Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

оля диплом 23 мая.docx

— 973.95 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 − Перспективный план работы по преодолению стертой формы

                    дизартрии с помощью фонопедических упражнений для детей

                    старшего дошкольного возраста

 

Этапы

Цель

Задачи

Игры

Оборудование

1.

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных  укладов, устранение повышенной саливации, преодоление нарушений просодической  стороны речи.

Осознание торможения выдоха, осознание атаки  звука и шумового режима гортани, активизация голосового аппарата в  речевом регистре.

Формировать кинестетическую  и кинетическую основу движений ручной и артикуляционной моторики; тренировать  дыхание для выработки правильного  ротового выдоха; формировать базу для правильных артикуляционных  укладов при помощи пассивной  артикуляционной гимнастики; развивать  сенсорные функции (слуховое восприятие и звуковой анализ), восприятие и  воспроизведение ритма.

1.« Упражнения с шариком»

2. «Гармошка»

3. «Маляр»

4. «Катушка»

5.« Футбол»

6. Дыхательная гимнастика.

- «Снег»

- «Кораблики»

-« Футбол»

7. «От шепота до крика».

8.«Волна»

9. «Губная гармошка»

10. «Буль-бульки»

(см.прилож.2,4)

Зеркало, мяч диаметром (10см), шпатель, влажные салфетки, наглядный материал (схема пения), музыкальное сопровождение.


 

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 2

Этапы

Цель

Задачи

Игры

Оборудование

2.

Формирование первичных  коммуникативных произносительных навыков.

Формировать правильные артикуляционные  уклады, автоматизировать поставленные звуки в различных фонетических условиях произношения; формировать  интонационную выразительность, закреплять навыки правильного дыхания; развивать  моторику пальцев рук.

1.«Непослушный язычок».

2."Кто дальше загонит  мяч?"

3 «Индюк».

4«Барабанщики»

Произнесение  гласных:

"Пароход гудит"

" Вкусно"

3. Выработка  правильного дыхания

«Ладошки»

«Насос»

«Большой маятник»

(см.прилож.4)

Зеркало, мяч диаметром (10см), картинки с изображением гласных (У, А, О, И, Я), шпатель, влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

3

Закрепление сформированных навыков правильного произношения в различных ситуациях речевого общения.

Научиться применять полученные на логопедических занятиях навыки в  повседневном общении, в процессе реализации учебного высказывания.

Упражнения на выразительность  речи:

1.«Кто больше?»

2. «Разные голоса».

3. «Построй домик».

4. «Собери цветочек».

5. «Собери яблочки»

6. «Кукла наряжается».

(см.прилож.4)

предметные картинки на  кирпичиках - 7-14 штук, и на большом  треугольнике (крыша), бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья,

предметные картинки на цветных лепестках и на круглой  сердцевине цветка.


 

     Инсценируя сказки в игре «Разные голоса», ребята учились изменять голос, когда они говорили за разных персонажей. Дети изображали персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывали и разыгрывали на ширме диалоги между сказочными героями. Жора и Лада активно вжились в роль рассказчика, детям удалось правильно передать сюжет сказки (см. приложение Г).

Хотелось бы продолжить коррекционную работу по развитию речи с Севой, Тагаром и Ренатом. Родителям рекомендованы игры на развитие дыхания и интонационной выразительности (см. приложение Д).

 

2.3 Анализ результатов исследования

 

      После формирующего этапа эксперимента было проведено повторное исследование речи детей по тем же параметрам, которые использовались при проведении констатирующего эксперимента. Цель данного этапа – выявить состояние развития речи после формирования просодической стороны речи.

Анализируя  данные обеих групп  контрольного эксперимента, можно сделать  вывод, что в рамках данного исследования удалось достичь поставленной цели: фонопедическая коррекция речи, приемлемая в логопедической работе с детьми  дошкольного возраста с дизартрией в дошкольных образовательных учреждениях.

В результате реализации первого этапа перспективного плана по коррекции стертой формы дизартрии методами фонопедической коррекции у детей первой группы, заметно улучшилось состояние мышц лицевой мускулатуры, отмечено улучшение орального праксиса, как статических, так и динамических артикуляционных движений. У детей второй группы движения органов артикуляции стали более точными, несколько увеличился объем и амплитуда движений. Речь стала более модулирована и эмоциональна. Значительно улучшилась координация слуха и голоса, дети научились управлять силой и высотой голоса, речь стала более плавной.

 Сравнение констатирующего  и контрольного эксперимента  приводится в таблице 3.

        Анализируя данные представленные в таблице и на диаграммах, можно сказать следующие. У Лады отмечалось улучшение произвольной мимической мускулатуры (научилась попеременно надувать щеки, переключаемость с одной мимической позы на другую стала точнее). Контрольный эксперимент показал, что девочка научилась дольше удерживать статические позы, переключаемость и амплитуда в динамических упражнениях улучшились. Голосовые модуляции стали более выраженными, увеличилась сила   и объем голоса, дыхание стало более глубоким и ритмичным. Повторяет без ошибок простые ритмические рисунки, в сложных допускает ошибки.

Таблица 3 – Сравнительные результаты констатирующего и контрольного

                      эксперимента (в баллах)

 

Направления обследования

Имя ребенка, возраст

Результат обследования, констатирующий эксперимент

(оценка в баллах)

Результат обследования, контрольный

эксперимент

(оценка в баллах)

  Обследование произвольной мимической  моторики

Митя-6 лет

Света- 6 лет

Рита – 7 лет

Жора- 6,5 лет

Лада- 6,8 лет

Нина- 6,5лет

Ренат- 6,2 года

Витя- 6 лет

Тагар- 6,1 лет

Сева- 6лет

Борис-6лет

Лида-6,5лет

4 балла

4 балла

3 балла

3 балла

1 балл

1балл

2 балла

2 балла

1 балл

1балл

1 балл

1балл

5баллов

5баллов

4балла

4балла

3балла

3балла

3балла

3балла

2балла

2балла

2балла

2балла

  Исследования орального праксиса

Митя-6 лет

Света- 6 лет

Рита – 7 лет

Жора- 6,5 лет

Лада- 6,8 лет

Нина- 6,5лет

Ренат- 6,2 года

Витя- 6 лет

Тагар- 6,1 лет

Сева- 6лет

Борис-6лет

Лида-6,5лет

4 балла

4 балла

3 балла

3 балла

2 балла

2 балла

2балла

2балла

1балл

1балл

1балл

1балл

5баллов

5баллов

4балла

4балла

4балла

4балла

3балла

3балла

2балла

2балла

2балла

2балла


 

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 3

Направления обследования

Имя ребенка, возраст

Результат обследования, констатирующий эксперимент

Результат обследования, контрольный

эксперимент

  Обследование мелодико-интонационных  навыков

    

