Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

оля диплом 23 мая.docx

— 973.95 Кб (Скачать файл)

         Контрол.  Митя     Рита      Лада  Экспер.  Ренат      Тагар     Борис

                Света    Жора     Нина                Витя        Сева     Лида  

 

 

Рисунок 8 – Уровень развития звукопроизношения  у детей экспериментальной и контрольной групп на момент констатирующего и контрольного эксперимента

 

Митя  и Света научились управлять мимическими мышцами, но при выполнении и смены мимических поз требуется зрительный контроль. При выполнении заданий, направленных на исследовании орального праксиса, требовалась помощь взрослого, так как попытки исправить ошибки самостоятельно, были безрезультатны, темп движений у детей замедлен. Трудности при выполнении статических упражнений у Нины, но голос у ребенка стал более сильным, появились незначительные голосовые модуляции. При исполнении мелодии, удлинился выдох, научилась дифференцировать ротовой и носовой выдох, дыхание стало ритмичнее. Повторяет простой интеративный ритм.

У Севы и  у Тагара трудности при выполнении упражнений на управление мимической мускулатурой сохранились. Упражнения, направленные на управление оральным праксисом, выполняют без особых затруднений: улучшилась переключаемость с уклада на уклад.  При исполнении отрывка из песни у Вити не хватает дыхания. Жора не может определить движение звукоряда. При обследовании темпо-ритмических компонентов, ребенок не смог повторить сложные ритмические рисунки. Координация дыхания, фонации и артикуляции, нарушена.

При исследовании орального праксиса, у Рената и Лиды наблюдаются незначительные улучшения при выполнении статических и динамических упражнений.  Пропевая отрывок из песни, у детей возникали трудности: не хватало дыхания, голос гортанный, форсированный, слабо выражены голосовые модуляции. Не смог пропеть мелодию с опорой на картинку и без. При выполнении ритмических рисунков, ошибались, сложные ритмические рисунки повторить не смогли.

      Даны рекомендации  по  формированию речевой деятельности  родителям и воспитателям данной  группы детей. Родителям Севы и Тагара, Рената, Лиды рекомендованы упражнения на  формирование  интонационной выразительности, закрепление навыков правильного дыхания: «Произнесение гласных тихим низким голосом»;  «Переход из грудного регистра в фальцетный и обратно». Воспитателям рекомендованы упражнения для всех детей участвующих в эксперименте на   развитие интонации (см. приложение 5), составлен план работы с детьми для общего удобства педагога в работе.

 

 

 

Таблица 4 – План работы с детьми по фонопедической коррекции в

                     логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях

                     специальных дошкольных учреждений

 

Название игры

Цель

Ход

«Расскажи стихотворение»

развитие дыхания и  интонационной выразительности

Предложите  рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы  он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а 
- шепотом, 
- с максимальной громкостью 
- с пулеметной скоростью, 
- со скоростью улитки, 
- как робот, 
- как иностранец.

«Кошки».

развитие дыхания и  интонационной выразительности

Исходное положение ног. Встаньте прямо. Ноги поставьте на ширине бёдер, устойчиво. Ступни стоят почти параллельно, чуть на разворот. Опора на середину стопы.

Исходное положение  корпуса. Спина подтянута. Излучающий центр в груди (свободная, раскрытая грудь излучает солнечный свет).

Исходное положение  рук. Держим кисти, собранные в кулаки, на высоте подреберья (Поза рук как на «Погонщиках», только теперь это лапы затаившейся кошки).

Ход выполнения.Только без паники, но у вас дома завелись мыши. Прикинемся кошкой! Будем совершать повороты всем корпусом с неглубокими приседаниями и резкими хватательными движениями. Ловим мышей, пробегающих то справа, то слева.Эй, кто там разбрасывает мышей?!.. Их нужно не разбрасывать, а хватать!

«Угадай, что это значит?»

учить распознавать интонационные  оттенки

Ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы  не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки  игры. К примеру, договориться, что  слова будут называть предметы, имеющиеся  в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам  список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям  было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными  и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч.


 

Окончание таблицы 4

Название игры

Цель

Ход

«Кулачки»

Развитие дыхания.

Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить  и расставить на ширину плеч, стопы  поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены.

После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время  сильным движением необходимо сжать  пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и  одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый  вдох и сжимание рук в кулаки —  медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти.

«Кораблики».

Развитие дыхания

Наполните таз водой  и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень  хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Дудочка».

Развитие артикуляции, дыхания.

Предложите ребенку высунуть узкий  язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под  лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы  пузырек засвистел, как дудочка.

«Губная гармошка».

Развитие мелкой моторики, дыхания

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы  научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

«Косари».

Развитие движений, дыхания.

Это упражнение можно выполнять под  звуки марша: на слабую долю мелодии  делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах  косой".


 

        В результате проделанной работы  можно сделать следующие выводы. Логопедическое воздействие при  дизартрии является длительным, поэтому нельзя говорить о достижении каких-то определенных результатов за такой короткий промежуток времени. Однако применение фонопедической коррекции позволило значительно ускорить процесс развития просодических компонентов речи, а также значительно улучшить состояние мимической мускулатуры и мелодико-интонационных навыков.

Таким образом, на первом этапе констатирующего  эксперимента велась диагностическая  работа с целью выявления нарушений  просодических компонентов речи. По итогам проведенного исследования, было выявлено пятеро детей. Из отобранных детей были произвольно сформированы две группы: экспериментальная и  контрольная. Для экспериментальной  группы был разработан план коррекционных  мероприятий, состоящий из комплекса  фонопедических упражнений. В формирующий эксперимент были введены упражнения, направленные на развитие мимической мускулатуры, орального праксиса, мелодико-интонационных и темпо-ритмических компонентов речи. В контрольной группе также проводилась коррекция нарушения в речи детей, но упражнения разработанные в плане коррекционных мероприятий не применялись. Контрольный эксперимент, проведенный после формирующего, показал, что введение фонопедических упражнений, действительно способствует развитию просодических компонентов речи: динамика развития просодических компонентов речи у детей экспериментальной группы была значительно выше, чем у детей контрольной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни.

Проведенные нами теоретические исследования и  изученная система фонопедической коррекции в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений, позволяет сделать вывод, что фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией будет эффективным, если детей включать в специально организованную игровую деятельность и тем самым подтвердить гипотезу, что, нормализация  просодической стороны речи у детей с дизартрией будет проходить эффективней, при условии включения нетрадиционных методов фонопедической коррекции и приемов, направленных на формирование мелодико-интонационных компонентов.

Изучая влияние фонопедических упражнений на формирование  и развитии просодических компонентов речи, можно сделать следующие выводы:

  1. Применение комплекса мер в коррекции просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, является важным условием более эффективной коррекции.
  2. Введение комплекса фонопедических упражнений позволяет значительно улучшить слухо-моторную координацию речи детей с дизартрией, а объем и качество орального праксиса, помогает добиться синхронизации дыхания, фонации и артикуляции, улучшить контроль за высотой и силой голоса, а также развить темпо-ритмическое восприятие.
  3. Применение фонопедических упражнений в логопедической работе показано не только для детей с дизартрией, но и для детей с заиканием, алалией, дисфонией  и другими тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционное воздействие в процессе работы с  детьми сосуществлялось с учетом следующих принципов: принцип индивидуальной направленности, принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей, принцип формирования, развития и совершенствования соответствующим возрасту детей речевых навыков. Логопедическое воздействие при стертой форме дизартрии является комплексным, системным и поэтапным. На каждом этапе работы решаются свои конкретные задачи, позволяющие эффективно преодолевать нарушения произносительной стороны речи на всех уровнях [8].

Коррекционная работа проводилась по нескольким основным направлениям: развитие моторики артикуляционного аппарата; развитие общего и речевого дыхания, формирование интонационной  выразительности речи.

Работа  по указанным направлениям осуществлялась в единстве и тесной взаимосвязи, с учетом поставленных целей и  задач, и имела свои специфические  особенности, описанные в работе.

В ходе написания работы была подтверждена гипотеза о том, что преодоление  нарушений произносительной стороны  речи у детей при стертой форме  дизартрии в условиях специального дошкольного учреждения гораздо эффективнее при использовании фонопедических упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М, 1994.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М, 1974.
  3. Бельтюков В.И. Значение исследований произношения в норме для сурдопедагогической и логопедической практики// Дефектология. – М, 1993.
  4. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. - М., 1995.
  5. Волкова Л.С. Логопедия,- М., 1995.
  6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика - М., 2005
  7. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии: Вопросы логопедии. – М., 1978.
  8. Дефектология. Словарь-справочник./ Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2000.
  9. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С.-Пб., 1999.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М., 1973.
  11. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М., 1998.
  12. Загузина И.О. Логопедический массаж. - Краснодар, 2009.
  13. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии// Дефектология, № 5. 2010.
  14. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения.// Дефектология. - №2. 1996.
  15. Лопатина Л.В. , Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии). – СПб.,  2001.
  16. Ляпидевский С.С. Нарушение речи и голоса у детей. – М.,1995.
  17. Логопедия : учебник для студ.дефект.фак.пед.высш.учеб.Л.,1969. заведений/под ред. Л.С. Волковой.-5-е издание., перераб. и доп.- М., 2007.
  18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2003.
  19. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях,- М.,1991,
  20. Мукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М., 1994.
  21. Мартынова Р.И. Основы формы расстройства речи у детей (дислалия и дизартрия в сравнительном плане с позиции комплексного подхода - М.,1992.
  22. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ./ Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной.- 2-е изд., испр. -М., 2003.
  23. Панченко И.И. Дизартрические нарушения и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: Канд.дис.-М., 1974.
  24. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи,- В кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973.
  25. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с церебральным параличом //Дефектология. № 2. 1989.
  26. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1969.
  27. Поваляева М.А Справочник логопеда.- Ростов–на/Д., 2006.
  28. Рыбина З.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу// Дефектология. № 4. 1989.
  29. Семенова К.А. Вопросы патогенеза и терапии речевых расстройств при псевдобульбарной форме ДЦП//Ж.невропатологии и психиатрии им.Корсакова, 2008. № 12.
  30. Смирнова И.А., Артемова Т.В. и др.Использование дидактической куклы в логопедической работе// Дефектология. № 3. 1994.
  31. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. - СПб., 2007
  32. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно- методическое пособие для логопедов и дефектологов.- СПб., 2007.
  33. Токарева О.A. Дизартрии,- В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. Ляпидевского С.С.-М., 1969.
  34. Филичева Т,Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., 1991.
  35. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи.- М., 1994.
  36. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г,А, Основы логопедии.- М., 1989.
  37. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками.- М., 1996.
  38. Хватцев М.Е. Логопедия.- М., 1959.
  39. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М.,2000.
  40. Эйдинова М.Б. и др. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

План-конспект занятия с использованием фонопедических упражнений

 

Тема занятия: формирование навыков голосового аппарата.

Цель занятия: осознание работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Оборудование: салфетка (бинт), индивидуальное зеркало.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.

Четыре раза слегка прикусите  зубами кончик языка. Повторите 4 раза (далее каждое задание исполняется 4 раза). Высовываете язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, до кончика языка.  Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Пощелкайте языком, изменяя  форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.

Приподнимите верхнюю  губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и  попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.

Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».

Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.

Помассируйте  пальцами челюстно-височные суставы.

Сделайте  нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.

Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии