Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: воспитание силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.
Для того чтобы раскрыть суть поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретическую основу воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.
Провести анализ воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ..5
Место гимнастики в педагогической системе физического
воспитания…………………………………………………………………………5
Особенности развития силовых способностей у детей среднего
школьного возраста……………………………………………………………...11
1.3 Методы воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в
5–6 классах……………………………………………………………………….16
2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА
УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ…………………………20
2.1 Методика проведения силовых способностей на уроках
гимнастики……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ результатов проведенной методики у детей среднего
возраста………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАН14.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

Упражнения на гимнастических снарядах (на перекладине, брусьях параллельных и разновысоких, коне с ручками, кольцах, бревне) характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм и доступны для применения в занятиях с лицами разного пола, возраста, уровня физической подготовленности.

Прикладные упражнения включают разновидности ходьбы, бега, метаний, лазаний, переползаний, переноски грузов, упражнения в равновесии. Для данной группы упражнений характерны менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи, что способствует формированию умений и навыков активного взаимодействия с окружающей средой. Прикладные упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.

Вольные упражнения (ВУ) – это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции и выполняемых слитно, в соответствии с гимнастическим стилем. ВУ выполняются в более простых и естественных условиях, чем, например, упражнения на снарядах, в связи с чем их применяют для знакомства с характеристиками движений (направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность, выразительность) и овладения их школой; а также для воспитания силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. [6, с. 23]

Упражнения художественной гимнастики – это специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, прыжки, повороты и т.п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). Они носят динамический, танцевальный характер, тесно связаны с музыкой и служат для воспитания гибкости, пластичности, выразительности, координации, совершенствования чувства равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  развития силовых способностей  у детей среднего школьного  возраста

 

Силовая подготовка может обеспечивать развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает три основных направления, деление на которые носит условный характер и принято для простоты, четкости изложения и точности применения упражнений.

При силовом направлении в подготовке решается задача увеличить силу сокращения мышц и скорость движений.

Используются основные соревновательные упражнения или отдельные его  элементы, а также их сочетания  без отягощений или с небольшим  отягощением в виде пояса, жилета, манжетов в беге, прыжках, многоскоках  с разных разбегов; бег, прыжки против ветра, в гору, увеличение длины шагов, расстояния между барьерами, высоты препятствий. Упражнения выполняются  максимально быстро и чередуются с заданной скоростью. В этих упражнениях  достигается наибольшая мощность движений и сохраняется их полная амплитуда. [7, с. 52]

Вес отягощения или сопротивления  составляет от 80% до максимального, а  характер и темп выполнения упражнений различный – от 60% до максимально  быстрого. Чем больше проявляется  сила сокращения мышц и связанные  с этим волевые усилия, тем эффективнее  она развивается. В этих упражнениях  обеспечиваются наивысшие показатели абсолютной силы мышц.

При выполнении специальных упражнений следует придерживаться методических правил:

  • выражать ясно, понимать, какая двигательная задача решается в данном упражнении;
  • развивать двигательные ощущения, мышечную память и контроль за свободой движений;
  • следить за правильным рисунком, амплитудой, темпом и акцентами, а также угловыми значениями проявления максимальных мышечных усилий для избирательного и наиболее точного воздействия на определенные группы мышц в соответствии с рабочими фазами соревновательного упражнения;
  • повторное исполнение неточных движений чаще приносит только вред; [16, с. 55]
  • использовать рефлекторную силу и эластичность предварительно растянутых мышц, постоянно стимулировать рефлекс на растяжение, выполняя упражнения в ритме упругих покачиваний;
  • помнить, что число повторений в одном подходе должно быть до чувства легкого утомления, оптимально 25-30 в прыжковых упражнениях и без отягощений, 10-15 в упражнениях с применением малых отягощений или усилий на тренажерах;
  • до чувства утомления – полного утомления в подходе в упражнениях со средними отягощениями или усилиями; 4-6 повторений и 1-3 в упражнениях с большими и максимальными отягощениями. Продолжительность одного подхода для развития силы в пределах 10 с. Чем больше число повторений и время работы, тем больше развивается силовая выносливость. Отдых между подходами 3 мин. Необходимо использовать смешанные режимы:
  • увеличивать постепенно до максимального темп при многократном повторении упражнений;
  • следует помнить, что изменение скорости движений при выполнении специальных и основного упражнений (от медленного, среднего, быстрого до очень быстрого) значительно обновляет их содержание и вносит новое в ощущения исполнителя. Поэтому правильные, но медленные движения следует рассматривать только как разминочные и настроечные;
  • нагрузка в силовой подготовке должна постепенно по неделям возрастать как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты, темпа выполнения упражнений). Ведущим фактором является увеличение веса отягощения (на 2-3%). Поспешное увеличение отягощения (сопротивления) – злейший враг силовой подготовки. [8, с. 39]

В подростковом возрасте занятия следует  посвящать укреплению всех мышечных групп, воспитанию общей силы. Именно в данном возрасте, наиболее эффективными упражнениями для воспитания силы являются динамические упражнения с отягощением малого и среднего веса. Основная задача силовой подготовки юношей среднего возраста является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата, воспитание умения проявлять усилия двигательного и статического характера в различных условиях. Вместе с тем следует уделять внимание силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных мышечных групп, которые имеют важное значение в избранном виде спорта. К ним относятся, как отмечалось выше, упражнения, имеющие сходство по структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основным (соревновательным) упражнением, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательного упражнения.

В среднем школьном возрасте силовые  способности развиваются также  в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывание, броски, ловля) и без предметов. Выполняют эти  упражнения с предельной и около предельной скоростью с акцентом на точность и сохранение заданной амплитуды. Не обязательно включать все упражнения комплекса в урок и тем более все общеразвивающие упражнения проводить с акцентом на быстроту. Упражнения для развития силовых качеств лучше подбирать, ориентируясь на совершенствуемые, на уроке двигательные действия.

Основными методами воспитания силовых  качеств у подростков является:

  • метод повторного выполнения силовых упражнений без отягощений;
  • метод повторного выполнения силовых упражнений с отягощениями малого и среднего веса;
  • метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц. [15, с. 98]

В значительно меньшей степени  используется метод однократного выполнения силового упражнения с около предельным и предельным весом. Длину дистанции или продолжительность упражнения подбирают таким, чтобы скорость перемещения не снижалась к концу попытки. Учащийся должен стремиться превысить предыдущую попытку. Интервалы отдыха между попытками должны обеспечивать относительно полное восстановление. Первым сигналом для прекращения повторной скоростной работы является снижение скорости в очередной попытке.

Силовые упражнения на уроках гимнастики лучше планировать ближе к началу занятия, когда нервная система подростков находится в оптимальном состоянии. Чистое время их выполнения на отдельном уроке составляет от нескольких секунд до нескольких минут (как правило, не более 2-5). При многократном повторении каких-либо скоростных упражнений у школьника может наступить стабилизация как пространственных, так и временных характеристик. Чтобы этого не наступило, рекомендуется выполнять скоростные упражнения не в стандартном, неизменённом виде, а в вариантных, изменяющихся формах и условиях. Приносят пользу и подвижные, спортивные игры, сопряжённого воздействия, когда одновременно развиваются скоростные и другие способности. [9, с. 52]

Следует отметить, что использование  комплекса специальных силовых  упражнений с отягощением, весом 30-50% от максимального, способствует значительному повышению силовых способностей (до 18%)у детей среднего школьного возраста.

Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает максимальный прирост  силовых способностей (до 19%).

Применение отягощения весом 50-70% от максимального приводит к пропорциональному  развитию скоростных, силовых, силовых  способностей.

Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением  от 30 до 90 % от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывной  силы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке силовой  направленности.

Важно также знать, что при целенаправленном развитии силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе. [14, с. 39]

Высокоэффективное воспитание силовых качеств в среднем  школьном возрасте в различных соотношениях проявления силы и быстроты достигаются  только тогда, когда мы знаем конкретные требования и характеристики движений и лимитирующие звенья при выполнении избранного вида. Необходимо постоянно  ориентироваться на них при выборе соответствующих комплексов специальных  подготовительных упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы воспитания  силовых способностей на уроках гимнастики в 5–6 классах

Методические особенности  основной гимнастики таковы:

  1. Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела. Локальное воздействие на отдельные части тела, и слаборазвитые мышцы достигается подбором исходных положений и способов исполнения упражнений, использованием снарядов массового типа и различных предметов. Избирательное воздействие на различные части тела дает возможность исправлять дефекты осанки, обучать управлению движениями различными частями тела в пространстве и времени. [10, с. 112]
  2. Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания.

Например, обучая лазанью  по канату, можно:

  • формировать прикладной навык;
  • развивать силу рук и плечевого пояса;
  • развивать ловкость, варьируя способы лазанья;
  • развивать быстроту движений (при лазанье на время);
  • развивать способность оценивать движения (при лазанье на заданное время).

При обучении равновесию формируют  прикладные навыки, правильную осанку, совершенствуют функциональную деятельность вестибулярного аппарата, развивают  ее, воспитывают смелость и т.д.

  1. Возможность постоянно повышать трудность двигательных действий, обучая одним и тем же упражнениям.

Гимнастическим упражнениям  свойственно многообразие форм движений: лазанье по наклонно поставленным скамейкам  выполняется различными способами, отличающимися по степени сложности; упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные  учащимся 5–6 классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д. Эта методическая особенность дает возможность качественно и количественно изменять содержание занятий, повышать интерес учащихся и более эффективно решать задачи урока.

  1. Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку, варьируя:
  • подбор упражнений (трудные и более легкие);
  • количество повторений;
  • величину отягощений (сопротивление резины, партнера, вес предметов);
  • способ выполнения упражнений;
  • способ организации занятий (групповая форма дает обычно меньшую нагрузку, чем поточная, а игровая – большую, чем поточная).

В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой  метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех  или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена  классификация В.Г. Василькова):

    • фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;
    • сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;
    • индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;
    • поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек;
    • поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;
    • игровой.

Информация о работе Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания