Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить условия становления дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать проблему детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии;
2.Определить и проанализировать этапы становления дружеских взаимоотношений у детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста……………………………………………….
1.1. Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии……………………………………………………………… 5-9
1.2.Становление дружеских взаимоотношений у детей раннего дошкольного возраста………………………………………………… 10-16
1.3. Становление дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………… 17-21
1.4.Становление дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………… 22-26
Заключение………………………………………………………… 27 Список использованных источников………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
1.Хороводные игры для детей раннего возраста………………………..
2.Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Дружбой надо дорожить..»
3.Стихи для детей о дружбе

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Shut_peredelat_1.docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

 Такая потребность  проявляется у ребенка рано, но  ее содержание формируется и  расширяется с возрастом. Уже  к концу первого года жизни  у малыша при общении с другими  детьми начинают устанавливаться  различные, постоянно усложняющиеся  формы взаимоотношений, но они  могут быть как положительными, так и отрицательными.

Итак, в группах младших  дошкольников часто наблюдается  деятельность детей по типу «рядом, но не вместе», часто можно заметить, как ребенок разговаривает с  собой или игрушкой. Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает свою куклу»). Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в «гараж»?).для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому.[7,с.56].

У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». Интенсивно развивается  осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в  сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу  его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для  достижения общего результата. Создаются  первые игровые объединения, но они  имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер. Преобладают диады, реже –  триады, по половому составу преобладают  «чистые» микрообъединения у младших дошкольников.

Преобладающей формой общения  в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическое. Основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Дети хотят привлечь к себе внимание, получить оценку себя. Заметна избирательность общения.

Значительный скачок в  развитии потребности в общении  наблюдается на третьем-четвертом  году жизни, однако при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением  и умением общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия  в совместной деятельности, обусловливает, непрочность, конфликтность контактов  между детьми этого возраста.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости  от взрослого.

На формы и способы  взаимоотношений в ранние годы жизни  ребенка влияет подражание окружающим людям. Подражательность, легкая внушаемость  и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Они оказывают значительное влияние и на характер взаимоотношений между детьми.

 Трех - четырехлетний  ребенок не имеет прочно закрепленных  представлений, недостаточно разбирается  в отношениях и связях между  явлениями окружающей жизни, поэтому  легко верит всему, следует  внушающей силе слова, наглядного  примера. Он охотно и энергично  повторяет за другими и воспроизводит  готовые образцы жестов, манер, слов.

 Исследуя психологическую  основу этого явления, ученые  указывают на необходимость более  широкого использования подражания  в педагогическом процессе, руководстве  игрой, направленной на развитие  положительных взаимоотношений  Подражание рассматривается как  процесс отражения действий, поступков, отношений, как способ их усвоения, как форма взаимоотношений между детьми. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и развернутым, структурно более сложным, принимающим форму обобщенного отражения.

 Однако даже в подражательной  деятельности ребята проявляют  известную активность и самостоятельность,  например в выборе предмета  подражания, способах выражения  и др. Поэтому психологами и  педагогами (Г. М. Лямина, Т. И. Горбатенко, Г. Н. Година) самостоятельность рассматривается как необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Подчеркивается, что детей нужно приучать к самостоятельности с раннего возраста и на ее основе воспитывать взаимоотношения Накопление опыта самостоятельного поведения обеспечивает установление между детьми взаимной помощи, сотрудничества как главных компонентов положительных взаимоотношений. Наиболее значимым является именно то, что формирование самостоятельности у детей способствует приобретению умения устанавливать подлинно гуманные отношения со сверстниками, осознавать свои обязанности по отношению к ним. [5,с.42].

 В процессе формирования  взаимоотношений следует сообщать  детям соответствующие знания, вырабатывать  умения, навыки и привычки, прежде  всего умение организовывать  собственную деятельность, вступать  в контакт, действовать согласованно  с другими, а также умения  и навыки игры, нравственного  поведения, привычку делать полезное и приятное для других.

 При формировании навыков  общения в группе важно воспитывать  у детей доброе расположение  к сверстникам, проявление инициативности  и первых признаков коллективизма.  Однако выработка этих навыков  поведения в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию социальной значимости и мотивов игры.

Уровень развития общих (коллективных) интересов детей в некоторой  степени определяет и уровень  взаимоотношений. Дети с более развитыми  интересами являются постоянными организаторами совместных игр.

Дети младшего дошкольного  возраста отличаются большой эмоциональностью, побуждающей их к активному выражению  сопереживания. В первую очередь  они отзываются на ярко выраженные внешние переживания сверстников. Под влиянием чувств, связанных с  похвалой или порицанием взрослого, они могут изменить свое поведение, решиться на определенный поступок, отказаться от удовольствий. В этом возрасте при  условии хорошо организованного  коллектива возникают начальные  формы истинно товарищеских и  дружеских чувств, которые во многом определяют содержание отношений. 

 Уровень развития речи  во многом определяет умение  вступать в контакт с детьми  и поддерживать его. Ребенок  с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому собственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.  При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует подчеркнуть, что одним из важных компонентов этих отношений выступает воля. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми: умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами товарищей, коллектива в целом, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Дети с более высоким уровнем развития воли являются организаторами совместной деятельности, душой микрогруппы. У таких детей контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.

 Таким образом, предпосылками  формирования положительных взаимоотношений детей младшего возраста являются развитие самостоятельной деятельности (игры и общения), воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи и воли. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.

 

1.3 Становление дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста

Нормы поведения, усвоенные  ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в  свою очередь, многие качества, приобретенные  ребенком в детском коллективе, привносятся  им в семью.

Интерес к сверстникам  проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение  ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие  у ребенка умений её выполнения.

Группа детского сада - это  первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное  положение. В дошкольном возрасте проявляются  различные взаимоотношения –  дружеские и конфликтные, здесь  выделяются дети, испытывающие трудности  в общении. С возрастом отношение  дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым  качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.

Для выявления особенностей коммуникативной деятельности детей  следует более подробно рассматривать  возрастную динамику личностного взаимодействия.

В среднем дошкольном возрасте ведущей деятельностью постепенно становится сюжетно-ролевая игра. В  игровых объединениях начинают появляться общность требований, согласованность  действия, совместное планирование. Ребенок  начинает принимать во внимание интерес  партнеров. Постепенно развивается  умение взаимной поддержки, чувство  товарищества, сопереживание успехов  и неудач. Дети начинают осознавать эффективность совместно организованной деятельности. В этом возрасте преобладают  устойчивые диады и появляются объединения, включающие в 3 и более человек. В  группах 5-го года жизни преобладают  «чистые» по полу объединения детей, в этом возрасте уже более четко  отмечаются разделения «групповых ролей» - «звезды», «непринятые». Так, значимыми характеристиками «звезд» выступают: умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. «Непринятых» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Взаимоотношения дошкольников 5-го года жизни определяются, главным образом, наличием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы. Поэтому педагогу необходимо повышать социометрический статус детей в группе, организовывая правильно общение, чтобы у детей не появились негативные эмоциональные состояния.[3,с.23].

На 5-м году сюжетно-ролевая  игра становится по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок  стремится привлечь к себе внимание. В общении возникает феномен  «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пространство положительно. Ребенок в процессе общения со сверстниками оценивает себя и задумывается над тем, застенчив ли он или назойлив, скромен или самонадеян, сдержан или расторможен.

Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что делают другие дети в его возрасте, мы - взрослые даем ему возможность понять, как  надо и как не следует себя вести  в обществе людей.

Хотелось бы заметить, что  уровень развития взаимодействия детей 4-5 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а  другие пассивны, подчиняются сверстникам  и т.д.

Так, «Учебная программа  дошкольного образования» определяет возрастные особенности общения детей друг с другом, в основе которых лежат обозначенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстниками в процессе деятельности, что позволяет мне, как воспитателю, более детально определить, обозначить задачи социально-нравственного развития детей моей группы и конечную, желаемую цель в данном направлении посредством использования метода развивающего обучения коммуникативной направленности - игры и игровые упражнения (рассматривается как один из методов социально-нравственного воспитания дошкольников).

Поведение и общение ребенка  должно быть положительно направлено:

  • он должен уметь хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения,
  • владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения,
  • владеть умением справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

Информация о работе Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста