Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Исследовать значение и задачи работы над морфемным составом слова в начальных классах.
2. Рассмотреть лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе методы и приемы изучения темы «морфемика» и «словообразования» в начальной школе.
Введение
1. Значение и задачи работы в начальных классах над морфемным составом
2. Методика изучения морфемного состава слова начальной школе.
2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе
2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Заключение
Литература
Приложение
Как следует из таблицы 1, многие учебники предлагают вводить понятия приставка и суффикс одновременно, объясняя это одинаковой функцией данных частей слова.
Таблица 1.
Введение морфемных понятий в современных учебниках
Автор(ы) программы |
Особенности введения понятий |
Рамзаева Т.Г. |
Корень, окончание, приставка, суффикс. |
Соловейчик М.С. |
Корень, окончание, приставка + суффикс, основа. |
Нечаева Н.В. |
Корень, окончание, приставка + суффикс, основа. |
Жедек П.С., Репкин В.В., Тимченко Л.И. |
Окончание, основа, корень приставка + суффикс. |
Решение комплекса грамматико-орфографических и речевых задач, запланированных программой, может быть реализовано в том случае, если обеспечивается материалами соответствующих учебников русского языка. В таблице 2 приводим примеры раскрытия морфемных понятий в различных учебниках. См. прил №2 (таблица 2)
Как видим из таблицы, морфемные понятия характеризуются приблизительно одинаково, исключение составляет учебник В.В. Репкина. Отметим также, что в учебниках Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. и Репкина В.В. более широко представлены признаки корня слова.
«Русский язык» автор Рамзаева Т.Г.
Материал учебника для 2 класса включает в себя разнообразные задания по теме «Родственные слова. Корень слова».
Приведем примеры таких заданий:
Как видим, на страницах
учебника встречается много
Однако, в учебнике отсутствуют упражнения на группировку, классификацию и обобщение, которые ведут к успешному усвоению учебного материала.
В учебнике для 3 класса находим много упражнений, направленных на отработку умений выделять в словах значимые части и образовывать слова из данных морфем. Приведем примеры таких заданий:
Эти упражнения носят тренировочный характер и достигают своей цели.
«К тайнам нашего языка»
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
В данном учебнике
большое внимание уделено
Для формирования
морфемных умений в учебнике
представлен разнообразный
Все задания, вся информация
обращены непосредственно к
Приведем примеры подобных упражнений:
«Русский язык»
Н.В. Нечаева
В данном учебнике
реализуются дидактические
Автор считает, что
наиболее эффективным для
Часто встречаются задания с недостающими данными (составление слов из одних букв согласных, правило с пропущенными данными и т.д.) или
задания с избыточными данными (правила в виде популярного текста, «лишнее» слово). Ученикам предлагают понаблюдать за изменением смысла слова при изменении морфемы и самостоятельно сделать предположение о значении той или иной морфемы.
Упражнения, представленные в данном учебнике, требуют многоаспектного анализа. Явления языка предстают перед учениками целостно: в тесном переплетении смысла слова и грамматических законов. Здесь ученики работают на уровне смысла слов и теории языка. Они на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Таким образом, обеспечивается многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, создавая условия для активной коммуникации учеников и формируя прочность усвоения программного материала.
«Русский язык»
Репкин В.В.
В данных учебниках
большое внимание уделено
Для формирования
морфемных умений учащихся в
учебниках представлен
Завершив анализ программ и учебников различных систем обучения, мы сделали вывод о том, что они предоставляют учителю достаточный материал для комплексной работы при изучении морфемики. Отметим лишь, что изучение морфемных понятий в рассмотренных системах идет на разных уровнях: по классической традиционной программе во втором классе только начинается знакомство с понятиями из области морфемики, а по другим программам идет более глубокое изучение материала по теме «Состав слова». Также стоит отметить преобладание грамматико-орфографической направленности упражнений в некоторых учебниках. Тема речевого развития детей освещена несколько односторонне. Это обстоятельство определяет необходимость проанализировать различные подходы к типологии упражнений по предупреждению и исправлению речевых ошибок при изучении темы «Состав слова».
2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова
в начальной школе.
Цели методики конкретизируются в четырех традиционных ее задачах: первая определяется вопросом «зачем?»: это выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы; заучивание информации или же ее поиск и открытие; изучение предмета в динамике или в статике; вторая – «чему учить?»: отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники (образовательные стандарты), критерии контроля, выявление знаний и умений, их (само) оценки; третья – «как учить?»: разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.; четвертая – «почему так, а не иначе?»: обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения – с точки зрения их целей и путей достижения целей, результативности;
В начальных классах только начинают формироваться знания и умения учащихся по составу слова. Поэтому основные методы работы, используемые учителем, являются: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.(31,с.307)
Слово учителя – один из важнейших источников приобретения знаний учащимися о значимых морфемах, о способах словообразования, о морфемном анализе. Учитывая возрастные особенности школьников, преподаватель излагает те или иные сведения очень сжато, конкретно, наглядно, по преимуществу в виде справок, кратких объяснений, попутных замечаний при морфемном анализе.
Метод беседы состоит в том, что учитель, опираясь на имеющиеся у детей знания, подводит их к новым знаниям при помощи определенной системы вопросов, на которые учащиеся дают мотивированные ответы.(36,с.254). При помощи беседы углубляются знания, активизируется мышление, формируется интерес к слову, развивается речь учащихся.
Метод наблюдения и анализа языковых фактов заключается в том, что дети под руководством учителя пристально всматриваются в строение слов, вычленяют значимые морфемы, определяют их значение, обращают внимание на взаимное расположение в слове, взаимозависимость; прослеживают изменение звуков одного и того же корня; замечают разницу в произношении и написании морфем; обнаруживают закономерности построения одноструктурных слов.(36, 257)
Все перечисленные знания и умения формируются у детей не сразу, а по мере овладения такими приемами работы, как анализ и синтез, сравнение и замена, обнаружение сходства в различном и различия в сходном, обобщения и выводы. Для развития умения наблюдать большое значение приобретает использование наглядности.
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Важным средством речевого развития младших школьников, их лингвистических способностей является изучение морфемной структуры слов.
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения.
При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.
Подготовка к осознанию форм слова я начинаю уже при изучении темы «Ударные и безударные гласные» и работа продолжается при изучении всех последующих тем. Именно в этот период возможно и целесообразно показать детям, что проверяемое слово (река) и проверочное (реки) – это не разные по смыслу слова, а одно и тоже слово, которое может изменяться.
При изучении темы «Родственные слова» следует обращать внимание на слова-синонимы, чтобы предупредить смешение этих слов с родственными словами.
При подготовке к очередному уроку русского языка необходимо внимательно просматривать материал по текущей теме со стороны возможности связать его с упражнениями, формирующими понятия, связанные с составом слова.
Информация о работе Методика изучения морфемного состава слова