Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………
Таблица 2 − Перспективный план работы по преодолению стертой формы
дизартрии с помощью фонопедических упражнений для детей
старшего дошкольного возраста
Этапы |
Цель |
Задачи |
Игры |
Оборудование |
1. |
Подготовка артикуляционного
аппарата к формированию артикуляционных
укладов, устранение повышенной саливации,
преодоление нарушений Осознание торможения выдоха, осознание атаки звука и шумового режима гортани, активизация голосового аппарата в речевом регистре. |
Формировать кинестетическую
и кинетическую основу движений ручной
и артикуляционной моторики; тренировать
дыхание для выработки |
1.« Упражнения с шариком» 2. «Гармошка» 3. «Маляр» 4. «Катушка» 5.« Футбол» 6. Дыхательная гимнастика. - «Снег» - «Кораблики» -« Футбол» 7. «От шепота до крика». 8.«Волна» 9. «Губная гармошка» 10. «Буль-бульки» (см.прилож.2,4) |
Зеркало, мяч диаметром (10см), шпатель, влажные салфетки, наглядный материал (схема пения), музыкальное сопровождение. |
Окончание таблицы 2
Этапы |
Цель |
Задачи |
Игры |
Оборудование |
2. |
Формирование первичных
коммуникативных |
Формировать правильные артикуляционные уклады, автоматизировать поставленные звуки в различных фонетических условиях произношения; формировать интонационную выразительность, закреплять навыки правильного дыхания; развивать моторику пальцев рук. |
1.«Непослушный язычок». 2."Кто дальше загонит мяч?" 3 «Индюк». 4«Барабанщики» Произнесение гласных: "Пароход гудит" " Вкусно" 3. Выработка правильного дыхания «Ладошки» «Насос» «Большой маятник» (см.прилож.4) |
Зеркало, мяч диаметром (10см), картинки с изображением гласных (У, А, О, И, Я), шпатель, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. |
3 |
Закрепление сформированных
навыков правильного |
Научиться применять полученные на логопедических занятиях навыки в повседневном общении, в процессе реализации учебного высказывания. |
Упражнения на выразительность речи: 1.«Кто больше?» 2. «Разные голоса». 3. «Построй домик». 4. «Собери цветочек». 5. «Собери яблочки» 6. «Кукла наряжается». (см.прилож.4) |
предметные картинки на кирпичиках - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша), бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья, предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка. |
Инсценируя сказки в игре «Разные голоса», ребята учились изменять голос, когда они говорили за разных персонажей. Дети изображали персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывали и разыгрывали на ширме диалоги между сказочными героями. Жора и Лада активно вжились в роль рассказчика, детям удалось правильно передать сюжет сказки (см. приложение Г).
Хотелось бы продолжить коррекционную работу по развитию речи с Севой, Тагаром и Ренатом. Родителям рекомендованы игры на развитие дыхания и интонационной выразительности (см. приложение Д).
2.3 Анализ результатов
После формирующего этапа эксперимента было проведено повторное исследование речи детей по тем же параметрам, которые использовались при проведении констатирующего эксперимента. Цель данного этапа – выявить состояние развития речи после формирования просодической стороны речи.
Анализируя данные обеих групп контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что в рамках данного исследования удалось достичь поставленной цели: фонопедическая коррекция речи, приемлемая в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с дизартрией в дошкольных образовательных учреждениях.
В результате реализации первого этапа перспективного плана по коррекции стертой формы дизартрии методами фонопедической коррекции у детей первой группы, заметно улучшилось состояние мышц лицевой мускулатуры, отмечено улучшение орального праксиса, как статических, так и динамических артикуляционных движений. У детей второй группы движения органов артикуляции стали более точными, несколько увеличился объем и амплитуда движений. Речь стала более модулирована и эмоциональна. Значительно улучшилась координация слуха и голоса, дети научились управлять силой и высотой голоса, речь стала более плавной.
Сравнение констатирующего и контрольного эксперимента приводится в таблице 3.
Анализируя данные представленные в таблице и на диаграммах, можно сказать следующие. У Лады отмечалось улучшение произвольной мимической мускулатуры (научилась попеременно надувать щеки, переключаемость с одной мимической позы на другую стала точнее). Контрольный эксперимент показал, что девочка научилась дольше удерживать статические позы, переключаемость и амплитуда в динамических упражнениях улучшились. Голосовые модуляции стали более выраженными, увеличилась сила и объем голоса, дыхание стало более глубоким и ритмичным. Повторяет без ошибок простые ритмические рисунки, в сложных допускает ошибки.
