Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Старший дошкольный возраст ребенка – определенный отрезок его жизни, который охватывает промежутки времени от 5 до 7 лет. В это время стремительно увеличиваются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи увеличиваются уже за пределы внутренних взаимоотношений. Ребенок на данном этапе жизни открывает для себя сущность человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему только на пределе доступности. В этот период времени ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Психолого – педагогические основы проблем формирования………..
5
1.1.
Основные понятия по проблеме: понятия и характеристика………….
5
1.2.
Психолого – педагогические исследования в форме межличностных отношений детей дошкольного возраста……………………………….
9
Глава 2.
Особенности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
14
2.1.
Цели и задачи дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
11
2.2.
Анализ дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
17
2.3.
Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…
20
Заключение……………………………………………………………….
26
Список использованной литературы…………………………
Совместная деятельность
и вся организация жизни
Общение выполняет не только познавательно – информативные функции, но и экспрессивные. Изучая формы и средства общения ребенка раннего и дошкольного возраста со взрослыми, наряду с общением, решающим, задачу согласования практических действий индивидов, выделяет также вид общения, «направленного на обмен оценочной информацией и носящего ярко выраженные личностный эмоционально-мотивирующий характер».24
Общение детей – дошкольников, определяется как особый вид психической деятельности. Помимо этого, такой процесс непосредственного контактирования, который может быть направлен не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений. Общение, таким образом, может носить как инструментальный, деловой или познавательный характер, так и быть экспрессивным.
На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.25
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Список использованной литературы
1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика 1990. С. 143.
2 Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. Алма – Ата : Образование, 2004. С. 174.
3 Там же. С. 174.
4 Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1976. С. 249.
5 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 141.
6 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 145.
7 Там же. С. 145-146.
8 Бодалев А.А. Личность и общение. М. – 1983. С. 116.
9 Макаренко А.С. Собр. соч. / А.С. Макаренко: Т. 4. М. – 1976. С. 127.
10 Там же. С. 127.
11 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 154.
12 Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. №1.
13 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 184.
14 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 67.
15 Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / под ред. М.И. Лисиной. М., 2000. С. 134.
16 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 68-69.
17 Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. 1998. №3.
18 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.,1981. С. 166.
19 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М., 1994. С. 324.
20 Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. М., 1985. С. 185.
21 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М., 1994. С. 327.
22 Там же. С. 237.
23 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М., 1994. С. 328.
24 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. С. 154.
25 Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. Алма – Ата : Образование, 2004. С. 174.