Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель исследования - изучить условия становления дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать проблему детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии;
2.Определить и проанализировать этапы становления дружеских взаимоотношений у детей раннего, среднего, старшего дошкольного возраста;
Введение………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста……………………………………………….
1.1. Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии……………………………………………………………… 5-9
1.2.Становление дружеских взаимоотношений у детей раннего дошкольного возраста………………………………………………… 10-16
1.3. Становление дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………… 17-21
1.4.Становление дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………… 22-26
Заключение………………………………………………………… 27 Список использованных источников………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
1.Хороводные игры для детей раннего возраста………………………..
2.Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Дружбой надо дорожить..»
3.Стихи для детей о дружбе
Такая потребность
проявляется у ребенка рано, но
ее содержание формируется и
расширяется с возрастом. Уже
к концу первого года жизни
у малыша при общении с
Итак, в группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе», часто можно заметить, как ребенок разговаривает с собой или игрушкой. Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает свою куклу»). Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в «гараж»?).для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому.[7,с.56].
У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер. Преобладают диады, реже – триады, по половому составу преобладают «чистые» микрообъединения у младших дошкольников.
Преобладающей формой общения
в начале младшего дошкольного возраста
выступает эмоционально-
Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на третьем-четвертом году жизни, однако при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением и умением общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает, непрочность, конфликтность контактов между детьми этого возраста.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого.
На формы и способы взаимоотношений в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим людям. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Они оказывают значительное влияние и на характер взаимоотношений между детьми.
Трех - четырехлетний
ребенок не имеет прочно
Исследуя психологическую
основу этого явления, ученые
указывают на необходимость
Однако даже в подражательной
деятельности ребята проявляют
известную активность и
В процессе формирования
взаимоотношений следует
При формировании навыков
общения в группе важно
Уровень развития общих (коллективных) интересов детей в некоторой степени определяет и уровень взаимоотношений. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр.
Дети младшего дошкольного
возраста отличаются большой эмоциональностью,
побуждающей их к активному выражению
сопереживания. В первую очередь
они отзываются на ярко выраженные
внешние переживания
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому собственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты. При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует подчеркнуть, что одним из важных компонентов этих отношений выступает воля. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми: умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами товарищей, коллектива в целом, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Дети с более высоким уровнем развития воли являются организаторами совместной деятельности, душой микрогруппы. У таких детей контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.
Таким образом, предпосылками формирования положительных взаимоотношений детей младшего возраста являются развитие самостоятельной деятельности (игры и общения), воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи и воли. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.
1.3 Становление дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью.
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений её выполнения.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.
Для выявления особенностей коммуникативной деятельности детей следует более подробно рассматривать возрастную динамику личностного взаимодействия.
В среднем дошкольном возрасте
ведущей деятельностью
На 5-м году сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной, строится на основе сотрудничества. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пространство положительно. Ребенок в процессе общения со сверстниками оценивает себя и задумывается над тем, застенчив ли он или назойлив, скромен или самонадеян, сдержан или расторможен.
Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что делают другие дети в его возрасте, мы - взрослые даем ему возможность понять, как надо и как не следует себя вести в обществе людей.
Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимодействия детей 4-5 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
Так, «Учебная программа дошкольного образования» определяет возрастные особенности общения детей друг с другом, в основе которых лежат обозначенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстниками в процессе деятельности, что позволяет мне, как воспитателю, более детально определить, обозначить задачи социально-нравственного развития детей моей группы и конечную, желаемую цель в данном направлении посредством использования метода развивающего обучения коммуникативной направленности - игры и игровые упражнения (рассматривается как один из методов социально-нравственного воспитания дошкольников).
Поведение и общение ребенка должно быть положительно направлено:
Информация о работе Методика становления дружеских взаимоотношений между детьми дошкольного возраста