Таблица 3 – Сравнительные результаты констатирующего и контрольного
эксперимента (в баллах)
Направления обследования |
Имя ребенка, возраст |
Результат обследования, констатирующий эксперимент (оценка в баллах) |
Результат обследования, контрольный эксперимент (оценка в баллах) |
Обследование произвольной |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита – 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис-6лет Лида-6,5лет |
4 балла 4 балла 3 балла 3 балла 1 балл 1балл 2 балла 2 балла 1 балл 1балл 1 балл 1балл |
5баллов 5баллов 4балла 4балла 3балла 3балла 3балла 3балла 2балла 2балла 2балла 2балла |
Исследования орального праксис |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита – 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис-6лет Лида-6,5лет |
4 балла 4 балла 3 балла 3 балла 2 балла 2 балла 2балла 2балла 1балл 1балл 1балл 1балл |
5баллов 5баллов 4балла 4балла 4балла 4балла 3балла 3балла 2балла 2балла 2балла 2балла |
Окончание таблицы 3
Направления обследования |
Имя ребенка, возраст |
Результат обследования, констатирующий эксперимент |
Результат обследования, контрольный эксперимент |
Обследование мелодико-
|
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита - 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис-6лет Лида-6,5лет |
3 балла 3 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2балла 2балла 2балла 1балл 1балл 1балл 1балл |
5баллов 5баллов 4балла 4балла 4балла 4балла 3балла 3балла 2балла 2балла 2балла 2балла |
Исследование темпо-ритмических навыков |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита - 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис-6лет Лида-6,5лет |
4 балла 4 балла 3 балла 3 балла 2 балла 2 балла 1балл 1балл 2балла 2балла 2балла 2балла |
5баллов 5баллов 4балла 4балла 3балла 3балла 2балла 2балла 3балла 3балла 3балла 3балла |
Состояние фонематического восприятия |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита - 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис-6лет Лида-6,5лет |
0,5 балла 0, 5 балла 0, 25 балла 0,25 балла 0 баллов 0баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов |
1балл 1балл 1балл 1балл 0,25баллов 0,25баллов 0,5баллов 0,5баллов 0,25баллов 0,25баллов 0,25баллов 0,25баллов |
Исследование |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита - 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис-6лет Лида-6,5лет |
1,5 балла 1,5 балла 1 балл 1 балл 1 балл 1балл 2балла 2 балла 1балл 1балл 1балл 1балл |
3балла 3балла 1,5балла 1,5балла 1,5балла 1,5балла 2балла 2,5балла 1,5баллов 1,5баллов 1,5баллов 1,5баллов |
Для наглядности результаты представлены на рисунках 3−8. На рисунках использовались следующие цветовые обозначения:
- результаты констатирующего эксперимента
результаты контрольного эксперимента
Баллы
5 5 |
4 4 4 |
3 3
3 |
2 |
1 |
Контрол. Митя Рита Лада Экспер. Ренат Тагар Борис
Света Жора Нина Витя Сева Лида
Рисунок 3 – Уровень развития произвольной мимической моторики детей экспериментальной и контрольной группы на момент констатирующего и контрольного эксперимента
Баллы
5 5 |
4 4 4 4 |
3 3 |
2 |
1 |
Контрол. Митя Рита Лада Экспер. Ренат Тагар Борис
Света Жора Нина Витя Сева Лида
Рисунок 4 – Уровень развития орального
праксиса детей экспериментальной и контрольной
группы на момент констатирующего и контрольного
эксперимента
Баллы
5 5 |
4 4 4 |
3 3 |
2 2
2 |
1 |
Контрол. Митя Рита Лада Экспер. Ренат Тагар Борис
Света Жора Нина Витя Сева Лида
Рисунок 5 – Уровень развития мелодико-интонационных
навыков у детей
Баллы
5 5 |
4 4 4 |
3 3
3 |
2 |
1 |
Контрол. Митя Рита Лада Экспер. Ренат Тагар Борис
Света Жора Нина Витя Сева Лида
Рисунок 6 – Уровень развития темпо-ритмических навыков у детей экспериментальной и контрольной групп на момент констатирующего и контрольного эксперимента
Баллы
1 1 1 |
0,5 0,5 |
0,25 0,25 |
0 |
Контрол. Митя Рита Лада Экспер. Ренат Тагар Борис
Света Жора Нина Витя Сева Лида
Рисунок 7 – Уровень развития фонематического восприятия у детей экспериментальной и контрольной групп на момент констатирующего и контрольного эксперимента
Баллы
3 3 |
1,5 1,5
1,5
1,5 |
1 1
1 |
0 |
Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии