Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить условия становления дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать проблему детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии;
2.Определить и проанализировать этапы становления дружеских взаимоотношений у детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста……………………………………………….
1.1. Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии……………………………………………………………… 5-9
1.2.Становление дружеских взаимоотношений у детей раннего дошкольного возраста………………………………………………… 10-16
1.3. Становление дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………… 17-21
1.4.Становление дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………… 22-26
Заключение………………………………………………………… 27 Список использованных источников………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
1.Хороводные игры для детей раннего возраста………………………..
2.Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Дружбой надо дорожить..»
3.Стихи для детей о дружбе

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Shut_peredelat_1.docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….. 3-4

Глава 1. Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми  дошкольного возраста……………………………………………….

    1. Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии………………………………………………………………    5-9

1.2.Становление дружеских взаимоотношений у детей раннего дошкольного возраста…………………………………………………   10-16

1.3. Становление дружеских  взаимоотношений у детей среднего  дошкольного возраста…………………………………………………  17-21

1.4.Становление дружеских  взаимоотношений у детей старшего  дошкольного возраста………………………………………………      22-26

Заключение…………………………………………………………     27 Список использованных источников………………………………………

Приложение…………………………………………………………………….

1.Хороводные игры для детей раннего возраста………………………..

2.Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Дружбой надо дорожить..»

3.Стихи для детей о дружбе 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение человеческих отношений, ставшее “проблемой века”, является для социальной психологии и педагогики ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в  системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный  период в воспитании. Он является возрастом  первоначального становления личности ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое  условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую  роль в жизни дошкольника. Оно  является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений  детей.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно  разобраться в том, что ребенку  дано от природы и что приобретается  под воздействием среды.

Цель исследования - изучить условия становления дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Проанализировать проблему детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии;

2.Определить и проанализировать этапы становления дружеских взаимоотношений у детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста;

3.Изучить методику становления детских дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста;

Объект исследования – развитие взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования – методика становления дружеских взаимоотношений у детей  дошкольного возраста

Были применены  следующие  методы  исследования:

  • анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
  • наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении;

… еще

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА СТАНОВЛЕНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Сущность взаимоотношений детей и их значение для развития дошкольника

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности  группы детского сада и межличностных  отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных  детей – все это представляет исключительный интерес.

Поэтому и проблема межличностных  отношений, которая возникла на стыке  ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших  проблем нашего времени. Она с  каждым годом привлекает все большее  внимание исследователей у нас и  за рубежом и является по существу, ключевой проблемой педагогической психологии. Эта проблема смыкается  с проблемой “личность в системе  коллективных отношений”, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к  вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот  те психические процессы, которые  выражают отношение человека, его  позицию. В социальных общностях  у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.[8, с.45].

Взаимоотношение – это  отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Между общением, с одной  стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь  людей. Отношение и взаимоотношение  – стороны общения. Они могут  быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется  в общении и через общение. В то же время взаимоотношение  накладывает печать на общение, оно  служит своеобразным содержанием последнего.

Взаимоотношения возникают  на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым  условием возникновения данных отношений  является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются  взаимоотношения. Взаимоотношения  могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений  выражается в таких категориях, как  дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

Межличностные отношения  определяют положение человека в  группе, коллективе. От того как, они  складываются, зависит эмоциональное  благополучие, удовлетворенность или  неудовлетворенность человека в  данной общности. От них зависит  сплоченность группы, коллектива, способность  решать поставленные задачи.

Проведенные исследования различных  детских групп показывают, что  сильными их сторонами, приближающими  такие группы к высокоразвитому  коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми — замкнутость, низкие организованность, ответственность  и эффективность.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы  все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых  методических средств, применяемых  на современном этапе педагогической наукой.

Как известно, потребность  ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем  его потребность в общении  со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Так в своих работах  американский психолог Т.Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только “группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки”. Т.Шибутани высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.[3,с.67].

А по определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское  общество, возникающее в совместной деятельности детей, где они имеют  возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных действиях ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

Возраст 6 лет характеризуется  взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. Уже после 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.

Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей  со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения  и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди  них немаловажную роль играют как  гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и  умения, так и уровень общения  и взаимоотношений в группе.

При исследовании системы  взаимоотношений в группе детского сада педагоги-психологи выделяли в  них три вида, каждый из которых  изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Специальные  методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий  целый ряд особенностей общения  и межличностных отношений детей  дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения  мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.

Таким образом, мы видим, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения “непопулярного” ребенка может способствовать не только улучшению “микроклимата” вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны.

 

1.2.Становление  дружеских взаимоотношений у  детей раннего дошкольного возраста

Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение  в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. [2,с.34].

Всестороннее гармоническое  развитие личности - главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с  развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении  которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, ее многогранной творческой деятельности.

 В сферу общественных  отношений и деятельности человек  включается с детского возраста; под их воздействием осуществляется  процесс его общественно-политического, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок формируется и развивается как гражданин и личность, как член общества, как творческая индивидуальность. Детский коллектив является органической ячейкой общества, в котором реализуется его важнейшая задача: формирование нового человека. В силу этого детский коллектив воспроизводит в определенной мере систему отношений, присущих социалистическому обществу. Поэтому детские коллективы должны быть базой накопления детьми разностороннего положительного социального опыта.  Применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные формы коллективных взаимоотношений.

 Положительные взаимоотношения  между детьми характеризуются  их естественным стремлением  быть хорошими, желанием сделать  приятное другим, готовностью оказать  помощь, проявить уважение к сверстникам,  доброжелательностью. Эти качества  личности дошкольника определяют  не только внутреннюю культуру  взаимоотношений, но и форму  их выражения. Положительные взаимоотношения  выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном  отношении ребенка к взрослым и сверстникам.

Информация о работе Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста