Музейная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

Профессия специалист физической культуры, не пользуется особым спросом среди выпускников школ. По данным Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения сегодня лидерами высшего образования являются финансовое и экономическое образование. Затем идут юридическое образование и компьютерные технологии. Далее с большим отрывом - медицина (13%) и инженерно-технические специальности (12%). А ведь профессия специалиста физической культуры одна из немногих профессий, которая оздоравливает нацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Организация профессиональной ориентации в общеобразовательной школе на специальность «Физическая культура и спорт» 6
1.2 Профориентационная и допрофессиональная подготовки школьников к выбору профессии по специальности «Физическая культура и спорт» 10
1.3 Характеристика и сущность музейной педагогики 12
1.4 Музейная педагогика в образовательном процессе 16
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 3 ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21

Вложенные файлы: 1 файл

Калиновский Н.П. ВКР.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Третий уровень – развитие самостоятельности учащегося – имеет ярко выраженное познавательное исследовательское направление. Обучающийся старается сам увеличить объем знаний, становится исследователем. Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе – продуктивный (делай сам). Интерес школьника к знаниям в выбранной предметной области с появлением первых успехов в спорте становится все более личностным. Этап развития личности – интеллектуально-поисковый. Дополнительное образование на этой ступени, как правило, предметно-функциональное. Обучающийся все чаще занимает инициативную позицию в ходе учебного процесса, педагог находится в позиции партнера-помощника; обучающийся стремится к реальному результату личной деятельности, педагог, закрепляя содержательную, внутреннюю мотивацию к обозначенной предметной области, помогает ему добиться качественного результата, передавая свой богатый опыт в данной сфере деятельности.

Четвертый уровень – высший уровень самостоятельности – созидание, творчество. Интерес у учащегося становится творческим, возникает потребность сделать свое, причем интерес уже не угасает. Уровень коммуникации педагога и учащегося – креативный, происходит выражение собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества его и педагога. Спортсмен начинает привлекаться на роль инструктора-методиста, ассистента тренера-преподавателя.

Основными задачами довузовской  подготовки школьников считались задачи создания условий для удовлетворения потребностей учащихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоение знаний, необходимых при поступлении в ВУЗ. [5]

1.3 Характеристика и сущность музейной педагогики

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной  в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. [1]

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться  местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом  повышения культурно-образовательного процесса. [6]

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем  музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур, в которой музей призван стать местом культурного диалога. [2,9]

Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования. Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Объект музейной  педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. [7]

Ключевыми понятиями  музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как-то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет;

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура;

Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к  самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. [14,17]

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации. Это взаимодействие строится на следующих принципах:

принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора;

принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование;

принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам. [8,15]

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к музею, уважения к работникам музея.

Воспитание любви к  родному краю и людям, заботящимся о его процветании.

Формирование самосознания, становления активной жизненной  позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться  в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога.

Формирование системы  критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

комплексность – включение всех типов восприятия;

программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. [12]

    1. Музейная педагогика в образовательном процессе

Реформы школы, которые начали проводиться в  России в прошлом веке, обусловили появление музеев, которые в специальной литературе называются по-разному: учебные, университетские, школьные. Представляется, однако, возможным объединить их все в одну группу, назвав музеями образования.

Особенностью  этих музеев является их преимущественная ориентация на решение образовательных задач, которым подчиняются все остальные. Предметы комплектуются и хранятся, изучаются и выставляются здесь главным образом для образовательных целей. В этом состоит существенное отличие этих музеев от тех, где ценность музейного предмета определяется главным образом его подлинностью и уникальностью. В музеях же образования тиражируемые предметы, дубликаты, воспроизведения, а также вспомогательные материалы обладают почти такими же правами, что подлинники и раритеты.

Одним из примеров музея учебного заведения может  выступать школьный музей. Как неотъемлемая часть процесса обучения. Школьный музей, разумеется, нельзя назвать таким учреждением, где собраны те или иные редкости. В школьном музее они только желательны, но не необходимы. Музей, о котором мы хотим сказать, есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе. Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Школьный музей отличается тем, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий. Музей, следовательно, был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми.

Второй яркий  представитель музеев учебных заведений  это университетские музеи. Они призваны обеспечить наглядность преподавания, одновременно выполняя и другую не менее важную функцию научно-исследовательскую. В университетах, учебный процесс естественным образом связан с исследовательской деятельностью и преподавателей, и студентов. В этом, особенность университетских, музеев, коллекции которых должны были иметь не только учебную, но и научную ценность. Особенность университетских музеев это широкая просветительная направленность. [16]

Выводы по первой главе

На основании теоретического исследования по проблеме профессиональной ориентации в сфере физической культуры и музейной педагогики можно сделать следующие выводы:

  • Профессиональная ориентация по профессии специалиста физической культуры проходить на протяжении всего периода обучения в школе, начиная с младшего школьного возраста.
  • В подавляющем большинстве данную специальность выбирают школьники – спортсмены.
  • При организации профессиональной ориентации к окончанию школы школьник будет уверен в выборе своей будущей профессии, будет понимать, и представлять пути к достижению своей цели.

В ходе исследования нам  удалось выявить следующие задачи профессиональной ориентации в контексте профессии специалиста по физической культуре:

  • Профессиональная ориентация формирует должна формировать знание о будущей профессии школьника.
  • Прививать интерес к профессии специалист по физической культуре.
  • Повышать уровень мотивации к выбору профессии специалист по физической культуре.
  • Музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики и психологии и краеведения.
  • Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
  • Музейная педагогика образования преимущественно ориентирована на решение образовательных задач.

 

Глава 2 методика выполнения выпускной квалификационной работы

 

Изучив теоретические аспекты данной проблемы, нами была разработана программа исследования, для проведения педагогического эксперимента. В которую входили: разработка анкеты для выявления профориентации старшеклассников на начальном этапе эксперимента, комплектации экспериментальной и контрольной группы, организация и проведение экскурсии в музей спортивной славы УралГУФК, беседа на тему профессиональной ориентации.

Информация о работе Музейная педагогика