детьми невозможно было не заметить. Во время открытого  экзамена по орфографии и письму ее выпускники, имеющие несомненные  признаки умственной отсталости, демонстрировали  те же результаты, что и их сверстники, посещающие начальную школу.

В дальнейшем ее опыт получил  практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем  квартале Сан-Лоренцо в Риме "Дома ребенка". Позднее там стали  находиться и школьники до 12 лет.

Информация о работе М.Монтессори об использовании природы в воспитании детей