Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

оля диплом 23 мая.docx

— 973.95 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Причины,  симптомы и основные методы  коррекции дизартрии

 

 

Основным  отличительным признаком дизартрии  от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а  вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным [7].

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).  
Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  
       В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая [16].

 Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются  культурно-гигиенические навыки, требующие  точных движений различных групп  мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка  нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его  из одной щеки в другую, втягивать  щеки при открытом рте и сомкнутых  губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать  рот водой.

Дети  с дизартрией не любят и не хотят  застегивать сами пуговицы, шнуровать  ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует  постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать  пуговицы (сначала крупные, потом  мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1 см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах[9,с. 202].

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.  
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.  
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.  
Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа, ритма, модуляции, интонации), вызванные органической недостаточностью мышц речевого аппарата (органические поражения головного мозга). 
Причинами могут быть:

− родовые травмы (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных или стремительных родах, асфиксия при родах);

− внутриутробные поражения плода вследствие хронических болезней матери, заболеваний во время беременности (особенно вирусных), влияния химических препаратов, и т.д. (особенно важны первые 3 месяца беременности, когда закладываются основные системы;

− заболевания ребенка (менингит, энцефалит), черепно-мозговые травмы.  
      То есть в результате действия комплекса причин происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры г.м. по всем уровням к мышцам арт. аппарата. Следовательно - нарушение функционирования.

Симптомы.

Речевые:

− нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

− нарушение просодики − темпа, ритма, модуляции, интонации;

− нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука;

− нарушение грамматического строя речи.

Неречевые:

− нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП);

− нарушение эмоционально-волевой сферы;

− нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление);

− нарушение познавательной деятельности;

− своеобразное формирование личности.

Классификация очень сложная и объемная. Детям  в речевых садах чаще всего  ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению с остальными, встречается чаще всех остальных форм. Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика [10].

 
 
1.3 Особенности  нарушения речевой функции при  дизартрии

 

 

В советской  науке вопрос о дизартрии еще  недостаточно разработан. Так, М.С. Маргулис (1926) относил к дизартрии все двигательные расстройства речи за исключением тех, которые связаны с поражением «кортикальной области двигательных образов слова» и которые проявляются в клинике моторной афазией и апраксией. Все дизартрии он подразделил на бульбарную и церебральную формы, при этом церебральная делилась им на кортикальную и субкортикальную. К последней М.С. Маргулис относил разные варианты капсулярных, экстрапирамидных и мозжечковых дизартрий. 

Л.Б. Литвак (1959) заостряет внимание на локально-диагностическом значении дизартрических расстройств речи. Под дизартрией автор понимает расстройства артикуляции, которые, однако, трактуются им нечетко: в их число включаются различные нарушения темпа, ритма и интонации речи. Специфические особенности невнятного произношения звуков автором упоминаются только при избирательных поражениях двигательных черепно-мозговых нервов. При других формах дизартрии симптом невнятной «смазанной» речи остается не проанализированным [21].

Дальнейшее  изучение природы дизартрии нашло  известное отражение в практике отечественной логопедии и связано  с именем О.В.Правдиной (1969), которой  понятие дизартрии определяется уже с неврологических позиций, и ею же представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. В работе И.И. Панченко (1972) делается серьезная попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с детским церебральным параличом и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы [28].

Как отмечает большинство исследователей, патогенетические механизмы возникновения дизартрии определяются органическим поражением центральной и периферической нервной системы, которые возникают под воздействием экзогенных факторов во внутриутробный период развития, натальный и постнатальный периоды развития ребенка. 

Среди причин возникновения дизартрии важное значение имеют асфиксия, родовая травма, поражение центральной нервной системы вследствие инфекционных заболеваний, черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной системы.

  У Г.А. Волковой находим,  что нарушение просодической  стороны речи при дизартрии  обусловлено следствием поражения  различных структур мозга, необходимых  для управления двигательным  механизмом:

− периферических двигательных нервов, обеспечивающих иннервацию мышц речевого аппарата;

− ядер этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;

− ядер, расположенных в подкорковых отделах мозга и осуществляющих элементарные безусловно-рефлекторные реакции [3].

Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича: нервные импульсы не поступают к  мышцам речевого аппарата, нарушаются обменные процессы, мышцы становятся вялыми, наблюдается атрофия и  атония.

Двигательные механизмы речи обеспечиваются также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

1.Подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса  и последовательность сокращения речевой мускулатуры, координированность в работе артикуляционного аппарата и эмоциональную выразительность речи. Поражение этих структур приводит к нарушению мышечного тонуса, выраженное нарушение просодических характеристик речи – темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности.

2.Проводящими системами, обеспечивающих проведение импульсов от коры головного мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи. Поражение этих структур вызывает центральный парез речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса, усиление безусловных рефлексов;

3.Корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур  возникают различные центральные моторные расстройства.

Поражение отдельных звеньев речевой  функциональной системы в период интенсивного развития может приводить  к сложной дезинтеграции всего  речевого развития. В этом процессе определенное значение имеет поражение  не только собственно двигательного  звена речевой системы, но и нарушения  кинестетического восприятия артикуляционных  поз и движений.

Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц: в полости  рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости  от степени мышечного напряжения при движении языка, губ и других органов артикуляционного аппарата. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении звуков речи [17].

  При дизартрии четкость кинестетических ощущений нарушается,  и ребенок не воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарат, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является основным звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание речевых зон коры головного мозга.    Нарушение обратной кинестетической афферентации задерживает и нарушает формирование корковых структур  (премоторно-лобной и теменно-височной областей коры) и замедляет процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции. Аналогичная недостаточность интеграции наблюдается в работе слуховой и зрительной системы.

Еще в  конце прошлого века предпринимались  попытки не только выделить дизартрию  или симптомы при церебральном параличе, но и описать ее различные клинические формы. Последующие работы лишь дополняли и углубляли наши представления об этом часто встречающемся симптоме церебрального паралича. В частности, особое внимание было уделено вопросам классификации дизартрии.

Анализ научно-методической литературы позволяет резюмировать, что наиболее целесообразной является  классификация по принципу локализации ввиду большей диагностической четкости различных форм дизартрий. Кроме того, системный подход к их анализу, как отмечают Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, дает возможность вести логопедическую работу более дифференцированно. Синдромологическая оценка характера нарушения артикуляционной моторики представляет значительную диагностическую сложность для невропатолога. Она не может быть произведена логопедом, так как в ее основе лежит тонкая дифференциация неврологических синдромов. В ряде случаев полезно сочетать оба подхода [14].

Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии