Межпредметные связи на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:45, практическая работа

Краткое описание

Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал «дробный подход» в практике обучения и воспитания школьников.
Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на «части» человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми. С тревогой размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков. «Я думаю, что задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями».

Вложенные файлы: 1 файл

межпредметные связи на уроках географии.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

Особенно широко можно использовать интеграцию в  профильном обучении в 10-11 классах. Так  нами в группе экономико-географического  профиля поводилось занятие по географии  и экономике по теме " Монополия  и защита конкуренции", где подробно рассматривались ТНК, их роль в мировой экономике, этапы формирования и развития, их типы.

Всё это даёт возможность научить ребят мыслить  абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными  явлениями, вырабатывать собственную  оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и, наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.

Местный край изучается  на уроках разных дисциплин, но самое  широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы. Необходимость  развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Наиболее полное изучение родного края возможно при проведении интегрированного курса "Мой родной край", который могут вести учителя географии, биологии, истории.

Приводим разработку конкретного интегрированного урока  географии и биологии для учащихся 7 класса по теме:

"Путешествие  по Северной Америке"

Цель  урока: используя процесс интеграции наук,  реализующийся через межпредметные связи, создать условия  для обобщения знаний о Северной Америке, их систематизации;

Задачи:

- способствовать развитию умений применять знания в решении практических задач, устанавливать причинно-следственные связи между природными компонентами и явлениями;

- создать условия  для  формирования убеждений  учащихся о необходимости гармоничных  отношений общества и природы.

-способствовать  развитию творческой активности  учащихся;

Оборудование:

  • физическая карта Северной Америки,
  • таблицы,
  • картины,
  • атласы,
  • видеофильм "Каньон Колорадо".

1. Оргмомент

Учитель: - Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и путешествиях? “Познания и странствия неотделимы друг от друга”. Эти слова К. Паустовского стали жизненным кредо многих путешественников.

Ещё совсем недавно такой  далекий материк, как Северная Америка был для нас полным загадок. Разнообразные, уникальные природные комплексы этого материка привлекают сюда множество туристов: рощи гигантских секвой, громадные озера, грязевые вулканы и гейзеры, глубочайшие речные долины – каньоны…

Сегодня на уроке работают пять туристических агентств, которые должны продемонстрировать свои знания о Северной Америке, чтобы получить сертификат на право ведения туристической деятельности, подготовки туристических маршрутов на территории этого материка. Ведь разработать хороший маршрут могут только знающие, творческие, ответственные специалисты.

Руководители агентств, представьте свои агентства.

- Вам предстоит выполнить  задания, за которые вы будете  получать жетоны – красный  ("5"), зеленый ("4"), желтый ("3"). А затем вы представите проекты своих туристических маршрутов по Северной Америке.

 

1. “Конкурс  штурманов”

Задание:

1. Какие это острова,  если их координаты 650 з. д., 320 с. ш.? (Бермудские)

2. Рыбаки на плоту  терпят бедствие, их координаты 1450 з. д., 500 с. ш. В какое течение попал плот? Поможет ли оно людям добраться до берега? (Северо-Тихоокеанское течение, его вынесет к Аляске)

3-6. Чем примечательны  для Северной Америки точки  с координатами:

  • 720 с. ш., 95 0 з. д. (м. Мерчисон – крайняя северная точка)
  • 70 с. ш.,810 з. д. (м. Марьято – крайняя южная точка)
  • 1680 з. д., 660 с. ш. (м. Принца Уэльского - крайняя западная точка)
  • 560 з. д., 550 с. ш. (м. Сент - Чарльз - крайняя восточная точка)

7. Какова глубина в  точке с координатами 800 з. д., 190 с. ш.? В каком море находится эта точка? (7090м., в Карибском)

8. Какой остров имеет  координаты 1100 з. д., 710 с. ш.? (о. Виктория в Канадском арктическом архипелаге)

9. Какой остров имеет  координаты 550 з. д., 490 с. ш.? (о. Ньюфаундленд)

10. Какова глубина в  точке с координатами 940 з. д., 140 с. ш.? В каком океане она находится? (6639 м., Тихий океан)

2. Разминка

- Пока штурманы выполняют задание, команды должны найти и исправить ошибки в

тексте. Вопросы задаются по очереди, каждая из пяти команда  ответит на 2 вопроса.

Первый вопрос:

1. Северная Америка  располагается в северной части  западного и восточного полушарий (Только в западном).

2. Она пересекается  северным полярным кругом, северным  тропиком и экватором. (Экватором не пересекается)

3. Крайняя восточная  точка материка – мыс Сент-Чарльз  – расположена на берегу Атлантического  океана. (Верно)

4. В изучение северо-запада  материка большой вклад внесли русские исследователи. Первое русское поселение в Америке основал Алексей Чириков. (Г. Шелихов)

5. Рельеф западной части материка сформировался на платформе, здесь преобладают равнины. (Восточной)

Второй вопрос:

1. На востоке материка расположены невысокие горы Кордильеры. ( Аппалачи)

2. Сглаженные скалы,  плоские вершины холмов, нагромождения  валунов, вспаханные ледником  котловины встречаются в северной  части материка. (Верно)

3. В северной части  Кордильер поднимается самая  высокая их вершина - гора Митчелл высотой 6194 м, покрытая снегами и ледниками. (Мак-Кинли)

4. В Аппалачах много  месторождений нефти и газа. (Каменного угля)

5. На Миссисипской  и Примексиканской низменностях  расположены месторождения руд разных металлов. (Нефть и газ)

Отчет штурманов: доложить, какие объекты определили по заданным координатам, показать их по карте.

3. Конкурс руководителей  агентств

- Мы должны проверить  вашу компетентность в вопросах  растительного и животного мира  Северной Америки.

1) Угадать животное. Вам предлагается три подсказки. Угадали с одной подсказки – красный жетон, с двух – зеленый, с трех – желтый.

Овцебык:

  • 1 подсказка. В ледниковое время они водились в Сибири, в Европе и в Америке. Сегодня они сохранились только на северо-востоке Канады, Гренландии и на Аляске.
  • 2 подсказка. Ещё недавно они были на грани выживания. Размножаются медленно – раз в год рождают одного теленка, в апреле – мае, поэтому многие погибают.
  • 3 подсказка. Они стойко привязаны к местам обитания – не кочуют, никуда не мигрируют – ни зимой, ни летом. Длинная шерсть: на спине до 16 см, на шее, боках и брюхе до 60-90см. Короткий хвостик (7-10 см). Разросшиеся на лбу рога, образуют что-то вроде шлема.

Пума:

  • 1 подсказка. В Канаде и в США они уцелели только на западе и кое-где в устье Миссисипи и во Флориде. Числилась в близком родстве со львом, поэтому называли “горный лев”, “серебристый лев”.
  • 2 подсказка. Охотничьи владения велики: до 100 миль в окружности. Кочует, нигде долго не задерживается. Сама никогда не нападает на человека. Индейцы считают её другом человека.
  • 3 подсказка. Пятнами или полосами природа её не наградила, хотя котята пятнисты. Пятнистость исчезает после первой линьки. Зверь крупный. Гоняет оленей, нападает на домашних животных, чего люди ей не прощают.

Бизон:

  • 1 подсказка. Дорогой древнейших переселенцев пришли они в Америку с Чукотки на Аляску и дальше на юг. Когда там объявились европейцы, их в Америке было столько, что даже не верится – около 60млн.
  • 2 подсказка. Они – путешественники. К зиме брели к югу, на лето возвращались в более северные страны. Миллионными армадами переходили замерзшие реки, и лед под ними не выдерживал. Говорят, будто многие острова на Миссури и Миссисипи образовались вначале из куч их скелетов.
  • 3 подсказка. Железные дороги принесли им смерть. Их убивали по 250 в сутки и по 100 тысяч за зиму. Было создано специальное общество спасения. Начали разводить в Йеллоустонском национальном парке. Сейчас их более 20 тысяч.

Ондатра:

  • 1 подсказка. Первое знакомство с нашей страной у неё состоялось на Соловках. Туда она явилась в 1928 году, как эмигрантка из Северной Америки.
  • 2 подсказка. В Америке она обитает от Аляски до южных штатов США. Индейцы называли её младшим братом бобра, но они не родственники.
  • 3 подсказка. Ценный пушной зверек. В год добывают около 5 млн. шкурок, мех используют для пошива шапок и шуб. В настоящее время широко распространена и в России. У неё есть и второе имя – мускатная крыса.

Енот:

  • 1 подсказка. Его родина США, южные провинции Канады, Мексики и Центральная Америка. Ростом с лисицу, буро-серый, на морде “маска” - черные полосы. Когти втяжные.
  • 2 подсказка. Он всеяден, ползает по деревьям и нередко таскает кур. Весёлый, живой, игривый, любопытный и незлобный зверь. Ночами деятелен, днем спит на деревьях. Хорошо плавает. В небольших лагунах и впадинах ловит рыб и крабов.
  • 3 подсказка. У него есть одно прозвище, благодаря его удивительной привязанности к воде, повадке “мыть” пищу и другие предметы, даже своих детенышей, которые после таких купаний нередко погибают.

2) Загадки о  растениях.

Хоть чином и не хан – 
На голове – султан, 
А с золотом кубышки 
Запрятаны под мышки. (кукуруза)

 

Висит дом, кверху дном 
Семьсот каморок и все без запорок. 
И в каждой жилец – черный жилет. (подсолнечник)

 

На стебельках белеют чашки, 
А в них и нитки, и рубашки. (хлопчатник)

 

В огороде вырастаю, а  когда я созреваю 
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)

 

Матушкой ласково все  называют 
И всё семейство её уважают. (тыква)

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Как называли кукурузу  индейцы? Что является главным богатством кукурузы?

2. Почему подсолнечник  индейцы считали священным растением?

3. Дайте характеристику  плоду хлопчатника.

4. Почему зелень помидора  используют для борьбы с вредителями?

5. Какие растения из  семейства тыквенных вы знаете?

- Все эти растения  пришли к нам из Северной  Америки, где расположен Мексиканский  центр происхождения культурных  растений. (Демонстрация карты, натюрморта)

4. Конкурс кулинарных  рецептов

Учитель: - При организации туристического маршрута возникнет необходимость организовать питание туристов. Предлагаем каждому агентству защитить подготовленные рецепты кулинарных блюд с использованием растений-выходцев из Северной Америки.

Представлены рецепты  блюд из кукурузы, тыквы, фасоли, подсолнечника, томата.

5. “Архив путешественника”

Учитель: - Готовясь к поездке в Северную Америку, путешественник обнаружил материалы наблюдений, проводившихся в разных районах материка на метеостанциях в пунктах: Упернавик (Гренландия), Принс – Руперт, Сан-Франциско, Канзас-Сити (р. Миссури), Юма.

Однако из-за небрежности  архивариуса этикетки папок с  материалами метеостанций, на которых  были указаны названия, перепутались.

Учтите, что одна папка  оказалась с материалами по метеостанции из другого полушария. Потерялись и  данные о том, в какой природной зоне находится пункт.

Восстановите порядок  в архиве.

На доске таблица, в  которой не заполнены два последних  столбика. Каждая группа получает для  работы карточку, подобную таблице. Название пункта определяем по жребию.

В конце работы представитель группы должен поместить в таблицу карточку с названием пункта и природной зоны.

Ср. t0января

Ср. t0июля

Годовое количество осадков, мм

Пункт

Природная зона

0

+16

2000-3000

Принс-Руперт

Тайга

-24

0

100-250

Упернавик (о. Гренландия)

Арктические пустыни

+8

+16

250-500

Сан-Франциско

Жестколистные, вечнозеленые леса и кустарники

0

+24

500-1000

Канзас-Сити (р. Миссури)

Степь

+8

+24

Менее100

Юма

Полупустыни, пустыни

+24

+8

500-1000

Южное полушарие

-

Информация о работе Межпредметные связи на уроках географии