Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

оля диплом 23 мая.docx

— 973.95 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО КубГУ)

ФППК

 

 

 

 

Допущена к защите «____»_____________________ 2012 г.

___________________________


 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОНОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ  ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

 

       Выполнила:

студентка 5-го курса ЗФО

специальности «Логопедия»

Кулик  О.Н._____________________

                               (подпись)

Научный руководитель

Матвиенко Е.В.  ____________________

                              (подпись)

Научный консультант

Канд.пед.наук, доцент

Смирнова  Л.В. _____________________

(подпись)

Нормоконтролер

Лаврентьева И.В._____________________

             (подпись) 

 

Краснодар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…...……………………………………………………………………....3

1 Теоретические основы  изучения дизартрии………………………………….7

1.1 Дизартрия как следствие нарушения  произношения…………………….....7

1.2  Причины, симптомы и основные  методы  коррекции дизартрии…………9

1.3 Особенности нарушения речевой  функции при дизартрии…....................14

1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции

стертой формы дизартрии………………….........................................…………27

2.  Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30

 2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40

2.2 Содержание и организация  коррекционной работы……………………...43

  2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43

Заключение…………………………………………………………………….....53

Список использованных источников……………………………………..….....55

Приложение А План-конспект занятия с использованием фонопедических упражнений…………………………………………………………………..…..58

Приложение Б Упражнения для голоса………………………………………...61

Приложение В Упражнения дыхательной гимнастики и для языка…………66

Приложение Г Выработка правильного  дыхания……………………………..70

Приложение Д Рекомендации родителям……………………………………...74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования.  В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

 Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Дизартрия часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, фонетико- фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах [6].

У детей  с тяжелыми нарушениями речи  часто наблюдаются нарушения голоса различной степени тяжести, обусловленные различными этиопатогенетическими механизмами.

  Тема квалификационной работы  посвящена достаточно актуальной  теме – использованию методов фонопедической коррекции в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений. Новые разработки этой проблемы с учётом системного подхода становятся достаточно значимыми.

 Новейшие  достижения в изучении механизмов  голосообразования позволили дать  научное обоснование фонопедическим приемам, направленным на восстановление голоса, в том числе и в комплексной коррекции различных речевых нарушений. В коррекционной работе для большей эффективности используются приемы фонопедии, логоритмики, массажа, медикаментозного лечения, физиотерапии и т.д. Доказано, что фонопедические упражнения способствуют более эффективной работе по постановке речевого дыхания, снимают спастичность мышц артикуляционного и дыхательного аппарата, активизируют деятельность мышц, координируют слух и голос,  также эти упражнения необходимы при работе над просодической стороной речи.

Эти расстройства затрудняют процесс обучения детей. Своевременная же коррекция нарушений  речевого развития является необходимым  условием психологической готовности детей к усвоению школьной программы.              

Достоинством  квалификационной работы является ее практическая часть, вторая глава (экспериментальное  исследование), изучение библиографического материала в сочетании с наблюдением, организация и методика проведения исследования, сбор дидактического материала.

Данное  коррекционное направление  освещали в своих работах такие ученые как И.И. Панченко, И.А. Смирнова, В.В. Емельянов и др.

Цель исследования – изучить методы фонопедической  коррекции речи, приемлемые в логопедической работе с детьми  дошкольного возраста с дизартрией в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования – дизартрия как тяжелая речевая патология детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы фонопедической коррекции просодической стороны речи, используемые  логопедической коррекции в дошкольного образовательного учреждения у детей с дизартрией.

Гипотеза – преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей при стертой форме дизартрии в условиях специального дошкольного учреждения эффективнее при использовании фонопедических упражнений.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать  научно методическую литературу  по проблеме исследования.

2. Выявить   группу   детей  имеющих   нарушение просодической стороны   речи.

3. Подобрать   приемы коррекционной  работы  для коррекции стертой дизартрии.

4. Разработать  направление работы по коррекции стертой дизартрии, составить перспективное планирование логопедических занятий, с использованием приемов фонопедической коррекции.

5. Проанализировать  результаты исследования.

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; изучение медицинской психолого-педагогической документации; беседа; наблюдение; проведение коррекционной работы с детьми; качественная обработка и анализ результатов.

Методологические и  теоретические основы исследования: являются работы  Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина  о развитие речи детей дошкольного возраста и коррекции речевых нарушений. А также современные исследования детей разного возраста  с тяжелыми нарушениями речи  и коррекции просодических компонениов речи  при дизартрии И.А. Смирновой, И.И. Мамайчук, работы В.И. Емельянова о развитии координации голоса и слуха.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе сделана попытка, проанализировать и подобрать методы и приемы фонопедической коррекции для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Исследовательская работа позволила глубоко изучить научную литературу по данному вопросу. Эта работа полезна для специалистов работающих в специальных дошкольных образовательных учреждениях, реабилитационных центров, центрах помощи семьи и детям и др.

Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное дошкольное учреждение № 97 г. Краснодара, в эксперименте принимали участие дети старшей логопедической группы в количестве 12 человек.

Структура работы. Дипломная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и 5 приложений на 19 страницах. В работе 4 таблицы, 15 рисунков (7 из них в приложении), текст изложен на 76 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Теоретические основы  изучения дизартрии

 

 

1.1 Дизартрия  как следствие нарушения произношения

 

 

В советской  науке вопрос о дизартрии еще  недостаточно разработан. Так, М.С. Маргулис (1926) относил к дизартрии все двигательные расстройства речи за исключением тех, которые связаны с поражением «кортикальной области двигательных образов слова» и которые проявляются в клинике моторной афазией и апраксией. Все дизартрии он подразделил на бульбарную и церебральную формы, при этом церебральная делилась им на кортикальную и субкортикальную.К последней М.С. Маргулис относил разные варианты капсулярных, экстрапирамидных и мозжечковых дизартрий. 

Дизартрия − нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий [12].

Формы дизартрии  зависят от места поражения. Различают  несколько форм дизартрии:

− бульбарная обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;

− корковая обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;

− мозжечковая обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;

− экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) − дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;

− паркинсоническая − вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;

− псевдобульбарная обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;

− экстрапирамидная обусловлена поражением стриопаллидарной системы;

− стёртая форма − нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной.

холодовая − симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии [12].

Диагноз дизартрии выставляется врачом с  учётом заключения логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи и отражает состояние речи в речевой карте. Немаловажная роль отводится исследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимого практическим психологом).

При дизартрии требуется комплексное  лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным  лечением и ЛФК. Особое значение приобретает  использование при коррекции  произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического  строя, фонематического слуха, поскольку  дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно  обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах  детского сада, в школьные годы − в специальных речевых школах.

Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии