Методика преподавания дисциплины "Живопись"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Всякое искусство, как форма общественного сознания, пред¬ставляет собой художественно-образное отражение жизни. Ро¬дившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЖИВОПИСИ 4
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЖИВОПИСЬ 8
IIМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО 34
1.ЗАДАЧИ ЖИВОПИСНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 34
2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ЖИВОПИСЬ.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

5.2.21. Практическое занятие. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне (акварель, гуашь).

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать, передав объем  и взаимопроникновение цветов фона в белые предметы с учетом конкретного  освещения.

5.2.22. Практическое занятие. Натюрморт из темных предметов на цветном фоне (акварель, гуашь).

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать, передав объем  и взаимопроникновение цветов фона в предметы натюрморта с учетом конкретного  освещения.

5.2.23. Практическое занятие. Кратковременные этюды весенних пейзажей (акварель).

Задачи: проба  быстрого письма в условиях пленэра с быстро изменяющимся освещением и цветовыми оттенками в свету и тенях.

5.2.24. Практическое занятие. Наброски в цвете животных и птиц с натуры (в зоопарке, на улице, за городом и т.п.) (акварель).

5.2.25. Лекция. Колорит - важнейшее качество живописи и средство образного выражения в живописи.

Закономерности  колорита. Целостность живописного  изображения.

5.2.26. Практическое занятие. Этюды осенних пейзажей.

Задачи: в краткосрочных  этюдах передать характер состояния  природы средствами  живописи, ощущение пленэрности.

5.2.27. Практическое занятие. Натюрморт в теплом колорите.

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт с передачей  имеющейся цветовой гаммы и с учетом характера освещения.

5.2.28. Практическое занятие. Натюрморт в холодном колорите (акварель).

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт с передачей  имеющейся цветовой гаммы и с учетом характера освещения.

5.2.29. Практическое занятие. Натюрморт с гипсовым орнаментом в определенной цветовой гамме (освещение – прямое, со стороны рисующих), (гуашь).

5.2.30. Лекция. Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной цветовой перспективы.

5.2.31. Практическое занятие. Натюрморт против света (гуашь, акварель).

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт, передав особенности освещения предметов, оказавшихся в наибольшей степени силуэтами на фоне света, обратив внимание на цвет рефлексов.

5.2.32. Практическое занятие. Натюрморт с фронтальным освещением.

Задачи: скомпоновать и написать натюрморт, передав освещение предметов.

5.2.33. Практическое занятие. Живопись части интерьера (с окном или открытой дверью) (темпера, масло).

Задачи: скомпоновать в формате, построить с учетом перспективы, написать в цвете с  передачей характера освещения интерьера.

5.2.34. Практическое занятие. Этюды зимних пейзажей.

Задачи: в краткосрочных  этюдах передать характер состояния  природы средствами живописи, ощущение пленэрности.

5.2.35. Лекция. Техника темперной и масляной живописи. Особенности работы темперными красками. Возможности темперной живописи, лессировки, корпусное письмо.

Технология  и техника масляной живописи. Материалы: основа, грунты и их применение. Палитра, краски, растворитель, кисти, пользование  ими и уход. Возможности масляной живописи. Лессировки, корпусное письмо.

5.2.36. Практическое занятие. Натюрморт в интерьере при естественном освещении.

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещении интерьера и натюрморта.

5.2.37. Практическое занятие. Натюрморт в интерьере при искусственном освещении.

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещении интерьера и натюрморта.

5.2.38. Практическое занятие. Этюд простого натюрморта в цвете.

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом конкретного освещения (темпера, масло).

5.2.39. Практическое занятие. Несложный натюрморт. Гризайль (холст, картон, масло).

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт, передав  объем, тональные отношения и характер освещения.

5.2.40. Практическое занятие. Натюрморт в интерьере (темпера).

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещения интерьер и натюрморт.

5.2.41. Практическое занятие. Натюрморт с гипсовой головой (рекомендуется брать следующие краски: английскую красную кобальт синий и ультрамарин, охру светлую, белила и кость жженную) (картон, холст, масло).

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт  с применением ограниченного количества красок.

5.2.42. Практическое занятие. Этюды весенних пейзажей.

Задачи: в кратковременных  этюдах передать ощущение пленэрности  и состояние природы, особенности цветовой гаммы.

5.2.43. Лекция. Живопись портрета и вопросы композиции. Особенности работы над учебным заданием в помещении и на пленэре.

5.2.44. Лекция. Учебные задачи, решаемые в процессе работы над живописью головы человека. Последовательность работы над живописью живой головы.

Особенности построения объемной формы. Понтяие большой  формы и значение деталей в проработке живописного изображения. Пути достижения индивидуального сходства и передача характера портретируемого.

5.2.45. Практическое занятие. Этюд головы натурщика на светлом фоне. Гризайль (масло).

Задачи: изучить  средства построения «большой формы»  головы, тональных отношений головы и фона.

5.2.46. Практическое занятие. Этюд головы натурщика на темном фоне. Гризайль (масло).

Задачи: изучить  средства построения «большой формы»  головы, тональных отношений головы и фона.

5.2.47. Практическое занятие. Этюд головы натурщика с четко выраженной анатомической формой. Гризайль (масло).

Задачи: изучить  средства построения «большой формы»  головы, тональных отношений головы и фона.

5.2.48. Практическое занятие. Этюд женской головы.

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещении интерьера и натюрморта.

5.2.49. Практическое занятие. Этюд головы натурщика на нейтральном фоне.

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом анатомических особенностей головы портретируемого и характера освещения.

5.2.50. Практическое занятие. Этюд женской головы на цветном фоне (освещение прямое).

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом анатомических особенностей головы портретируемого и характера освещения.

5.2.51. Практическое занятие. Этюд головы пожилого человека с плечевым поясом на темном цветном фоне.

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом анатомических особенностей головы портретируемого и характера освещения.

5.2.52. Практическое занятие. Длительная постановка: голова натурщика с плечевым поясом.

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать, решив тональные  и цветовые отношения, сгармонировав  фон и полуфигуру по цвету.

5.2.53. Практическое занятие. Кратковременные этюды городского пейзажа.

Задачи: в кратковременных  этюдах передать состояние природы  средствами живописи.

5.2.54. Лекция. Особенности работы над живописью фигуры человека. Передача в живописи различной фактуры материалов изображаемых предметов.

Различные подходы  к проработке лица, рук, костюма. Задачи целостного решения живописного  изображения. Роль передачи характера  освещения, показ бликов для изображения фактуры материалов изображаемых предметов.

5.2.55. Практическое занятие. Этюд головы с введением в композицию изображения рук.

Задачи: скомпоновать фигуру с учетом характеристик портретируемого, цветовой гаммы постановки, освещения; определить степень активности воздействия  на зрителя различных элементов композиции.

5.2.56. Практическое занятие. Длительная постановка: поясной портрет с руками с преобладанием теплых цветов.

Задачи: скомпоновать фигуру с учетом характеристик портретируемого, цветовой гаммы постановки, освещения; определить степень активности воздействия на зрителя различных элементов композиции.

5.2.57. Практическое занятие. Этюд одетой фигуры на светлом фоне, освещенной прямым светом.

Задачи: скомпоновать фигуру с учетом характеристик портретируемого, цветовой гаммы постановки, освещения; определить степень активности воздействия на зрителя различных элементов композиции.

5.2.58. Практическое занятие. Этюд одетой фигуры против света (у окна или в дверях).

Задачи: проанализировать, передать цветовое состояние фигуры при условии освещения против рисующих.

 

 

 

 

 

5.3 Тематическое  планирование дисциплины

ЛЕКЦИИ

Неделя, число,

месяц

ТЕМА ЛЕКЦИИ

Тип и

число часов

Практические, семинарские занятия

Число

часов

№ 1

Лекция 1. Роль рисунка в создании живописного произведения. Цвет в природе живописи. Предметный цвет .Цвет обусловленный воздушной средой. Закономерности построения объемной формы цветом.. (светлотный, цветовой) в природе .Задачи работы: цветовые отношения в живописи

 

 

2 часа

   

№ 2

Лекция 2.. Природа цвета. Спектр Понятие о цветовом круге. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Влияние освещения на восприятие цвета. Явление контраста

 

2 часа

   

№ 3

Лекция 3 Палитра художника и ее изобразительные возможности. Смешение красок. Основные и производные цвета (составление таблиц).

 

 

2 часа

   

№ 4

Лекция 4 Акварельная живопись Закономерности колорита. Целостность живописного изображения.

 

2 часа

   

№ 5

Лекция 5 Ахроматические и хроматические цвета .Основные и дополнительные цвета.

 

 

2 часа

   

№ 6

Лекция 6 Теплые и холодные цвета, их применение в живописи. Колорит- основа живописности

 

2 часа

   

№ 8

Лекция 8 Живопись обьемно-пластических и пространственных построений. Моделировка формы цветом, передача характера, материальных качеств предметов в зависимости от условий освещения, окружения пространственного положения предмета.

 

2 часа

   

№ 9

Лекция 9 Способы ,задачи и техники выполнения набросков кистью( с практическим показом).Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками

 

2 часа

   

№ 10

Лекция 10 Колорит- важнейшее  качество и средство образного выражения в живописи. Закономерности колорита. Целостность живописного изображения

 

 

2 часа

   

№ 11

Лекция 11 Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной цветовой перспективы.

 

2 часа

   

№ 12

Лекция 12 Техника темперной живописи. Особенности работы темперными красками. Возможности темперной живописи: корпусное письмо, лессировки

 

2 часа

   

№ 13

Лекция 13 Техника и технология масляной живописи. Материалы, основы, грунты и их применение. Палитра, краски, растворители, кисти (использование и уход). Возможности масляной  живописи: корпусное письмо, лессировки.

 

2 часа

   

№ 14

Лекция 14 Принципы построения пейзажного изображения. Работа на пленэре: задачи, особенности, законы.

 

 

2 часа

   

№ 15

Лекция 15 Живописное решение портрета: особенности цвета и композиционного решения. Особенности  работы над учебным заданием в помещении и на пленэре

 

 

2 часа

   

№ 16

Лекция 16 Учебные задачи, решаемые в процессе работы над портретом

2 часа

   

№ 17

Лекция17 Особенности работы над живописью одетой  фигуры человека .Передача различной фактуры материалов изображаемых предметов. Подходы к проработке лица, рук, костюма. Задачи целостного решения живописного изображения.

 

2 часа

   

№ 18

Лекция 18 Методы и техника живописи обнаженной модели. Роль живописи обнаженной модели в становлении художника.

2 часа

   

 

 

                                                                             36 часов

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Самостоятельная работа

студентов под  контролем

преподавателя

Число

часов

Практические занятия

Число

часов

Индиви-дуальная работа

3 семестр

 

 

 

Практические  упражнения в технике акварель

 

4 часа

 

 

 

 

 

2 часа

Натюрморт из простых  по форме и окраске предметов на нейтральном фоне. Гризайль акварелью.

 

 

4 часа

 

 

 

 

Натюрморт из простых  по форме и окраске предметов на нейтральном фоне. Гризайль акварелью.

 

 

4 часа

 

 

 

 

Этюд постановки  из 2х предметов на светлом фоне. Техника «алла-прима»

 

4 часа

 

 

 

 

 

 

4 часа

Натюрморт из нескольких предметов в одной колористической гамме. Метод многослойной живописи ( лессировки акварелью )

 

 

4 часа

 

 

 

 

 

3 часа

Натюрморт из нескольких предметов в одной цветовой гамме. Метод многослойной живописи ( лессировки акварелью )

 

 

4 часа

 

 

 

 

Натюрморт из нескольких предметов в одной цветовой гамме Метод многослойной живописи (лессировки акварелью )

 

 

4 часа

 

 

 

 

3 часа

Постановка  с ярко выраженным силуэтом предметов. Техника :

акварель с пастелью

4 часа 

 

 

 

 

 Постановка с ярко  выраженным силуэтом предметов. Техника: акварель с пастелью.

 

4 часа

 

 

 

 

Постановка с ярко выраженным силуэтом предметов. Техника: акварель с пастелью.

 

4 часа

 

 

 

 

Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика ( акварель или гуашь )

 

4часа

 

 

 

 

2 часа

Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика ( акварель или гуашь )

 

 

4 часа

 

 

 

 

Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика (акварель или гуашь )

 

 

4 часа

 

 

 

 

Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика (акварель или гуашь )

 

4 часа

 
 

4 часа

Выполнение  копий работ, написанных мастерами  живописи

4 часа

 

 

 

 

Выполнение копий работ, написанных мастерами живописи

 

4 часа

 

 

 

 

Выполнение копий работ, написанных мастерами живописи.

 

4 часа

 

 

 

 

Выполнение копий работ, написанных мастерами живописи

 

4часа

 

 

 

 

18 часов

 

72 часа

 

4 семестр

 

 

 

 

2 часа

Моделировка формы цветом передача характера, материальных качеств при искусственном освещении

 

4часа

 

 

 

 

Моделировка формы цветом передача характера, материальных качеств при искусственном освещении

 

 

4часа

 

 

 

 

 

 

3 часа

Живопись натюрморта при естественном освещении. Изменение  теплохолодности в зависимости от освещения

 

 

4 часа

 

 

 

 

Живопись натюрморта при естественном освещении. Изменение  теплохолодности в зависимости от освещения

 

 

4часа

 

 

 

 

Техника работы гуашью, особенности  и методики. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне

 

4 часа

 

 

 

 

 

4 часа

Техника работы гуашью, особенности и методики. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне

 

4 часа

 

 

 

 

Техника работы гуашью, особенности  и методики. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне

 

4 часа

 

 

 

 

Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки.

 

4 часа

 

 

 

 

4 часа

Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки.

 

4 часа

 
   

Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки.

 

4 часа

 

 

 

 

Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки.

 

4 часа

 

 

 

 

4 часа

Наброски в цвете  фигуры человека (акварель, гуашь).

 

4 часа

 

 

 

 

Наброски в цвете  фигуры человека (акварель, гуашь).

 

4 часа

 
   

Декоративный натюрморт, вып. в технике гуаши, акварели, пастели и др.

 

4 часа

 

 

 

 

1 час

Декоративный натюрморт, вып. в технике гуаши, акварели, пастели и др.

 

4часа

 

 

 

 

Декоративный натюрморт, вып. в технике гуаши, акварели, пастели и др.

 

4часа

 

 

 

 

18 часов

 

72 часа

 

5 Семестр

 

 

 

 

3 часа

Колорит в живописи. Натюрморт с гитарой на чёрном фоне (гуашь).

 

4 часа

 

1 час

 

 

 

 

Колорит в живописи. Натюрморт с гитарой на чёрном фоне (гуашь).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Колорит в живописи. Натюрморт с гитарой на чёрном фоне (гуашь).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

 

6 часов

Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной и цветовой перспективы. Монотипия: пейзаж и натюрморт с цветами.

 

 

4 часа

 

 

 

1час

 

 

 

Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной и цветовой перспективы. Монотипия: пейзаж и натюрморт с цветами.

 

4часа

 

 

1час

 

 

 

Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной и цветовой перспективы. Монотипия: пейзаж и натюрморт с цветами.

 

 

4часа

 

 

1час

 

 

 

4 часа

Пальцевая техника в  гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Пальцевая техника в  гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами.

 

4 часа

 

1час

   

Пальцевая техника в  гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Пальцевая техника в  гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

 

4 часа

Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись.

 

 

4 часа

 

 

1час

 

 

 

Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись.

 

 

4 часа

 

 

1час

   

Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись.

 

 

4 часа

 

 

1час

 

 

 

Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись.

 

 

4 часа

 

 

1час

 

 

 

4 часа

Этюды фигуры человека. Темпера.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Этюды фигуры человека. Темпера.

 

4 часа

 

1час

 

 

5 часов

Этюд зимнего пейзажа. Техника по выбору.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

26 часов

 

72 часа

 

  18 часов

6 семестр

 

 

 

Технология и техника  темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении.

 

4 часа

 

 

1час

 

 

 

5 часов

Технология и техника  темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Технология и техника  темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении.

 

4 часа

 

 

1час

 

 

 

Технология и техника  темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

5 часов

Этюд фигуры человека (масло).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Этюд фигуры человека (масло).

 

4 часа

 

1час

   

Этюд фигуры человека (масло).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

5 часов

Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера).

 

4часа

 

1час

   

Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

5 часов

Живописный портрет натурщика (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Живописный портрет  натурщика (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Живописный портрет  натурщика (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

   

Живописный портрет  натурщика (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

5 часов

Этюды весенних пейзажей. Техника по выбору.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Этюды весенних пейзажей. Техника по выбору.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

25 часов

 

68 часов

18 часов

7 семестр

 

 

 

Поясной портрет с  руками (лессировочная техника ассляной живописи).

 

4часа

 

1час

 

 

 

5 часов

Поясной портрет с  руками (лессировочная техника ассляной живописи).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Поясной портрет с  руками (лессировочная техника ассляной живописи).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Поясной портрет с  руками (лессировочная техника ассляной живописи).

 

4 часа

 

1час

   

Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

5 часов

Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении.

 

4 часа

 

1час

   

Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Краткосрочные этюды  обнаженной фигуры (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

5 часов

Краткосрочные этюды обнаженной фигуры (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

5 часов

Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

5 часов

Живописное творческое задание на свободную тему в свободной технике.

 

4 часа

 

1час

 

 

 

Живописное творческое задание на свободную тему в свободной технике.

 

4 часа

 

1час

 

 

25 часов

 

72 часа

18 часов

8 семестр

   

Живописное решение  лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера).

 

4часа

 

1час

 

 

6 часов

Живописное решение  лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

   

Живописное решение  лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

6 часов

Живописное решение  лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

   

Живописное решение  лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера).

 

4 часа

 

1час

 

 

6часов

Самостоятельно поставленный натюрморт, выполненный в любой технике.

 

4 часа

 

1час

Информация о работе Методика преподавания дисциплины "Живопись"