Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:55, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
Детский фольклор - деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера, а, наоборот, предполагает сознательное внесение в неё элементов новизны, приводящее к повышению ценностей создаваемого продукта деятельности, что порождает
эмоциональный отклик в виде творческих чувств, что и влияет на вносимое и осознаваемое человеком начало новизны, начало творчества в процессе деятельности.
В работу с детьми необходимо включать как традиционные формы воспитательно-образовательной деятельности, так и нетрадиционные: игры, ярмарки, праздники с использованием всех видов народного искусства.
Понятие «Детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно, но глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Детский фольклор развивается в непосредственной связи с народной педагогикой.
Детский фольклор - своеобразная кладовая
истории, но в нём храниться не только
старое добро, но и то, что создано выдумкой
детей. Разделение детского фольклора
на виды и жанры должно начинаться с разграничения
творчества:
• Взрослые для детей:
• творчество взрослых ставшее потом детским:
• детское творчество:
В произведениях пришедших к детям от взрослых творческий элемент привносится самими детьми. В первых двух группах жанры не есть чистое самостоятельное творчество детей. Они относятся к творчеству взрослых, но со временем становятся забавой детей. Эти жанры открывают широкий простор для импровизации и выдумки.
Народная речь яркая и красочная, с богатством образных средств, развивает в маленьком человеке знание родного языка, формирует словесное творчество.
Обращение к народному наследию необходимо не только на специально ориентированных на это занятиях, но и на других занятиях, а также в повседневной деятельности детей.
К детскому фольклору относятся следующие виды деятельности:
Весь материал с которым знакомится ребёнок должен соответствовать возрастной ориентации и представлять педагогические возможности для формирования творческих способностей детей.
Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - говорил Л.С. Выготский (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1987).
Большую роль в развитии творческих способностей играют народные игры.
Введение народной игры в организацию педагогического процесса способствует развитию собственного творчества детей, что находит отражение в придумывании новых игр детьми. Позиция взрослого в игре должна заключаться во внесении в жизнь детей забытых народных игр, которые помогают сделать жизнь ярче, интереснее.
Фольклор доступен каждому, даже самому маленькому ребенку, его притягивающую силу чувствует любой, кто соприкасается с народным творчеством. Вращаясь в атмосфере народной самобытности, слушая песни, заклички, играя в народные игры, ребенок втягивается в этот мир, становится частью его, начинает творить. Благодаря возрождению русского фольклора педагогика приобрела незаменимого помощника в формировании творчества у детей. С этой точки зрения нас особо заинтересовала программа Л.Борониной «Оберег». Проанализируем ее содержание.
Программы комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. Рассчитана на детей от 2- х до 7 лет.
Программа делится на три подпрограммы, соответствующие трем возрастным категориям дошкольников:
Программа «Гуленьки»
Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях фольклором является слушание - восприятие и игры (музыкальные и словесные).
Пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. Этот же материал является основой их этнографического образования. В этот период необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни, т.к. способность ребенка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и интонационный строй мелодии, содержательность и интонационная выразительность речи) просто огромны, и не использовать ее, значит упустить редкую возможность, представленную самой природой.
В программу «Гуленьки» заложено много колыбельных песен, пестушек, потешек, которые дети должны слышать из уст близких им взрослых (педагогов). Многие музыкальные примеры взяты из репертуара нянь-пестушей.
Песенный материал несложен и по образности («Зайка», «Петушок», «Дождик» и т.д.) и по мелодическому и ритмическому строю.
Нисходящая терция (попевка - игра «Петушок», «Водичка-водичка» и др.) особенно удобна на первых этапах приобщения к песенной культуре.
Ритмические приседания, подпрыгивания под песенку - одни из первых музыкально-ритмических движений ребенка, постепенно переходят в обучение его пляске (сначала в присядку).
Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кисти и т.д., а также хороводный и дробный шаг.
Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка- как путь включенности в общее действо.
Свистульки, жужалки, погремушки, ложки, колокольчики для них -средство ритмического воспитания. Погремушки, ложки рекомендуется использовать в песнях, плясовых, колокольчики, свистульки - к примеру, в веснянках.
Этнографический подтекст программы подразумевает кропотливую работу педагога по введению ребенка в мир фольклора, знакомство с жанрами: колыбельные песни, пестушки, потешки прибаутки, заклички и т.д.
Первое
знакомство с народными календарями и
его тесная связь с жизнью, трудом, важно
осознание ребенком причастности к этому
доброму, мудрому миру, несущему радость
через образы зверей и птиц («Петушок»,
«Зайка») - наших братьев меньших, через
встречу с природой.
Программа «Теремок»
(для детей 4-5 лет)
Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу.
Детям предстоит знакомство с народным календарем. Осень заканчивается посиделками, а далее - святочное веселье (рождество, калядование и ряженые, масленица - проводы зимы, встреча весны, прилет птиц, Пасха, Иван Купала).
Практический материал (песни, игры, танцы) подобран в соответствии с календарем и разделен на 4 части.
Этнография: осенью дети знакомятся с песнями о труде.
Продолжается знакомство с колыбельными песнями колыбельные песни - школа жизни для ребенка, содержащая информационный и эмоциональный потенциал.
Детям необходимо сообщить сведения о колыбели, люльке, устройстве и месте в доме, о добрых материнских руках, о тематике и выразительных средствах колыбельных песен.
Цикл колыбельных песен связан и с житьем-бытьем кота - излюбленного персонажа колыбельных - он и люльку качает, и поясок покупает, а лапоточки плетет.
Тема дома, домашнего уюта, начатая со знакомства с колыбельными песнями осенью, продолжается зимой «Как у дяди Ермолая» - игровая, «Как у дяди Трифона» - игровой хоровод.
Рекомендуется на занятиях обратить внимание детей на виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные и игровые. Весной логично вернуться к освоению малых фольклорных жанров: заклички, прибаутки и т.д.
Народный быт раскрывается в теме «Народный костюм». Важен разговор о поэтике и символике русского народного костюма.
Хореографические навыки - элементарные, орнаментальные и игровые хороводы, пляски. Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчики, свистульки, коробочка.
Можно
видеть какой богатый материал содержат
игры и хороводы для развития творчества
детей.
Содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение народного календаря (к примеру, 8 сентября - Рябинные осенины, 13 сентября - уборка морковки, картофеля, 21 сентября - вторая встреча осени, осенины, 27 сентября - Воздвижение птицы - в лет двинулись).
Обряды для ребенка - это, прежде всего встреча старого нового года, крещение и гадание, которые естественно переходят в рассказы о домовых и разной нечести.
В старшем дошкольном возрасте серьезное внимание уделяется певческой работе, подразумевающей выработку певческих навыков: светлый «томный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция.
Специфика народно-песенного исполнительства подразумевает овладевание следующими навыками: игрой на народных инструментах, раскрытие эмоционально-образного содержания песни, начальные навыки импровизации и творчества.
Мы проанализировали всю программу, чтобы показать возможности фольклора в развитии детей. В своей работе мы в большей степени опирались на программу «Теремок» для детей пятого года жизни.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Приобщение детей к фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе творческого развития детей. Сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе ребенка; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества