Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:45, практическая работа
Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал «дробный подход» в практике обучения и воспитания школьников.
Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на «части» человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми. С тревогой размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков. «Я думаю, что задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями».
Учитель географии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в учебных курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд действий:
1) Изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому географическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.
2) Поурочное
планирование межпредметных
3) Разработка
средств и методических
4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения.
5) Разработка
приемов контроля и оценки
результатов осуществления
Межпредметные связи –
«Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких - либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение из области различных предметов по определенной теме. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.
Задача учителя,
планирующего интегрированный урок,
- научить ребят мыслить
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится
с целью изучения, закрепления и обобщения
материала по определенной теме. На уроках
предусматривается смена видов деятельности
учащихся, использование технических
средств (показ слайдов, кинофильмов),
выполнение заданий на закрепление изученного.Интеграция
помогает сблизить предметы, найти общие
точки соприкосновения, более глубоко
и в большем объеме преподнести содержание
дисциплин. Забота о построении содержания
единого курса географии, усиление его
внутренних связей не принижают значения
его взаимосвязей с другими учебными предметами.
В современной школе существует несколько направлений
и уровней интеграции. Это, во-первых,
появление новых курсов, рождение циклов
(блоков) уроков, объединяющих материал
одного или ряда предметов с сохранением
их независимого существования. Во-вторых,
появляются разовые интеграционные уроки
разного уровня и характера.
Выделяют следующие типы уроков для детей разного возраста:
- урок-игра;
- урок-беседа;
- урок-наблюдение или урок-исследование;
- урок-передача;
- уроки-литературно-музыкальные композиции;
- урок-открытие;
- урок-конференция.
Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей.
Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Таким образом, интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала.
Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели
2. Межпредметные связи на уроках географии
Многие географические
понятия не могут быть осознаны и
усвоены учащимися без
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.
Приводим примеры из разных курсов и тем географии.
На первом этапе (в 6 классе) – при изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить пропедевческую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства.
При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.
В курсе математики
6 класса вычисляют среднее
Так, на уроке математики изучается тема "Масштаб", а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме "План и карта". Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии".
Тема "Землетрясения" даётся в курсе географии очень кратко: понятие, причины, районы землетрясений. В курсе же ОБЖ на изучение этой темы отводится больше часов: рассматриваются шкала Рихтера, правила поведения во время землетрясений, оказание первой помощи. Возможен интегрированный урок по географии, ОБЖ и информатике на тему "Стихийные природные явления, связанные с литосферой и правила поведения в экстремальных ситуациях".
На втором этапе (в 7 классе) – в процессе изучения «Географии материков и стран» важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей, МХК для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и общественнонаучных, страноведческих знаний.
Изучив программы обучения по некоторым предметам и сопоставив их во времени, можно выявить некоторые совпадения, которые могут служить основой для разработки интегрированных уроков, и конечно есть большое количество тем, которые похожи по содержанию в разных школьных курсах, но немного разнятся во времени , являются либо закрепляющими, повторяющими пройденный материал, либо предварительными, которые создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем.
При изучении темы «Тропические пустыни Африки» (интегрированный урок география + физика) рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и объясняет физика. Ответить на вопросы: - Почему в Сахаре большие амплитуды температуры воздуха? - Как движутся пески и образуются барханы? – помогает физика. Выполняя практическую работу по определению плотности песка и воды, учащиеся проникают в суть явлений и процессов, происходящих в пустыне.
В математике при знакомстве с геометрией дети изучают фигуры, углы. Важность геометрии, геометрических тел в природе очень велика. И живые примеры можно привести из географии. На интегрированном уроке для детей открытием является то, что Пифагор, чьи "штаны во все стороны равны", первым сделал интереснейшее предположение, что Земля - шар. "Все в природе должно быть совершенно и гармонично. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Земля тоже должна быть совершенна. Стало быть Земля - шар!" - говорил Пифагор.
Жизнь на Земле в значительной мере зависит от формы и размеров нашей планеты, а так же от расстояния до Солнца и угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Это урок "Геометрия вокруг нас" (математика + география).
Урок обобщающего повторения в форме игры - соревнования по теме "Австралия" интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.
При изучении темы "Рельеф России" (8 класс) прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы. На этом уроке ребята закрепляют знание закона сохранения вещества и энергии, знакомятся с физическим понятием деформации и видами деформации, а так же сейсмическими волнами - продольными и поперечными. Решают проблему использования энергии вулканов человеком. Интегрированный урок (география + физика) "Внутренние процессы формирования рельефа".
На уроках темы "Реки России" (8 класс) при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течение года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов наводнений. На интегрированном уроке (география + математика + физика) "Питание и режим рек России" дети понимают, что без знания математики нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Тип урока - комбинированный с практической направленностью.
Интегрированный урок "Реки и человек" (география + биология + химия) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.
На третьем этапе (в 10 классах) – при изучении «Общей географии» необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике, истории, привлекать краеведение с целью получения наиболее полных географических знаний. В первой четверти учащиеся знакомятся материальной и духовной культурой народов по трем предметам: МХК, география, всемирная история.
Урок - конференция "Мировые природные ресурсы, основные черты их географии" (интеграция географии и экологии). На этом уроке дети выявляют особенности современного этапа взаимодействия природы и общества.