Межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст ребенка – определенный отрезок его жизни, который охватывает промежутки времени от 5 до 7 лет. В это время стремительно увеличиваются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи увеличиваются уже за пределы внутренних взаимоотношений. Ребенок на данном этапе жизни открывает для себя сущность человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему только на пределе доступности. В этот период времени ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Психолого – педагогические основы проблем формирования………..
5
1.1.
Основные понятия по проблеме: понятия и характеристика………….
5
1.2.
Психолого – педагогические исследования в форме межличностных отношений детей дошкольного возраста……………………………….
9
Глава 2.
Особенности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
14
2.1.
Цели и задачи дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
11
2.2.
Анализ дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
17
2.3.
Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…
20

Заключение……………………………………………………………….
26

Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика (Елена).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Совместная деятельность и вся организация жизни ребенка  требует от дошкольников умения устанавливать контакты с другими детьми, находить в соответствии со своими возможностями себе место в этой деятельности, умения согласовывать свою деятельность с деятельностью других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Общение выполняет не только познавательно – информативные функции, но и экспрессивные. Изучая формы и средства общения ребенка раннего и дошкольного возраста со взрослыми, наряду с общением, решающим, задачу согласования практических действий индивидов, выделяет также вид общения, «направленного на обмен оценочной информацией и носящего ярко выраженные личностный эмоционально-мотивирующий характер».24

Общение детей – дошкольников, определяется как особый вид психической деятельности. Помимо этого, такой процесс непосредственного контактирования, который может быть направлен не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений. Общение, таким образом, может носить как инструментальный, деловой или познавательный характер, так и быть экспрессивным.

На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.25

Практическая значимость работы заключается в том, что  полученные результаты исследования могут  быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей  при решении проблем общения  в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.

 

Список использованной литературы

 

  1. Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 1990. – 528 с.
  2. Аристова И.Л. Общая психология / И.Л. Аристова. – М., 2003. – 105 с.
  3. Бодалёв А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. – М.: изд - во МГУ, 1997. – 256 с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1981. – 536 с.
  5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпов. – М.: изд – во МГУ, 2005. – 400 с.
  6. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии., 1999. - №1.
  7. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / под ред. М.И. Лисиной. – М., 2000. – 208 с.
  8. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/ М.И. Лисина. – М., 1974. – 231 с.
  9. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание., 1989. - № 4.
  10. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М., 1975. – 272 с.
  11. З. и Н. Некрасовы Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. – М.: изд - во: Апрель – Пресс., 2008. – 207 с. 
  12. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 560 с.

1 Сухомлинский В.А.  Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика 1990. С. 143. 

2 Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. Алма – Ата : Образование, 2004. С. 174.

3 Там же. С. 174.

4 Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1976. С. 249.

5 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 141.

6 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 145.

7 Там же. С. 145-146.

8 Бодалев А.А. Личность и общение. М. – 1983. С. 116.

9 Макаренко А.С. Собр. соч. / А.С. Макаренко: Т. 4. М. – 1976. С. 127.

10 Там же. С. 127.

11 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 154.

12 Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. №1.

13 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 184.

14 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 67.

15 Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / под ред. М.И. Лисиной. М., 2000. С. 134.

16 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 68-69.

17 Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. 1998. №3.

18 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.,1981. С. 166.

19 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М., 1994. С. 324.

20 Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. М., 1985. С. 185.

21 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М., 1994. С. 327.

22 Там же. С. 237.

23 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М., 1994. С. 328.

24 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 154.

25 Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. Алма – Ата : Образование, 2004. С. 174.


Информация о работе Межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре