Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования - изучить условия становления дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать проблему детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии;
2.Определить и проанализировать этапы становления дружеских взаимоотношений у детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста;
Введение………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста……………………………………………….
1.1. Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии……………………………………………………………… 5-9
1.2.Становление дружеских взаимоотношений у детей раннего дошкольного возраста………………………………………………… 10-16
1.3. Становление дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………… 17-21
1.4.Становление дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………… 22-26
Заключение………………………………………………………… 27 Список использованных источников………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
1.Хороводные игры для детей раннего возраста………………………..
2.Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Дружбой надо дорожить..»
3.Стихи для детей о дружбе
Содержательная и
Сюжетно - ролевая игра занимает
ведущее место в
Итак, в игре можно выделить два вида взаимоотношений - ролевые и реальные. Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами.
1.4.Становление
дружеских взаимоотношений у
детей старшего дошкольного
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Прежде всего, важно заранее
решить, каким образом будет
Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти – самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.
Таким образом, можно сказать, что объединение детей в группы для совместного выполнения заданий сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.
Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо разъяснения воспитателя о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.
Как известно, что в дошкольном
возрасте игра является одной из основных
форм организации детской жизни,
в процессе которой дети как-то влияют
друг на друга, приобретают для себя
жизненные привычки. Создание самостоятельных,
самоорганизующихся детских коллективов
– интересный объект для педагогическо-
Детские взаимоотношения кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой деятельности (в дидактических и сюжетно – ролевых играх). Также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли, соблюдая все правила игры.[2,с. 45].
Возраст 5-6 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников, очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, В игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.
Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Меньше пишите про игру и труд и больше про методику становления дружеских взаимоотношений
Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применяться в средних группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Воспитатель принимает участие в том случае, когда была не уверенна в том, что дети доведут дело до конца. Его участие предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.
Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По пунктам 1¸2, 3, 4 и т. д. которые соотв. задачам
.1.В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя”, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста дружеских отношений таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в различных видах деятельности, режиссерской игре, в условиях семьи.
Таким образом, становление дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста с каждым днем приобретает все большую актуальность в работе с детьми. В этом направлении можно действовать во всем разнообразии детской дошкольной жизни. Как говорил К.Д. Ушинский «… ребенок – чистая доска…»….
Объем заключения маленький!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности дошкольника / К.М. Гуревич .- М., Знание, 2006;- с.110 с.
2.Котырло, В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности/ В.К. Котырло.-М, 2007. – С.56.
2. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников./ Т.П. Лаврентьева.- Киев, 2005.- С.50. ЗАПЯТЫЕ ПОСЛЕ ФАМИЛИЙ, с. ПОСЛЕ ЧИСЛА СТР, ПЕРЕСМ. ЛИТ. В СООТВ. С ТРЕБОВ. К ОФОРМ.
4.Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии ./ Под ред. М.И. Лисиной.- М., 2005.- с.90.
5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии./авт.-сост. Т.Д. Марцинковская.- М., 2004. – с. 100.
6. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников./авт.-сост. А.В. Мудрик.- М.: Педагогика, 2004.- с.135.
7.Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности./авт.-сост. Н.И. Непомнящая.- М., 2000.- с.56.
8. Запорожец А.В Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования /авт.-сост. А.В. Запорожца, под ред. Я.З. Неверович. - М., 2006.- с.120.
9. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе./ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии.-2004. -№ 6.– С. -45.
10. Смирнова Е.О.,. Межличностные отношения дошкольников./авт.-сост. Е. О. Смирнова.
11. Учебная программа дошкольного
образования Республики Беларус
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПОЛНОСТЬЮ! МИНИМУМ 12 ИСТОЧНИКОВ Ссылки на приложения по тексту!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Хороводные игры для детей раннего возраста
«Большие и маленькие ножки»
Методические указания: Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги
Шли по дороге.
Топ-топ, топ-топ!
Маленькие ножки,
Бежали по дорожке
Топ –топ- топ –то- топ,
Топ- топ- топ- то –топ.
Методические указания:
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».
Методические указания: Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
И не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.
Повторить несколько раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Дружбой надо дорожить..»
Информация о работе Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста