Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Исследовать значение и задачи работы над морфемным составом слова в начальных классах.
2. Рассмотреть лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе методы и приемы изучения темы «морфемика» и «словообразования» в начальной школе.
Введение
1. Значение и задачи работы в начальных классах над морфемным составом
2. Методика изучения морфемного состава слова начальной школе.
2.1. Лингвометодические основы изучения состава слова в начальной школе
2.2. Приемы и методы изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Заключение
Литература
Приложение
При изучении словообразования основная трудность для учащихся заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Учитывая, с одной стороны данную трудность и, с другой – важность понимания учащимися способа образования слова для раскрытия его лексического значения, целесообразно в процессе изучения частей речи проводить такие упражнения, которые готовят учащихся к осознанию связи производящего и производного слов. Содержание упражнений и характер заданий направляют детей на установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам еще незнакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с данным значением. Учитель фиксирует внимание учащихся на том, от какой части речи образовалось слово, при помощи, какой морфемы, какое лексическое значение имеет образованное слово, какой частью речи оно является.
Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:
умение выделять морфему из слова;
умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;
умение объяснить роль морфемы в слове;
умение правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами.
Считаю рациональным индивидуализацию процесса изучения морфемного состава слов в начальных классах. Для того чтобы углубить и расширить знания учащихся в области морфемного состава слов целесообразно использовать следующие приемы:
а) каждому из учащихся раздать памятки, содержащие алгоритм работы по морфемному анализу слова;
б) давать ученикам отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который имелся в только что разобранном слове; со словами, образованными детьми, составить предложения;
в) детям можно предлагать карточки с индивидуальными заданиями.
Чтобы полнее использовать все возможности темы «Состав слова», учителю с самого начала нужно помнить, что мы в школе занимаемся не этимологическим анализом слов, а морфологическим.
Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.
Для иллюстрации работы в слове отдельных морфем целесообразно предложить следующее:
упражнения на моделирование в словообразовании:
работа с приставкой:
работа с суффиксом:
При сформировавшемся навыке словообразовательного анализа я предлагаю учащимся составление слов по моделям, наряду с этим упражнением, дети выполняют обратное: на наборных полотнах составляют модели предлагаемых им слов.
В результате проведенного мною эксперимента, условием которого явилось развитие навыков письменной и устной речи посредством работы над составом слова, была составлена система упражнений на моделирование морфемного состава, способствующая эффективному обучению младших школьников.
Для развития навыков морфемного анализа, для развития умений вычленять приставки и суффиксы не формально – по догадке, по месту в слове, что нередко случается в начальной школе, а по значению, я рекомендую:
использовать модели слов с одноприставочными и односуффиксными словами;
пользоваться схемами, которые обобщают однородные по написанию слова, так как убедилась в недостаточно развитом уровне понимания детьми правописания слов, подобных данным, а, следовательно, и неправильном морфемном анализе этих слов:
Такие схемы активизируют внимание учащихся и помогают усвоению правописания прилагательных с непроизносимой согласной.
Эффективным для речевого развития младших школьников является использование моделей составления словообразовательных цепочек:
С помощью таких упражнений школьники:
- усваивают различие между
- развивают языковую интуицию.
Для того чтобы дети визуально видели все морфемы слова, предлагаю использовать упражнение «Улитка»: корень всегда есть в слове, поэтому его можно представить в виде ракушки – дома. У улитки могут появиться рожки, что свидетельствует о появлении в слове приставки; если появился хвостик – в слове есть суффикс. Если в слове есть окончание, то появляется травка под улиткой. Это упражнение активизирует деятельность учащихся; дети быстрее запоминают морфемы слов; данное упражнение полезно для детей – кинестетиков.
Благодаря использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс и окончание, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках разбор слова завершается составлением его модели. Рекомендую моделирование сопровождать конструированием, т.е. подбором слов по составленной модели.
Когда ученики познакомятся с окончанием, важно научить их не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:
Модели расшифровываются так: если в слове изменилось только окончание, то слово осталось тем же, но измененным для связи с другими словами (например, книга-книгу), а если произошли изменения в той части, которая находится перед окончанием (в основе), появилось другое слово (книга- книжонка, книголюб и т.п.). Окончание при этом может быть одинаковым (например, книга-книжонка), а может быть и разным (книга-книголюб и т. п.): = или = . Главное здесь – появились ли изменения в основе.
Целесообразно для формирования у школьников правильного понимания строения слова упражнять детей в анализе и словообразовании определенных грамматических категорий, например, давать задания по анализу и образованию слов, относящихся к определенной грамматической категории:
а)существительные мужского, женского и среднего рода с различными суффиксами (-ник-, -ниц-, -чик-, и др.)
б) глаголы с приставками ( -при-, -за-, -у- и т.д.)
в) прилагательные с различными суффиксами ( -н-, -ов-, -ок- и др.).
Одним из эффективных способов преодоления ограниченности словаря, развития языковой интуиции являются упражнения в словообразовании имен существительных и прилагательных. Ученикам можно давать отдельные слова для образования от них новых слов при помощи того суффикса, который был в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, можно составить предложения. Например:
Слово, которое разбирают дети по составу |
Словообразовательный суффикс в нем |
Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом |
Имена существительные | ||
Охотники |
-ник- |
Лес, школа, лыжи, путь, помощь, двор, плен |
Машинист |
-ист- |
Трактор, баян, танк |
Звездочка |
-очк- |
Кисть, кофта, карта, черта, лента, ваза |
Имена прилагательные | ||
Интересная книга |
-н- |
Лес, луна, осень, длина, облако, футбол, радость, вкус, свобода |
Осиновая роща |
-ов- |
Щелк, малина, плод, сосна, грозп |
Смолистый запах |
-ист- |
Камень, пух, болото, ветвь, золото |
Дождливая погода |
-лив- |
Крик, говор, счастье, талант, сон, хлопоты |
Эти упражнения не только помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами, но и послужат хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.
Заключение
В нашей работе ставились и были решены следующие задачи:
Основные единицы морфемики – морфема.
Значение работы над морфемным составом слов в начальной школе состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Во-вторых, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. В-третьих, ознакомление с основами морфемики способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. В-пятых, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Наконец, немаловажен и тот факт, что изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для развития умственных способностей учащихся и, в частности, для формирования у них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей.
В задачи морфемики входит : 1. Исследование значений морфем и их функций, закономерностей сочетаемости морфем в составе слова.
2. Практическое применение теоретических положений при изучении морфемного анализа слова.
2). Рассмотрены лингвометодические основы изучения состава слова; в начальной школе методы и приемы изучения темы «морфемика» и «словообразования» в начальной
В программу младших классов входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов. Во второй части нашей работы мы показали этапы работы над темой «Состав слова» в начальной школе. Здесь приведены наиболее эффективные на наш взгляд методы и приемы работы над формированием представлений о составе слова, особенностях работы. Приведены различные виды упражнений, которые способствуют успешному освоению темы.
Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для учащихся прежде всего потому, что осознание структуры слова позволяет им глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.
Изучение морфемного состава слова важно также для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования навыка правописания безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных.
Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и структурной общности (наличие общего корня). Поэтому, чтобы избежать трудностей в работе над однокоренными словами, используют структурно-семантический анализ. На осознание учащимися сущности однокоренных слов положительное влияние оказывает выяснение того факта, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня.
Таким образом, тема «Состав слова» является одной из важнейших тем курса русского языка в начальной школе. Изучение состава слова, осмысление функций составляющих его морфем, накопление в памяти словообразовательных моделей, активизация морфемного канала восприятия слов, осознание эстетической функции языка имеют большое значение для обогащения и развития словарного запаса учащихся, воспитывают интерес к русскому языку, заставляют прислушаться к слову, проникнуть в его тайны, способствуют формированию языковой интуиции. Современная методика обучения составу слова в начальной школе предлагает эффективные приемы осознания богатейших возможностей русского словообразования, которые являются надежным инструментом познавательной деятельности, совершенствования речемыслительных способностей учеников и их языкового чутья.
Итак, в работе мы постаралась описать современные направления в преподавании морфемики и словообразования, которые нужно реализовать на начальных этапах изучения родного языка. Суть этих направлений в обучении состоит в усиленном внимании к семантической стороне изучаемых явлений языка. Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворительное влияние и на формирование языковых умений и навыка других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.
Работа по морфемному
и словообразовательному
Биография.
1. Бакулина, Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы – новые возможности / Г.А. Баку-
лина // Начальная школа. – 2012. – №4. – С.29-32.
2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. –
4-е изд. – М.: Флинта: Наука. – 2007. – 328 с.
3. Ермакова, Е.А. О понятии «функционально грамотная личность младшего школьника» //
Информация о работе Методика изучения морфемного состава слова