Методика изучения морфемного состава слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Исследовать значение и задачи работы над морфемным составом слова в начальных классах.
2. Рассмотреть лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе методы и приемы изучения темы «морфемика» и «словообразования» в начальной школе.

Содержание

Введение
1. Значение и задачи работы в начальных классах над морфемным составом
2. Методика изучения морфемного состава слова начальной школе.
2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе
2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Заключение
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

    Тема «Состав слова» в этом аспекте очень важна, поскольку для формирования чувства языка необходимо понимание особенностей морфемного состава слова, словообразования и словоизменения. 
В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые, так и школьники смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известным однокоренным словом. «Тенденция самостоятельно раскрывать значения неизвестных слов, - пишет А. Н. Гвоздев, — путем расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно действующей... С ее помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе» [6,с.110]. 
    Приступая к изучению темы «Состав слова», второклассники уже вполне свободно владеют русским языком, знают много слов, интуитивно способны легко и правильно образовывать слова. С другой стороны, они не имеют достаточно развитого аналитического, абстрактного мышления, которое необходимо для обобщения наблюдений фактов языка.

       Вся система  работы учителя при изучении  морфемики должна быть рассчитана  на то, чтобы: 1) выработать у детей  умение выделять ту или иную  морфему и образовывать слова  с их помощью; 2) научить определять  значения, заключенные в морфемах; 3) приоритет в отборе упражнений отдавать тем, которые служат развитию логики и культуры речи; 4) не терять из виду перспективу, состоящую в том, что формируемое у детей умение обнаруживать морфемы важно не только само по себе, но и, в первую очередь, как средство для обогащения активного словаря детей, развития орфографических навыков.    Задача учителя — создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.

Динамика распределения предметного материла темы «Морфемика и словообразование»  по классам см. прил №1

 Изучение морфемики должно осуществляться в системе. Под системой изучения языкового материала известный методист М.Р. Львов понимает целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических). Система определяет: место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку; последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания;  взаимодействие между изучением морфемного состава слов и его лексического значения; связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний в области словообразования и грамматики. [24,с.47]

     Известный методист  Т.Г. Рамзаева   выделяет в системе  изучения морфемики в начальной  школе четыре этапа:

    1. Пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.
    2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении.
    3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок.
    4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи.   [34,с. 35]

       По мнению П.С. Жедек и Т.Г. Рамзаевой, работа по изучению морфемики требует учета языковых закономерностей.

       Морфема –  это минимальная значимая часть  слова, которая, как и всякая другая  языковая единица, имеет две неразрывно  связанные между собой стороны: внешнюю (звуковой состав) и внутреннюю (значение). Морфема выделяется в ряду слов, имеющих сходство по указанным двум признакам: общность в значении и фонемном составе. Например, «слова волчонок, медвежонок, козленок имеют одинаковую часть –онок (-ёнок) и обозначают детенышей животных. Если же мы включим в тот же ряд слова кружок, сахарок, басок и т.п. на том основании, что в них есть отрезок –ок, такой же, как в первых трех словах, то исчезнет второй необходимый признак – общее в значении; о последних трех словах никак нельзя сказать, что они обозначают детенышей. Следовательно, часть –онок не делится на более мелкие отрезки и представляет собой один суффикс» [9,с. 62]

      П.С. Жедек и Т.Г. Рамзаева считают, что при анализе  слов по составу с позиций  современного русского языка необходимо обращаться к их происхождению. В свое время красивый и красный в сознании людей были связаны. Но в современном языке нельзя слово прекрасный трактовать как обозначающее что-то очень красное (ср.: премудрый – очень мудрый, пренеприятный – очень неприятный и т.п.). Поэтому приставку пре- в слове прекрасный нет оснований вычленять как отдельную морфему. Таким образом, необходимо обратить внимание учителей на то, что надо четко различать при работе со словами два типа разбора: современный и исторический. 

     Знание важных языковых  закономерностей, понимание последовательности  и специфики работы по изучению  морфемики в том или ином  классе необходимы учителю для  организации условий, при которых  дети смогли бы успешно справляться  с поставленными задачами при изучении темы «Состав слова».

     Таким образом, в процессе  обучения родному языку морфемика  и словообразование должны быть  максимально приближены к потребностям  речевой практики. В соответствии  с этим основная цель работы  в области состава слова и словообразования состоит в развитии умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленного на решение конкретной языковой задачи (словообразовательной, лексической, орфографической, грамматической).

      С целью выявления возможностей современных программ и учебников по русскому языку для осуществления комплексной работы при изучении темы «Состав слова», был проведен их сопоставительный анализ.

       В  настоящее  время существует большое количество  программ и учебников, рекомендуемых  или допущенных Министерством  образования и науки Российской Федерации.  Для сопоставления были отобраны программы и учебники из традиционной системы («Русский язык» Рамзаева Т.Г., «К тайнам нашего языка» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.), из «Системы Л.В. Занкова»  ( «Русский язык» Нечаева Н.В.) и программы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова («Русский язык» Репкин В.В.).

«Классическая начальная школа» «Русский язык»,

автор Рамзаева Т.Г..

    Рамзаева Т.Г. заявляет в качестве основной задачи своей программы – развитие человека как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Этим обуславливается отбор знаний, включенных в данную программу.  

      В каждом классе  все стороны языка изучаются  во взаимосвязи, а не изолированно  друг от друга. Например, морфемный  состав слова познается учащимися  во взаимосвязи с лексикой  и элементами стилистики. На базе  фонетических знаний и знаний  морфемного состава слова младшие школьники овладевают орфографическими навыками. Такой подход способствует пониманию языка как сложного многомерного явления. Весь начальный курс представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

      Постепенное усложнение от класса к классу характерно и для раздела «Состав слова»: 2 класс - ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень»; 3класс - ознакомление с понятиями «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставок; 4 класс - углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи формирования навыков правописания безударных падежный окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

       В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее достоверными нормами литературного языка: правильное произношение слов (орфоэпические нормы); правильное построение предложений и употребление грамматических форм слов (грамматические нормы); употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления). [59]

Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения. Надо учить детей исправлять речевые ошибки и пользоваться различными словарями. Это естественный путь к овладению нормами русского языка.

Традиционная программа «Русский язык»,

автор Соловейчик М.С.

     Особенность курса  заключается в его практической  направленности. У учеников формируют  потребность грамотно выражать свои мысли, быть достойным носителем родного языка, уметь находить общий язык в различных речевых ситуациях.

        Второй особенностью  курса является системное формирование  орфографической зоркости еще  на этапе обучения грамоте. Школьники учатся обнаруживать корневые орфограммы еще до изучения темы «Состав слова».

       Третья особенность  связана с самим процессом  обучения: автор программы не  только предоставляет знания  по курсу, но и обучает способам  действий, которые необходимы для  успешного общения.

    Во 2 классе с опорой  на понятия: корень слов, окончание  ведется орфографическая работа; понятия: приставка и суффикс  рассматриваются в разделе «Состав  слова». В 3 классе вводится понятие  основа, изучаются орфографические  правила корня, суффиксов, окончания. В 4 классе систематизируются представления младших школьников об устройстве русского языка, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа «Русский язык», автор Нечаева Н.В.

        Являясь частью  целостной дидактической системы  развивающего обучения, содержание  курса русского языка направлено  на общее развитие личности  учащегося.

       В основу данного  курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

       В качестве  цели курса русского языка  выдвигается   освоение учащимися  основной для родного языка, коммуникативной  функции и в результате –  воспитание грамотного носителя родного языка. Только в процессе пользования языком, по мнению автора, происходит корреляция грамотности и понимания, механизмов восприятия и порождения речи, то есть между собственно системой языка и функциональным его значением.

       Ведущей задачей обучения родному языку Нечаева Н.В. считает развитие речи школьника во всех ее формах. Для решения этой задачи необходимы три условия: мотивация, содержательность речи и ее правильность. Курс характеризует практическая направленность на пользование языком.

         Понятия: корень  слова, окончание, приставка и суффикс  вводятся во 2 классе. Тогда же  рассматриваются корневые орфограммы, проводятся наблюдения над семантическим  значением некоторых приставок  и суффиксов. В 3 классе вводится  понятие основа слова и рассматриваются роли суффиксов и приставок в основе слова.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Программа «Русский язык»,

авторы – составители: П.С.Жедек, В.В. Репкин, Л.И. Тимченко.

       В формировании  у школьников навыков чтения  и письма видят авторы предпосылку успешности всего последующего обучения. На всем протяжении курса прослеживается понимание важности задачи по развитию речи.

       Данная программа  знакомит детей с особенностями  языка как знаковой системой  и средством общения, подразумевая деятельное участие школьников в процессе познания как субъектов учения.

        Формирование  учебной деятельности  предполагает  выделение, осознание и последующую  конкретизацию учащимися принципа  построения того или иного  действия с изучаемым объектом.

       Уже в первом  классе учащиеся работают с  морфемами как объектами орфографического  действия, когда возникает необходимость  проверить орфограмму в корне  слова. Нужно отметить, что в данной  программе понятию «морфема»  уделяется особое внимание. Во 2 классе дети знакомятся с окончанием как средством выражения грамматических значений слова. При изучении частей речи в 3 классе выделяются приставки и суффиксы.

      Завершив анализ  программ, обратим внимание на  неодинаковый методический подход к последовательности введения понятий из области морфемики. Методисты давно спорят: что изучать раньше – приставку или суффикс. В пользу первенства изучения приставки выдвигаются следующие аргументы: 1) так изучали уже на протяжении двухсот лет; 2) приставка стоит в начале слова; 3) работать с приставками легче, так как их гораздо меньше, чем суффиксов. В пользу изучения суффиксов до изучения приставок говорят такие факты: 1) суффиксы дают больше возможностей для семантической работы; 2) суффиксы теснее связаны с образованием частей речи, что повышает возможности развития речи; 3) средняя школа поддерживает данные взгляды, утверждая что изучение суффиксов дает возможность применять исследовательские методики обучения.

Информация о работе Методика изучения морфемного состава слова