Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме исследования;

- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;

- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;

- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические и методические аспекты

исследования…………………………………………………………………...7

Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7

1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у

дошкольников………………………………………………………………….15


Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27

2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа

эксперимента…………………………………………………………………..27

2.2 Содержание, формы и методы опытно –

экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33

2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов

исследования. Контрольный этап …………………………………................45


Выводы………………………………………………………………………...49

Методические рекомендации...............................…………………………..50

Список литературы ………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

           Детский фольклор - деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера, а, наоборот, предполагает сознательное внесение в неё элементов новизны, приводящее к повышению ценностей    создаваемого    продукта    деятельности,    что     порождает

эмоциональный отклик в виде творческих чувств, что и влияет на вносимое и осознаваемое человеком начало новизны, начало творчества в процессе деятельности.

           В работу с детьми необходимо включать как традиционные формы воспитательно-образовательной деятельности, так и нетрадиционные: игры, ярмарки, праздники с использованием всех видов народного искусства.

          Понятие «Детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно, но глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Детский фольклор развивается в непосредственной связи с народной педагогикой.

          Детский фольклор - своеобразная кладовая истории, но в нём храниться не только старое добро, но и то, что создано выдумкой детей. Разделение детского фольклора на виды и жанры должно начинаться с разграничения творчества: 

•   Взрослые для детей:

  • колыбельные,
  • прибаутки,
  • пестушки,
  • потешки;

•   творчество взрослых ставшее потом детским:

  • заклички,
  • считалки,
  • пословицы;

•    детское творчество:

  • скороговорки,
  • дразнилки.

       В произведениях пришедших к детям от взрослых творческий элемент привносится самими детьми. В первых двух группах жанры не есть чистое самостоятельное творчество детей. Они относятся к творчеству взрослых, но со временем становятся забавой детей. Эти жанры открывают широкий простор для импровизации и выдумки.

      Народная речь яркая и красочная, с богатством образных средств, развивает в маленьком человеке знание родного языка, формирует словесное творчество.

     Обращение к народному наследию необходимо не только на специально ориентированных на это занятиях, но и на других занятиях, а также в повседневной деятельности детей.

           К детскому фольклору относятся следующие виды деятельности:

  • слушание,
  • народная хореография,
  • пение народных песен,
  • театрализация,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • фольклорные игры.

     Весь материал с которым знакомится ребёнок должен соответствовать возрастной ориентации и представлять педагогические возможности для формирования творческих способностей детей.

      Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - говорил Л.С. Выготский (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1987).

     Большую роль в развитии творческих способностей играют народные игры.

          Введение народной игры в организацию педагогического процесса способствует развитию собственного творчества детей, что находит отражение в придумывании новых игр детьми. Позиция взрослого в игре должна заключаться во внесении в жизнь детей забытых народных игр, которые помогают сделать жизнь ярче, интереснее.

     Фольклор доступен каждому, даже самому маленькому ребенку, его притягивающую силу чувствует любой, кто соприкасается с народным творчеством. Вращаясь в атмосфере народной самобытности, слушая песни, заклички, играя в народные игры, ребенок втягивается в этот мир, становится частью его, начинает творить. Благодаря возрождению русского фольклора педагогика приобрела незаменимого помощника в формировании творчества у детей. С этой точки зрения нас особо заинтересовала программа Л.Борониной «Оберег». Проанализируем ее содержание.

       Программы   комплексного   изучения   музыкального   фольклора   в детском саду. Рассчитана на детей от 2- х до 7 лет.

     Программа делится на три подпрограммы, соответствующие трем возрастным категориям дошкольников:

  1. - младший возраст - программа «Гуленьки (2-3 года) - введение в мир фольклора;
  2. - средний дошкольный возраст - программа «Теремок» (4-5 лет) - знакомство с азами народной культуры;
  3. - старший дошкольный возраст - программа «Беседушка» (6-7 лет) - активный этап освоения фольклора.
 
 

Программа «Гуленьки»

     Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях фольклором является слушание - восприятие и игры (музыкальные и словесные).

     Пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. Этот же материал является основой их этнографического образования. В этот период необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни, т.к. способность ребенка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и интонационный строй мелодии, содержательность и интонационная выразительность речи) просто огромны, и не использовать ее, значит упустить редкую возможность, представленную самой природой.

     В программу «Гуленьки» заложено много колыбельных песен, пестушек, потешек, которые дети должны слышать из уст близких им взрослых (педагогов). Многие музыкальные примеры взяты из репертуара нянь-пестушей.

     Песенный материал несложен и по образности («Зайка», «Петушок», «Дождик» и т.д.) и по мелодическому и ритмическому строю.

     Нисходящая терция (попевка - игра «Петушок», «Водичка-водичка» и др.) особенно удобна на первых этапах приобщения к песенной культуре.

     Ритмические приседания, подпрыгивания под песенку - одни из первых музыкально-ритмических движений ребенка, постепенно переходят в обучение его пляске (сначала в присядку).

     Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кисти и т.д., а также хороводный и дробный шаг.

     Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка- как путь включенности в общее действо.

     Свистульки, жужалки, погремушки, ложки, колокольчики для них -средство ритмического воспитания. Погремушки, ложки рекомендуется использовать в песнях, плясовых, колокольчики, свистульки - к примеру, в веснянках.

      Этнографический подтекст программы подразумевает кропотливую работу педагога по введению ребенка в мир фольклора, знакомство с жанрами: колыбельные песни, пестушки, потешки прибаутки, заклички и т.д.

     Первое знакомство с народными календарями и его тесная связь с жизнью, трудом, важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») - наших братьев меньших, через встречу с природой. 
 
 

Программа «Теремок»

(для детей 4-5 лет)

     Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу.

     Детям предстоит знакомство с народным календарем. Осень заканчивается посиделками,  а далее - святочное  веселье  (рождество, калядование и ряженые, масленица - проводы зимы, встреча весны, прилет птиц, Пасха, Иван Купала).

     Практический материал (песни, игры, танцы) подобран в соответствии с календарем и разделен на 4 части.

    Этнография: осенью дети знакомятся с песнями о труде.

          Продолжается знакомство с колыбельными песнями колыбельные песни - школа жизни для ребенка, содержащая информационный и эмоциональный потенциал.

     Детям необходимо сообщить сведения о колыбели, люльке, устройстве и месте в доме, о добрых материнских руках, о тематике и выразительных средствах колыбельных песен.

     Цикл колыбельных песен связан и с житьем-бытьем кота - излюбленного персонажа колыбельных - он и люльку качает, и поясок покупает, а лапоточки плетет.

     Тема дома, домашнего уюта, начатая со знакомства с колыбельными песнями осенью, продолжается зимой «Как у дяди Ермолая» - игровая, «Как у дяди Трифона» - игровой хоровод.

     Рекомендуется на занятиях обратить внимание детей на виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные и игровые. Весной логично вернуться к освоению малых фольклорных жанров: заклички, прибаутки и т.д.

     Народный быт раскрывается в теме «Народный костюм». Важен разговор о поэтике и символике русского народного костюма.

     Хореографические навыки - элементарные, орнаментальные и игровые хороводы, пляски. Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчики, свистульки, коробочка.

     Можно видеть какой богатый материал содержат игры и хороводы для развития творчества детей. 

                                      Программа «Беседушка»

                                          (старший возраст)

     Содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение народного календаря (к примеру, 8 сентября - Рябинные осенины, 13 сентября - уборка морковки, картофеля, 21 сентября - вторая встреча осени, осенины, 27 сентября - Воздвижение птицы - в лет двинулись).

     Обряды для ребенка - это, прежде всего встреча старого нового года, крещение и гадание, которые естественно переходят в рассказы о домовых и разной нечести.

     В старшем дошкольном возрасте серьезное внимание уделяется певческой работе, подразумевающей выработку певческих навыков: светлый «томный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция.

     Специфика народно-песенного исполнительства подразумевает овладевание следующими навыками: игрой на народных инструментах, раскрытие эмоционально-образного содержания песни, начальные навыки импровизации и творчества.

     Мы проанализировали всю программу, чтобы показать возможности фольклора в развитии детей. В своей работе мы в большей степени опирались на программу «Теремок» для детей пятого года жизни.

     Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов.

     Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

     Приобщение детей к фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

         Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе творческого развития детей. Сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе ребенка; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества