Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить условия становления дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать проблему детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии;
2.Определить и проанализировать этапы становления дружеских взаимоотношений у детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста……………………………………………….
1.1. Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии……………………………………………………………… 5-9
1.2.Становление дружеских взаимоотношений у детей раннего дошкольного возраста………………………………………………… 10-16
1.3. Становление дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………… 17-21
1.4.Становление дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………… 22-26
Заключение………………………………………………………… 27 Список использованных источников………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
1.Хороводные игры для детей раннего возраста………………………..
2.Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Дружбой надо дорожить..»
3.Стихи для детей о дружбе

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Shut_peredelat_1.docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

Содержательная и эмоциональная  сторона взаимоотношений детей  четвертого и пятого года жизни находит  свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствующейся речи. Дети сопровождают речью свои игровые  действия, пользуются ею во взаимоотношениях со сверстниками. Овладение речью  помогает ребенку стать инициатором  в игре, занять такое положение, при  котором он «законно» становится объектом подражания для других.

Сюжетно - ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной  деятельности детей пятого года жизни. Однако в целях формирования правильных взаимоотношений дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми начиная с раннего возраста. Одной из программных задач при организации игр детей уже на третьем году жизни является формирование умения играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания играть вместе, т. е. развитие навыков совместной игры.

Итак, в игре можно выделить два вида взаимоотношений - ролевые и реальные. Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами.

 

1.4.Становление  дружеских взаимоотношений у  детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время в  теории и практике педагогической психологии все большее значение придается  детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей  общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В  ней имеет место распределение  обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников  или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Прежде всего, важно заранее  решить, каким образом будет предъявлено  задание, чтобы оно предстало  перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут  вместе, но и обсудить способы, при  которых будут согласовываться  совместные действия при достижении цели. Задача воспитателя состоит  в том, чтобы разъяснить как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить не другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, необходимо определить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием. Нужно предусмотреть, каким образом преподнести детям задачу как коллективную (т. е. поставить цель, для достижения которой требуются общие усилия; разъяснить целесообразность организации коллективной деятельности), в какой форме оценить результат работы как итог усилий, стараний всех участников.

Способы сотрудничества формируется  у детей постепенно. Вначале следует  предлагать несложные задания, которые  объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем  задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти – самобранки. При такой  форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Таким образом, можно сказать, что объединение детей в группы для совместного выполнения заданий  сформировать у них прочные способы  сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния  на формирование взаимоотношений у  дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются  достаточно устойчивыми, ибо разъяснения  воспитателя о нормах поведения  и отношения к сверстникам  сразу реализовывались детьми в  собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов  – интересный объект для педагогическо-психологического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений.

Детские взаимоотношения  кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой  деятельности (в дидактических и  сюжетно – ролевых играх). Также  их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что  дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли, соблюдая все правила игры.[2,с. 45].

Возраст 5-6 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения  между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В  такой игре наиболее интенсивно формируются  психические качества и особенности  личности ребенка.

В игре ребенок не обучается  жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников, очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, В игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет  способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением  эмоционального порыва, который сразу  был реализован в действии этого  поступка.

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время  не в какой другой деятельности нет  таких строгих правил, такой обусловленности  поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и  свои собственные. Задача воспитателя  состоит в том, чтобы сосредоточить  внимание играющих на таких целях, которые  вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между  детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного  мышления. Ученые считают, что детские  игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем  автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного  мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей  и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.

Кроме игр и занятий  существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Меньше пишите про игру и труд и больше про методику становления дружеских взаимоотношений

Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применяться в средних группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Воспитатель принимает участие в том случае, когда была не уверенна в том, что дети доведут дело до конца. Его участие предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

Таким образом, можно сделать  вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее  их взаимоотношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По пунктам 1¸2, 3, 4 и т. д. которые соотв. задачам

.1.В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя”, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.

Сотрудничество ДОУ и  семьи по формированию у детей  дошкольного возраста дружеских отношений таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в различных видах деятельности, режиссерской игре, в условиях семьи.

Таким образом, становление  дружеских взаимоотношений у  детей дошкольного возраста с  каждым днем приобретает все большую  актуальность в работе с детьми. В этом направлении можно действовать  во всем разнообразии детской дошкольной жизни. Как говорил К.Д. Ушинский «… ребенок – чистая доска…»….

 

Объем заключения маленький!

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности дошкольника / К.М. Гуревич .- М., Знание, 2006;- с.110 с.

2.Котырло, В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности/ В.К. Котырло.-М, 2007. – С.56.

2. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников./ Т.П. Лаврентьева.- Киев, 2005.- С.50. ЗАПЯТЫЕ ПОСЛЕ ФАМИЛИЙ, с.  ПОСЛЕ ЧИСЛА СТР, ПЕРЕСМ. ЛИТ. В СООТВ. С ТРЕБОВ. К ОФОРМ.

4.Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии ./ Под ред. М.И. Лисиной.- М., 2005.- с.90.

5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии./авт.-сост. Т.Д. Марцинковская.- М., 2004. – с. 100.

6. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников./авт.-сост. А.В. Мудрик.- М.: Педагогика, 2004.- с.135.

7.Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности./авт.-сост. Н.И. Непомнящая.- М., 2000.- с.56.

8. Запорожец А.В Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования /авт.-сост. А.В. Запорожца, под ред. Я.З. Неверович. - М., 2006.- с.120.

        9. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе./ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии.-2004. -№ 6.– С. -45.

10. Смирнова Е.О.,. Межличностные отношения дошкольников./авт.-сост. Е. О. Смирнова.

11. Учебная программа дошкольного  образования Республики Беларусь.

ВЫХОДНЫЕ  ДАННЫЕ ПОЛНОСТЬЮ! МИНИМУМ 12 ИСТОЧНИКОВ Ссылки на приложения по тексту!

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

Хороводные игры для детей раннего возраста

«Большие и маленькие ножки»

Методические  указания: Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге.

Топ-топ, топ-топ!

Маленькие ножки,

Бежали по дорожке

Топ –топ- топ –то- топ,

Топ- топ- топ- то –топ.

 

  • Мы по лесу идем

Методические указания:Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!» 

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».

  • Раздувайся, пузырь!

Методические  указания: Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

И не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных  рук, затем останавливается и  говорит: «Лопнул пузырь!» все  хлопают в ладоши, произносят слово  «Хлоп!» и сбегаются в кучку.

Повторить несколько раз. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Конспект занятия  по ознакомлению с художественной литературой  в средней группе «Дружбой надо дорожить..»

Информация о работе Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста