Музейная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

Профессия специалист физической культуры, не пользуется особым спросом среди выпускников школ. По данным Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения сегодня лидерами высшего образования являются финансовое и экономическое образование. Затем идут юридическое образование и компьютерные технологии. Далее с большим отрывом - медицина (13%) и инженерно-технические специальности (12%). А ведь профессия специалиста физической культуры одна из немногих профессий, которая оздоравливает нацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Организация профессиональной ориентации в общеобразовательной школе на специальность «Физическая культура и спорт» 6
1.2 Профориентационная и допрофессиональная подготовки школьников к выбору профессии по специальности «Физическая культура и спорт» 10
1.3 Характеристика и сущность музейной педагогики 12
1.4 Музейная педагогика в образовательном процессе 16
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 3 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21

Вложенные файлы: 1 файл

Калиновский Н.П. ВКР.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет физической культуры»

Кафедра управления физической культурой

 

Рецензент:                                               Допускается к защите

                                                                  зав. кафедрой: к.п.н., доцент,

                                                                  .

_________                                                 __________

«___»____________2010г.                     «___»____________2010г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО  НАПРАВЛЕНИЮ 032100 – ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРЕИНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

 

 

 

Студент 419 группы

 

___________

«___»____________2010г.

 

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры 

 

___________

«___»____________2010г.

 

Нормоконтролер

___________

«___»____________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2011 
Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ           3

Глава 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Организация профессиональной ориентации в общеобразовательной школе на специальность «Физическая культура и спорт»    6

1.2 Профориентационная и допрофессиональная подготовки школьников к выбору профессии по специальности «Физическая культура и спорт»       10

1.3 Характеристика и сущность музейной педагогики           12

1.4 Музейная педагогика в образовательном процессе           16

Выводы по первой главе                17

Глава 2 методика выполнения выпускной квалификационной работы

ГЛАВА 3 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТА выпускной квалификационной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК              21

 

Введение

 

Актуальность. Профессия специалист физической культуры, не пользуется особым спросом среди выпускников школ. По данным Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения, лидерами высшего образования являются финансовое и экономическое образование. Затем идут юридическое образование и компьютерные технологии. Далее с большим отрывом - медицина и инженерно-технические специальности. А ведь профессия специалиста физической культуры одна из немногих профессий, которая ордоравливает нацию. Проблема ориентации молодежи на педагогическую профессию сложна сама по себе, но особенно много вопросов возникает в подготовке учащихся к ориентации на сознательный выбор профессии в сфере физической культуры. т.к. сегодня мы все острее осознаем, отрасли физическая культура нужна эрудированная компетентная личность, у которой развиты профессиональные и профориентационные компетенции, т.е., способность выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять полученные профессиональные знания в соответствии с решаемыми профориентационными проблемами. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, говорится о том, что главная задача российского образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из задач модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой необходимо, в первую очередь, повышение социального статуса и профессионализма (профессиональной компетентности), работников образования, усиления их государственной и общественной поддержки. Основанием педагогической ориентации специалисты считают формирование нравственно-психологической готовности к труду вообще и к труду учителя, в частности. Интерес, способность, склонность к педагогической деятельности, высокий уровень эрудиции - ведущие предпосылки становления будущего компетентного специалиста. Установлено, что подготовка молодёжи к выбору педагогической профессии, является долговременным процессом, требующим концентрации усилий всех подструктур общества, ответственных за воспитание подрастающего поколения. Решая вопросы качества подготовки специалистов физической культуры, необходимо, в первую очередь, определить, что такое педагогическое призвание, профессиональная пригодность к работе учителя (какими качествами он должен обладать) и профориентационная компетентность, которую мы понимаем как обладание специалистом комплексом доминирующих знаний, обобщённых способов деятельности, педагогических способностей, способности реагировать, а также качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной работы.

В связи с этим необходимо повысить уровень интереса к данной специальности. В нашей работе мы рассматриваем один из путей достижения этой цели.

Объект исследования:

Профессиональная ориентация школьника.

Предмет исследования:

Музейная педагогика.

Цель:

Определить роль музейной педагогики в системе профессиональной ориентации школьников на выбор профессии в сфере физической культуры

Задачи:

  1. выявить задачи профессиональной ориентации в контексте профессии специалиста физической культуры;
  2. раскрыть роль музейной педагогики в воспитании школьников;
  3. провести анкетирование школьников старших классов на выявление профессиональной ориентации
  4. провести экскурсионное занятие в музее спортивной славы УралГУФК.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Анкетирование.

Гипотеза:

Использование возможностей музейной педагогики позволит повысить эффективность  профориентации школьников на профессии в области физической культуры и спорта.

 

Глава 1 анализ состояния проблемы профессиональной ориентации в сфере  физической культуры в теории и практике И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Организация профессиональной ориентации в общеобразовательной школе на специальность

«Физическая культура и спорт»

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов. Школьнику Необходимо выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Ориентация учащихся на выбор профессии должна проходить  на протяжении всего периода обучения в школе, начиная с младшего школьного  возраста. В этом возрасте учащимся необходимо прививать любовь к труду  с развитием и закреплением познавательных интересов школьников. [13]

Организацию профессиональной ориентации в общеобразовательной школе  следует разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, средства и методы.

Первый этап профессиональной ориентации включает работу с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: формирование положительного отношения к физической культуре и спорту, труду тренера, преподавателя; выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных спортсменов; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками-спортсменами профессионального жизненного пути. Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков физической культуры на высоком методическом уровне; экскурсии в институт физической культуры; встречи с ветеранами спорта, заслуженными тренерами, учителями физической культуры, лучшими спортсменами школы, города, страны; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о спорте; беседы о значении физической культуры и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение личности учащегося определение у него педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности. Направление способных учащихся для занятий в ДЮСШ. Проведение бесед на спортивную тематику: история развития физической культуры и спорта, выдающиеся спортсмены, педагоги и тренеры, труд учителя физкультуры; проведение экскурсий в средние и высшие учебные заведения спортивно-педагогического профиля, ДЮСШ, спортивные общества; приобретение практических навыков судейства внутриклассных и общешкольных соревнования и другие мероприятия.

Второй этап 7-8 классы работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам-спортсменам в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки. Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч со студентами и преподавателями института физической культуры, выпускниками школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной литературы по избранной профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к педагогической деятельности. Проведение бесед на различные темы спортивного характера: институт физической культуры и подготовка кадров в нем; роль и значение физической культуры в народном хозяйстве; правильная самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении; о чемпионах мира и Олимпийских игр; физическая культура в жизни замечательных людей; гигиена и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом и др.; организация встреч с ветеранами спорта. Проведение регулярных сообщений о новостях спортивной жизни, пресс-конференций с ведущими тренерами и их спортсменами; оформление и обновление стендов о спортсменах-выпускниках школы, написание реферата «Спортивная жизнь моих родителей»; проведение экскурсий в, ДЮСШ и спортобщества; проведение трудовых десантов по ремонту спортивного инвентаря и оборудования школы; оказание помощи учителю физкультуры на уроках и во внеклассной физкультурно-массовой и спортивной работе; проведение разминки, осуществление роли старшего на подгруппе, отделении; организация и проведение соревнований с приобретением определенных знаний, умений и навыков этой работы и др.

Третий этап 9-10 классы - это этап профессионального самоопределения школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей. Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по «защите» будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 9-10 классов включает изучение личности школьника: склонности к педагогической деятельности, способностей, профессионального интереса; написание сочинения на тему «Моя будущая профессия» и реферата о профессии; проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор профессии; профессия тренера, учителя физической культуры; профессиональная пригодность к педагогической деятельности; требования педагогической деятельности к физиологическим и психологическим особенностям человека; организация педагогического труда учителя; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у работника физической культуры и спорта; самостоятельное изучение литературы по избранной профессии; приобретение знаний, умений и навыков физкультурного организатора практическая проба сил: проведение спортивных мероприятий с октябрятами, пионерами, сверстниками и др.; проведение проф. консультаций индивидуальная работа с учащимися. [3]

Воспитание готовности к сознательному  выбору профессии требует изучения личности юного спортсмена. В работе по профессионально ориентации необходимо опираться на знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их склонности к профессии преподавателя-тренера, а также наличии устойчивого профессионального интереса.

Учащихся можно привлечь к созданию кабинетов и уголков профориентации. Работа их направлена на получение и развитие интересов, склонностей и способностей к педагогической деятельности школьников-спортсменов; проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися и их родителями по вопросам выбора профессии, знакомство со специальностями в области физической культуры и спорта; работу с родителями по профпросвещению; совместную работу с педагогическим коллективом института физкультуры в целях оказания шефской помощи школе.

Создание кабинета, профуголка дает возможность: целенаправленно проводить  проф. ориентационную работу со школьниками-спортсменами; использовать наглядность, справочную литературу, технические средства; самостоятельно работать над подготовкой к будущей профессии; проводить индивидуальную работу с учащимися; накапливать материал о лучших спортсменах-выпускниках школы; совершенствовать содержание и методы проф. ориентационной работы; более углубленно и осознанно изучать свою будущую профессию.

Формы работы кабинета по профориентации различные и включают в себя встречи, беседы, лекции, экскурсии, диспуты, просмотр кинофильмов, «защиту» профессии и многие другие.

В оформление кабинета, профуголка полезно  включать постановления и правительства, в которых определяются основные задачи профессиональной ориентации молодежи; высказывания о выборе профессии выдающимися общественными деятелями, писателями, педагогами; материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний; план работы по профессиональной ориентации с учащимися и родителями; материалы опыта работы лучших учителей физкультуры, тренеров, методическую литературу по проф. ориентационной работе со школьниками-спортсменами и родителями, учителя физкультуры. [4,11]

1.2 Профориентационная и допрофессиональная подготовки школьников к выбору профессии по специальности «Физическая культура и спорт»

Подготовку к выбору профессии по специальности «Физическая культура и спорт» и сам выбор мы рассматриваем как исходный этап и важнейший компонент всего процесса профессионального становления личности. Структурными компонентами профессиональной ориентации являются профессиональная информация, профессиональное воспитание, профессиональная консультация; профессиональная диагностика, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация, подготовка к трудоустройству.

Профессиональная ориентация и  допрофессиональная подготовка осуществляется на четырех уровнях.

На первом, начальном уровне дополнительного образования – досуговом – школьник стремиться найти вид спорта  по душе. Основная педагогическая задача на этом этапе – создать условия для появления у них осознанной мотивации для выбора спортивной школы и конкретного вида деятельности.

На втором уровне, когда выбор сделан, самостоятельно или с помощью родителей, ученик «потребляет» готовые знания, которые передает ему педагог (тренер-преподаватель), осваивает опыт деятельности по образцам. Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе в основном репродуктивный (делай как я). Цель педагога – привить любовь к избранному виду спорта, закрепить и развить у него мотивацию к заинтересовавшей деятельности.

Информация о работе Музейная педагогика