Межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст ребенка – определенный отрезок его жизни, который охватывает промежутки времени от 5 до 7 лет. В это время стремительно увеличиваются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи увеличиваются уже за пределы внутренних взаимоотношений. Ребенок на данном этапе жизни открывает для себя сущность человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему только на пределе доступности. В этот период времени ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Психолого – педагогические основы проблем формирования………..
5
1.1.
Основные понятия по проблеме: понятия и характеристика………….
5
1.2.
Психолого – педагогические исследования в форме межличностных отношений детей дошкольного возраста……………………………….
9
Глава 2.
Особенности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
14
2.1.
Цели и задачи дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
11
2.2.
Анализ дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
17
2.3.
Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…
20

Заключение……………………………………………………………….
26

Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика (Елена).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В этом возрасте многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями.

К концу дошкольного  возраста возникают прочные избирательные  привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2 – 3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.

Проблема развития общения  сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся  область возрастной психологии.

Только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых — подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении.17

В настоящее время  важность сверстника в психическом  развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии.

 

2.3. Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

 

Игровая деятельность является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что

В дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. В игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.18

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших.19

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические  качества и личностные особенности  ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Постепенно игровые  действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о  предметах и действовать с  ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.20

Игра как ведущая  деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает  все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими.

Игра – имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Сюжетно – ролевая игра относится к символико – моделирующему типу деятельности, в котором операционально техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделированиятсостоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.21

Центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает соответствующий принятым в обществе нормам и правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать  не так, как он хочет, а так, как  это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.

Все сюжетно – ролевые игры строятся на так называемых замыслах.

Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше значение правил в игре. Поскольку эти игры создаются на основе наблюдения за окружающим миром, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет.22

Деятельность проявляемая в сюжетно – ролевой игре, содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Анализ структуры сюжетно – ролевой игры выделяет единицу игры — роль, которую берет на себя ребенок. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно – мотивационная и операционально – техническая стороны деятельности ребенка. Содержание роли — основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребенка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей.23

Установлены следующие  разновидности ролей, которые принимают  на себя дети – учащиеся в сюжетно – ролевых играх: роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера.

Смена ролей в игре есть смена мотивов. Ребенок удовлетворяется  игрой только в том случае, если ролевые действия привлекательны для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребенок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берет другую роль.

Наиболее характерным  моментом роли является то, что она  не может осуществляться вне практического игрового действия. Это действия со значением, они носят избирательный характер. Игровое действие является способом осуществления роли. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых.

Другой компонент игры — правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка — радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам. Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Игра с правилами дает ребенку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться.

Отличительным признаком  ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет — предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры.

Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нем присутствуют условия преодоления стереотипов  поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлеченность. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

Игра, как и любая  другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, занимает позицию учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Конечно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Однако в совместной игре с детьми необходимо сменить такую позицию на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо или плохо», «правильно или неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого это гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетно – ролевой игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.

Чтобы успешно играть с кем – то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым. Взрослому, играя с ребенком, необходимо пояснять игровые действия и стимулировать к этому ребенка. Однако чтобы такие пояснения он по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

При формировании игровых  умений у детей средством опоры, на которую ссылается в своих действиях воспитатель, является сюжет. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя становится многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных персонажей, который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитателю в совместной игре с детьми необходимо развертывать различные темы сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий.

 

Заключение

 

Подводя итоги, согласно теме формирования межличностных отношений  детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре, целесообразно будет отметить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, начинают развиваться произвольное внимание, произвольная память, воображение, рефлексивное мышление.

В работе были рассмотрены основные проблемы взаимодействия детей к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в соучастии сверстника. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника.

В процессе ролевой  игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.

Игра, является эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

В результате изучения игры как ведущего вида деятельности в  старшем дошкольном возрасте, следует  отметить, что в ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

В сюжетно – ролевой игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять действия действию других игроков.

Информация о работе Межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре