Музыкальная культура младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является формированию музыкальной культуры в соответствии с индивидуальными способностями учащихся, проявляющимися в различных видах музыкальной деятельности на уроке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….....38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая музыкальная культура младших школьников 2.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Методика «Ребенок и музыка». Экспериментатор просит детей представить, что музыка – живое существо. И дает задание: это существо, эту личность нарисовать так, как они ее чувствуют, понимают, когда ее слушают, или исполняют. Кроме того, просит каждого изобразить самого себя в своем рисунке.

Особенность этой методики в том, что дети не рисуют конкретную музыку (впечатления от произведения) – их рисунок вообще не связан с живым звучанием. Цель методики – выяснить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. Он рисует музыку вообще. По рисунку можно узнать, чувствует ли он себя маленьким перед ней или ее частичкой, отождествляет ли себя с ней; насколько целостно он воспринимает образ Музыки (например, выражает его в чем-то едином – в цвете, движении и пр. или представляет его излишне детализированным). На эту процедуру отводится не более 15 минут, после чего в индивидуальной беседе с каждым ребенком можно уточнить, почему он изобразил себя и Музыку такими. Замечено, что через эмоциональную насыщенность символики и попытку художественного выражения образа Музыки у детей проявляется подлинное (подчас неосознанное) к ней отношение. Эта методика становится заключительным аккордом программы диагностики музыкальной культуры школьников.

В целом программа  исследования позволяет получить развернутое и достаточно детализированное представление об уровне сформированности музыкальной культуры и о динамике ее развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного теоретического и практического исследования послужили основой для следующих выводов.

Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать  условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст  чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной  культурой. Если в процессе музыкальной  деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей. Так же важно чтобы педагог - музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил  музыкальную базу  ребенка для дальнейшего его развития. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. – М.: 1991. – 405 с.
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.– М., 2004.
  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: 2000. – 336 с.
  4. Алиев Ю.Б. Методика  преподавания  музыки в общеобразовательных  учреждениях. – М «Академия».: 2002. – 416 с.
  5. Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе, выпуск 1963 - №2, 1964 - №3, 1971 - №7, 1975 - №10, 1982 - №15, 1986 - №17.
  6. Березовчук Л. Музыка и мы. С-П.: – 1995.-350с.
  7. Блинова. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. «Педагогика». – М. – Л.: 1964. – 260 с.
  8. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: 1997. –     352 с.
  9. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном  развитии личности. – Екатеринбург, 2001. – 145 с.
  10. Гульянц Е. Детям о музыке. – М.: «Аквариум» – 1996. – 388 с.
  11. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Академия», 2000. – 240 с.
  12. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. – М.: «Музыка» – 1987. – 230 с.
  13. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: «Смысл» – 2001. – 264 с.
  14. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М.: «Просвещение» – 1981. – 250 с.
  15. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. – 2000. – №7.
  16. Лобова А.Ф., Моисеев Л.В. Художественно-эстетическое образование развития школьников – Екатеринбург, 1996. – 252 с.
  17. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика  музыкального воспитания  младших  школьников. -М.:«Академия» 2001.-368 с.
  18. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-268 с.
  19. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
  20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
  21. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. – М., 1998.

 


Информация о работе Музыкальная культура младших школьников