Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:19, реферат
Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава I Педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори……...4
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори……………………………………………………………………………………….7
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………………………………18
Поняв наконец, что ее обязанность
- различать, какие поступки надлежит
останавливать, а какие - только наблюдать,
учительница старой школы ощущает
огромную пустоту в своей душе
и начинает мучиться сомнениями, по
силам ли ей новое дело. И в
самом деле, неподготовленная учительница
долго еще чувствует себя сбитой
с толку, ошеломленной; и чем шире
научная подготовка учительницы
и ее осведомленность в
Идея свободы ребенка не то простое понятие свободы, которое мы черпаем из наблюдений над растениями, насекомыми и т.п. Ребенок в силу характерной для него беспомощности, с которою он рождается, в силу его свойств, как социальной особи, стеснен оковами, ограничивающими его активность.
Метод воспитания, имеющий в основе свободу, должен облегчать ребенку борьбу с этими многообразными препятствиями. Другими словами, воспитание должно приходить к нему на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок подрастает в подобной атмосфере, его непосредственные проявления становятся более отчетливыми и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности
Самостоятельность. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.
Что такое отнятый от груди
ребенок? В сущности это дитя, ставшее
независимым от груди своей матери.
Вместо этого единственного источника
питания ребенок теперь находит
различные виды пищи; для него источники
существования умножаются, и он до
некоторой степени может
Однако он все еще зависим, так как он не умеет ходить, не умеет самостоятельно умываться и одеваться, не умеет просить о чем-либо языком ясным и удобопонятным. В этом периоде он еще в значительной мере является рабом всякого встречного. Но в возрасте трех лет ребенок уже должен иметь возможность проявлять значительную самостоятельность и свободу.
Всякая педагогическая мера,
мало-мальски пригодная для
Конечные результаты такого
отношения матери могут быть чрезвычайно
серьезны. Знатный барин, у которого
слишком много слуг, не только впадает
во все большую зависимость от
них, но делается в конце концов их
истинным рабом; его мышцы слабеют
от бездеятельности и в конце
концов утрачивают свою природную способность
к работе. Ум человека, не трудящегося
над удовлетворением своих
Из юного поколения необходимо создать сильных людей, а сильными людьми называются люди самостоятельные и свободные.
Упразднение наград и наказаний. Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, - расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего "я", его души, где возникают все его активные способности.
"Мне часто приходилось
изумляться, до какой степени
справедлива эта истина. В первый
месяц нашей работы в "Доме
ребенка" учительницы еще не
умели проводить в жизнь
2.2 Сущность, цели и задачи системы
М. Монтессори
Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом.
В рамках, определенных педагогом,
ребенок мог выбирать работу, которая
нравилась ему и
Другой доминантой системы
Монтессори является максимально возможная
индивидуализация учебно-воспитательной
деятельности, использование четко
продуманной и умело
Важной новацией М. Монтессори
стало разрушение традиционной классно-урочной
системы и создание оригинального
учебного процесса для детей от 3
до 12 лет, построенного на признании
за каждым учеником права на значительную
автономию и самостоятельность,
на свой темп работы и специфичные
способы овладения знаниями. Не случайно
девизом школы Монтессори являются
слова: "Помоги мне сделать это
самому". Это достигалось за счет
реализации в Монтессори-школах очень
широкой образовательной
зону практической жизни - имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;
зону сенсорного развития
- дает ребенку возможность
зоны - языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка.
Многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.
Педагог в школе Монтессори
воздействует на ребенка не прямо, а
посредством дидактических
Педагог вмешивается в
деятельность ребенка только в том
случае, если это необходимо. Он должен
уметь проявить гибкость и быть в
состоянии найти адекватные способы
для оказания помощи воспитаннику.
Ребенок обращается к учителю
как к доброжелательному
Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Итак, феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.
М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Задача Монтессори-педагога - создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность [6, c. 115-120].
Заключение
Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла "методом научной педагогики". Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека.
Основой метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными возможностями, работы известного французского психиатра Эдуарда Сегена, опубликованные в Париже в середине XIX века, и экспериментальные исследования врача-отоларинголога Жана-Гаспара Итара. Наибольшее влияние имели работы Эдуарда Сегена, который предложил ряд теоретических принципов воспитания, успешно применяемых в современной педагогике и получивших распространение во многом благодаря Монтессори. Мария изучила педагогическую систему, разработанную французским психиатром, и уже в 1898 году начала экспериментальную работу с детьми. Монтессори применила основную идею Эдуарда Сегена — использование дидактического материала в целях развития восприятия путем тренировки. При этом она пользовалась как предложенными Сегеном, так и разработанными самостоятельно упражнениями. Успех от ее занятий с детьми невозможно было не заметить. Во время открытого экзамена по орфографии и письму ее выпускники, имеющие несомненные признаки умственной отсталости, демонстрировали те же результаты, что и их сверстники, посещающие начальную школу.
В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме "Дома ребенка". Позднее там стали находиться и школьники до 12 лет.
Информация о работе М.Монтессори об использовании природы в воспитании детей