Межпредметные связи на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:45, практическая работа

Краткое описание

Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал «дробный подход» в практике обучения и воспитания школьников.
Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на «части» человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми. С тревогой размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков. «Я думаю, что задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями».

Вложенные файлы: 1 файл

межпредметные связи на уроках географии.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

Межпредметные связи на уроках географии

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Задача школьного  обучения – формирование цельной  гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном  этапе  стал «дробный подход» в практике обучения и воспитания школьников.

Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на «части» человека, начали и воспитывать  его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с  миром и людьми.  С тревогой  размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков.  «Я думаю, что задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями».

Актуальность данной темы заключается в том, что отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экономических, экологических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и общества особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются области географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории.  Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

Используя процесс  интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

- знания приобретают  качества системности; 

- умения становятся  обобщенными, способствуют комплексному  применению знаний, их синтезу,  переносу идей и методов из  одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;

- усиливается  мировоззренческая направленность  познавательных интересов учащихся;

- более эффективно  формируются их убеждения, и  достигается всестороннее развитие личности; способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

 

Среди школьных предметов нельзя выделить главные  и второстепенные. Но зайдите в  разные школы: их учащиеся по-разному, с интересом и без него,  с уважением  и с пренебрежением отзываются об одних и тех  же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии:  от равнодушия до живого интереса и убежденности в необходимости глубокого изучения.

Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве почти каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько прочно и нежно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы. «Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!». Но столь «поразительная область географии» конкретизируется для учащихся практикой преподавания учителя географии. И восхищаясь, и принимая сердцем гоголевские  «Мысли о географии», не следует забывать слов, сказанных профессором В. П. Семеновым-Тян-Шанским на заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «…слишком уж долго сушили географию, усердно превращая ее в долбежно-зубрежный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…»

 

1. Методологические  основы межпредметных связей на уроках географии

 

Трудно назвать  другой школьный предмет, который обладал  бы таким широким, как география, диапазоном  межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и  средств обучения, которое не всегда реализуется учителем. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Одним из главных  аспектов в преподавании является профилактика перегруженности детей домашними заданиями. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность практической направленности обучения.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается  фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Обобщенный характер познавательной деятельности позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Именно поэтому  межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Наиболее точное определение следующее -  межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве. Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе.

Разработка  теоретических основ межпредметных  связей в учебной теме с точки  зрения раскрытия ее ведущих положений  дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

Опорные межпредметные  знания часто носят «стыковой», синтезированный характер. Особенно насыщены ими последние темы. Это и понятно, поскольку многие понятия к концу учебного года осознаются и применяются старшеклассниками на высоком уровне обобщения, в свернутом виде. Таким образом,  анализ содержания рассматриваемых учебных тем показал, что они могут быть изучены на широкой межпредметной основе с целью научного, системного, доступного и всестороннего раскрытия их ведущих положений и создания более целостной системы знаний по каждой теме, а через совокупность тем и по учебному предмету в целом. Ведущие идеи и положения учебных дисциплин выполняют при этом функцию своеобразных стыкующих «стержней».

 

Функции межпредметных связей

 

Межпредметные связи выполняют в обучении географии  ряд функций:

1. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

2. Образовательная  функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

3. Развивающая  функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

4. Воспитывающая  функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

5. Конструктивная  функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Виды  межпредметных связей в содержании обучения географии

Совокупность  функций межпредметных связей реализуется  в процессе обучения тогда, когда  учитель географии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи:

внутрицикловые (связи географии с физикой, химией, биологией) и

межцикловые (связи географии с историей, трудовым обучением). Выделяют также:

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

Понятийные  межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. При этом они углубляются, конкретизируются на географическом  материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

    Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

Самостоятельность учащихся по выявлению и осуществлению  межпредметных связей формируется в результате целенаправленной работы учителя, которая обеспечивает: развитие у школьников умения выявлять ведущие положения изучаемой темы и ведущие идеи всего учебного предмета, развитие умения по организации изучения учебного материала вокруг стержневых положений темы и дисциплины в целом на широкой межпредметной основе, осознание учащимися необходимости и важности межпредметного синтеза как в учебной деятельности, так и в будущей практической работе при реализации важных производственных, социальных и научных задач.

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей.:

 I - начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и

 II - основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Суть этих этапов заключается в следующем:

I Подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учеб-ной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.

На II этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.

 

 

Планирование  и пути реализации межпредметных  связей в обучении географии

 

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя  географии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в  практике обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями химии, физики, биологии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

Информация о работе Межпредметные связи на уроках географии