М.Монтессори об использовании природы в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Глава I Педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори……...4
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори……………………………………………………………………………………….7
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат монтессори.docx

— 54.71 Кб (Скачать файл)

Оформление идей Марии  Монтессори в виде педагогической системы  — того, что мы называем сегодня  Монтессори-педагогикой, — следует  отнести к периоду начала первой мировой войны. В это время  методы педагогики Марии Монтессори и тематическая литература по этому  вопросу быстро распространились во многие страны мира, в том числе  и в Россию. Татьяна Львовна  Толстая, дочь писателя Л. Н. Толстого, разделяла педагогические воззрения  Монтессори и заказывала у нее  отдельные упражнения, активно использовала их для занятий с детьми в Ясной  Поляне. С 1911 года в Петербурге работала педагог Юлия Фаусек, также применявшая  метод Марии Монтессори. Она опубликовала несколько книг на русском языке, в которых предложила интересные варианты использования, развития и  адаптации упражнений Монтессори, особенно в области освоения родного языка, школьных навыков, разработала пособия  для школьников для работы по системе  Монтессори. В дневниковых записях  Фаусек, датированных 1941 годом, сделанных  в блокадном Ленинграде, есть фрагменты, подтверждающие наблюдения Марии Монтессори, которые описывают удивительную способность детей к самоконцентрации. Ребята, посещавшие Монтессори-группу, могли часами заниматься упражнениями, забывая о чувстве голода.

Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок  самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной  личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной  для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать  это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности  и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.

Согласно методике Монтессори, для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая  среда, в которой тот находит  все необходимое для своего развития, "впитывает" правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения  с различными предметами. Эту среду  ребенок воспринимает и сознательно, и неосознанно, свободно проявляя себя в разных видах деятельности.

Подготовленная среда  должна окружать ребенка в течение  всего дня и максимально приближаться к домашней. При этом у ребенка  в любой момент должен быть доступ к так называемым "Монтессори-материалам". Это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы, и т. д.), таблички, дощечки, рамки, подвижный  алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некоторые из них имеют характерный  цвет (например, розовая башня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные  модели - например, глобус "континенты", на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания  континентов.

 

                                                                                                                                                                         

 

                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Афанасьева Т.И.  Учить по Монтессори (из опыта  работы). М., МЦМ, 2006. - 48 с.

2. Богуславский  М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 2004. – 146 с.

3. Богуславский  М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение  к Монтессори // Альманах МАМА. М.  Выпуск I. 1994. – C. 14-34.

4.   Бочкарев Н.Е. Фребель и Монтессори // Свободная трудовая школа.- 1920.-№2.-С.42-51.

5. Валентинов П.  Мария Монтессори и ее метод  // Педагогический вестник. - 1991. - №  34. - C.3.

6. Гессен СИ. Основы  педагогики. Введение в прикладную  философию (параграф Фребель и  Монтессори).- М.: Школа-Пресс, 1995. - 447с.

7. Гребенников Л.  Р. Работа на линии в Монтессори-группе, М. МЦМ, 2006. - 72 с.

8. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для  жизни./ образовательная система  М. Монтессори./Под ред.. Сумнительного  К.Е.. М., МЦМ. - 2006 - 116 с.

9. Кеда Е., Пасс  Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - №  4. - С.38-39.

10.  Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России // Вестник просвещения. - 2003 - № 10. - C.212-218.

11.  Любина Г. А. Работа с родителями в Монтессори-группе (из опыта работы). М. 1995 ММЦ. 40 с.

12.  Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. – 272 с

13.  Монтессори М. Дети – другие. // С вступительной статьей и комментариями К.Е. Сумнительного. - М: "Карапуз". 2004. – 336 с

14.  Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168с.

 


Информация о работе М.Монтессори об использовании природы в воспитании детей