Митя-6 лет

Света- 6 лет

Рита - 7 лет

Жора- 6,5 лет

Лада- 6,8 лет

Нина- 6,5лет

Ренат- 6,2 года

Витя- 6 лет

Тагар- 6,1 лет

Сева- 6лет

Борис-6лет

Лида-6,5лет

3 балла

3 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2балла

2балла

2балла

1балл

1балл

1балл

1балл

5баллов

5баллов

4балла

4балла

4балла

4балла

3балла

3балла

2балла

2балла

2балла

2балла

  Исследование темпо-ритмических навыков

Митя-6 лет

Света- 6 лет

Рита - 7 лет

Жора- 6,5 лет

Лада- 6,8 лет

Нина- 6,5лет

Ренат- 6,2 года

Витя- 6 лет

Тагар- 6,1 лет

Сева- 6лет

Борис-6лет

Лида-6,5лет

4 балла

4 балла

3 балла

3 балла

2 балла

2 балла

1балл

1балл

2балла

2балла

2балла

2балла

5баллов

5баллов

4балла

4балла

3балла

3балла

2балла

2балла

3балла

3балла

3балла

3балла

Состояние фонематического восприятия

Митя-6 лет

Света- 6 лет

Рита - 7 лет

Жора- 6,5 лет

Лада- 6,8 лет

Нина- 6,5лет

Ренат- 6,2 года

Витя- 6 лет

Тагар- 6,1 лет

Сева- 6лет

Борис-6лет

Лида-6,5лет

0,5 балла

0, 5 балла

0, 25 балла

0,25 балла

0 баллов

0баллов

0 баллов

0 баллов

0 баллов

0 баллов

0 баллов

0 баллов

1балл

1балл

1балл

1балл

0,25баллов

0,25баллов

0,5баллов

0,5баллов

0,25баллов

0,25баллов

0,25баллов

0,25баллов

Исследование звукопроизношения.

Митя-6 лет

Света- 6 лет

Рита - 7 лет

Жора- 6,5 лет

Лада- 6,8 лет

Нина- 6,5лет

Ренат- 6,2 года

Витя- 6 лет

Тагар- 6,1 лет

Сева- 6лет

Борис-6лет

Лида-6,5лет

1,5 балла

1,5 балла

1 балл

1 балл

1 балл

1балл

2балла

2 балла

1балл

1балл

1балл

1балл

3балла

3балла

1,5балла

1,5балла

1,5балла

1,5балла

2балла

2,5балла

1,5баллов

1,5баллов

1,5баллов

1,5баллов


Для наглядности результаты представлены на рисунках 3−8. На рисунках использовались следующие цветовые обозначения:

 -   результаты констатирующего эксперимента


  результаты контрольного эксперимента


    Баллы

5                 5

4            4                             4

3                           3                           3                                 3

2                                         2                                    2                            2                   2

1                                                                               1                       1


Контрол.  Митя      Рита      Лада  Экспер. Ренат      Тагар    Борис                 

                Света    Жора     Нина                 Витя        Сева    Лида   

 

Рисунок 3 – Уровень развития произвольной мимической моторики детей экспериментальной  и контрольной  группы на момент констатирующего и контрольного эксперимента

Баллы

5                     5

4                4                           4                   4

3                              3                                                            3

2                                            2                                  2                           2                 2

1                                                                                 1                   1


 Контрол.     Митя     Рита      Лада Экспер. Ренат     Тагар   Борис   

                    Света    Жора     Нина             Витя        Сева    Лида  

 

Рисунок 4 – Уровень развития орального  праксиса детей экспериментальной и контрольной группы на момент констатирующего и контрольного эксперимента                                                                                                      

 

Баллы

5                5

4                              4                       4

3            3                                                                                       3

2                          2                      2                                      2                      2                    2

1                                                                              1                      1


  Контрол. Митя     Рита      Лада  Экспер.   Ренат    Тагар    Борис                    

                  Света    Жора     Нина                Витя      Сева     Лида 

 

 

Рисунок 5 – Уровень развития мелодико-интонационных  навыков у детей экспериментальной  и контрольной групп на момент констатирующего и контрольного эксперимента

 

Баллы

5                 5

4            4                          4

3                          3                         3                                                               3             3

2                                       2                                                   2           2              2

1                                                                    1


Контрол. Митя     Рита      Лада  Экспер.     Ренат      Тагар   Борис                    

                Света    Жора     Нина                   Витя      Сева   Лида   

 

 

 

Рисунок 6 – Уровень развития темпо-ритмических навыков у детей экспериментальной и контрольной групп на момент констатирующего и контрольного эксперимента

 

 

 

 

Баллы

1                1                   1

0,5        0,5                                                                                      0,5

0,25                 0,25                            0,25                                                 0,25              0,25

0                                        0                                         0                 0                0


 Контрол. Митя     Рита      Лада   Экспер.   Ренат    Тагар    Борис  

                Света     Жора      Нина                 Витя       Сева     Лида   

 

 

Рисунок 7 – Уровень развития фонематического восприятия у детей экспериментальной и контрольной групп на момент констатирующего и контрольного эксперимента

Баллы

3                3                                                                      2       2,5

1,5       1,5                        1,5                1,5                                                      1,5               1,5

1                       1                     1                                                            1                  1

0

Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии