Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Старший дошкольный возраст ребенка – определенный отрезок его жизни, который охватывает промежутки времени от 5 до 7 лет. В это время стремительно увеличиваются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи увеличиваются уже за пределы внутренних взаимоотношений. Ребенок на данном этапе жизни открывает для себя сущность человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему только на пределе доступности. В этот период времени ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Психолого – педагогические основы проблем формирования………..
5
1.1.
Основные понятия по проблеме: понятия и характеристика………….
5
1.2.
Психолого – педагогические исследования в форме межличностных отношений детей дошкольного возраста……………………………….
9
Глава 2.
Особенности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
14
2.1.
Цели и задачи дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
11
2.2.
Анализ дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
17
2.3.
Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…
20
Заключение……………………………………………………………….
26
Список использованной литературы…………………………
Большое значение в формировании этих отношений имеет и сюжетно – ролевая игра, являющаяся для ребенка дошкольника, как справедливо указывал не менее серьезным занятием, чем труд для взрослого. В ней ребенок фактически обучается тем взаимоотношениям, в которые ему придется вступать, когда он станет взрослым.9
Можно предположить, что в отношениях оценочных и деловых в большей степени, чем в отношениях собственно – личностных преобладает рациональное начало, но вместе с тем по сравнению с оценочными и деловыми отношениями детей школьного возраста для дошкольников характерна большая аффектная окраска, большая слитность оценочных и деловых отношений с собственно – личностными.10
Акцентируя внимание больше на единстве всех выделенных видов (слоев) межличностных отношений, чем на их различие, в экспериментальном исследовании была поставлена цель вскрыть, соответственно принятой классификации, три слоя этих отношений. Для изучения каждого из них были разработаны специальные методики, позволяющие рассматривать форму межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
Первый такой слой именуется деловым и обнаруживается при взаимодействии детей в их совместной деятельности и общении. Испытывая потребности в общении со сверстником, ребенок тянется к другим детям, а в условиях деятельности и общения, не регламентированных взрослыми, он старается выбрать в качестве партнера того, кто для него по тем или иным причинам особенно симпатичен или авторитетен.
Вместе с тем детей, играющих в одном объединении, не всегда связывает чувство симпатии – они могут взять в свою группу и неавторитетного ребенка на игровые роли, которые никто не хочет выполнять.
Два других слоя – собственно – личностных и оценочных отношений – могут быть скрыты от непосредственного наблюдения. Эти слои отношений можно обнаружить в полной мере лишь с помощью эксперимента.
Собственно – личностные отношения, частично проявляясь в общении, в своем развернутом виде могут быть выявлены в социометрических выборах. Оценочные же отношения могут проявиться как в общении и деятельности, так и при обосновании дошкольниками своих социометрических выборов. Ведь с пятилетнего возраста дети уже способны дать осознанную словесную оценку качеств сверстника, к которому они питают симпатию.
Общение выполняет не только познавательно – информативные функции, но и экспрессивные. Изучая формы и средства общения ребенка раннего и дошкольного возраста со взрослыми, наряду с общением, решающим, задачу согласования практических действий индивидов, выделяет также вид общения, «направленного на обмен оценочной информацией и носящего ярко выраженные личностный эмоционально-мотивирующий характер».11
Общение детей – дошкольников, определяется как особый вид психической деятельности. Помимо этого, такой процесс непосредственного контактирования, который может быть направлен не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений. Общение, таким образом, может носить как инструментальный, деловой или познавательный характер, так и быть экспрессивным.
Хотя общение является важнейшей сферой проявления отношений, содержание последних внешне выражается в нем частично, а в иных случаях даже неадекватно. В дошкольном возрасте в силу непосредственности детей существует наибольшее соответствие между содержанием отношений и их внешним выражением. Однако даже на стадии дошкольного детства имеют место случаи неадекватного выражения в поведении ребенка истинных его отношений к сверстнику. Такое несовпадение во многом зависит от степени «открытости» ребенка, а также от искренности, с какой он проявляет свои истинные чувства к другому.
Характер взаимосвязи межличностных отношений людей и их совместной деятельности, вопрос о том, что является определяющим в этой взаимосвязи – деятельность или отношения и качества личности, имеет принципиальное методологическое значение.
Совместная деятельность
и вся организация жизни ребенк
Сформированные в таком возрасте умения правильно строить взаимоотношения со сверстниками, сопереживать (радоваться успехам других, огорчаться, если их постигла неудача, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается) помогут детям в дошкольном возрасте, на границе поступления в образовательное учреждение, установить положительные взаимоотношения с детьми и в школе.
Учитывая возрастные особенности ребенка – дошкольника, трудности в установлении положительных взаимоотношений могут быть связаны с мотивационной сферы – с несформированностью соответствующих потребностей и мотивов, а также с несформированностью способов проявления этих отношений. Трудности эти связаны также с неумением адекватно понять состояние другого ребенка и увидеть его затруднения, огорчения (следовательно, трудности могут быть связаны со сферой социальной перцепции – с особенностями восприятия и понимания одного ребенка другим).
Особенностью развития ребенка дошкольного возраста является опосредование всех его отношений с окружающим миром, а также его общения со сверстниками отношениями, которые у него устанавливаются с близкими ему взрослыми.
Глава 2. Особенности дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
2.1. Цели и
задачи дружественного
В данной главе ставится целью рассмотрение как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете взаимодействия между друг другом. Для достижения данной цели необходимо определение задач:
- содержание потребности во взаимодействии, выражающееся в общении;
- рассмотрение мотивов
и средств, побуждающих к
Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно.
Существенно увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.12
В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.
Ребенок старшего дошкольного возраста не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо "накладывать" свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.
Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида.
Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию. Выделяется три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два – три года занимают личностно – деловые; в три – четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре – пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять – шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.13
Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений.
Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2 – 4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника. Общение выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4 – 6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций. А значит и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6 – 7 лет) Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.14
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
2.2. Анализ дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Чтобы сделать выводы и понять суть взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, необходимо понять оценочные отношения к сверстнику.
Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений.15
Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций.
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. Именно в этом возрасте происходит интенсивное формирование и осознание понятий добра и зла.
При этом взрослый, по – прежнему, ключевая фигура для дошкольника, поскольку он основной источник знаний. Если ранее ребенку была важна оценка взрослого за проявленные им умения, то теперь ребенка волнует оценка себя как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпали с его собственными. Отсюда высокая чувствительность ребенка к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.
К 6 – 7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.
К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.16