Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме исследования;

- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;

- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;

- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические и методические аспекты

исследования…………………………………………………………………...7

Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7

1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у

дошкольников………………………………………………………………….15


Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27

2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа

эксперимента…………………………………………………………………..27

2.2 Содержание, формы и методы опытно –

экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33

2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов

исследования. Контрольный этап …………………………………................45


Выводы………………………………………………………………………...49

Методические рекомендации...............................…………………………..50

Список литературы ………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

А я в лесе был, березку рубил, (2 раза)

Березку рубил, метелки вязал. (2 раза)

Метелки вязал, на возок складал. (2 раза)

На возок складал, в город отправлял. (2 раза)

В город отправлял, там я торговал. (2 раза)

Там я торговал, девочку видал. (2 раза)

Сидит под окном, балует цветком, (2 раза)

Я к ней подходил, бусы подарил. (2 раза) 

Выходит Ульяна (девочка), ложится на лавочку возле домика.

Арина. Проснулась Ульяна не поздно, не рано. Все сено косить, а она голову мочить...

Все сено грести, а она косу плести... 

Ульяна. Ты, работушка меня не бойся, я тебя не трону!

Арина. Все обедать идут, а она тут как тут!

Ульяна (подбегает к Арине). А мне? Я тоже есть хочу!

Арина. Кто не работает…

Дети. То и не ест!

Ульяна (плачет). А-а-а!

Арина. Хочешь есть калачи - не лежи на печи. Иди гусей попаси! Видишь

травка молодая на лугу появилась!  

Дети инсценируют песню «Я гнала гусей на луг». 

Я гнала гусей на луг, приговаривала. Припев:

Это быль, это быль, быль-былинушка моя. 

Привыкайте, мои гуси, ко лужку-то, ко траве.

Припев. 

Ко лужку-то, ко траве, ко холодной, ко воде. Припев.

Я гнала гусей домой, приговаривала.

Припев. 

Арина. Ну Ульяна, молодец! Ешь на здоровье, заслужила! (подает пирожок)

Марьюшка. Добры молодцы, а кто пойдет рыбу ловить? (Вызывает трех мальчиков, каждому дает по удочке)

Проводит конкурс «Кто больше наловит рыбы».

Арина. Посылали молодицу под горушку за водицей, Только речка далеко, а ведерко велико! 

Аннушка с ведрами подходит к речке и черпает воду. 

Исполняется песня «Аннушка» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной // Музыкальный руководитель. -2005.- №14.- с. 15)

Дети инсценирую песню. 
 

Арина. На реку за водой ходить далеко! Надо бы возле дома колодец

смастерить для Аннушки. Кто хочет. 

Проводится игра «Построй колодец». 

Арина. Аннушка, скажи работничкам: «Спасибо!» Аннушка. Спасибо!

Марьюшка. Ну вот, потрудились на славу. Позади трудовой день! Рыбу 
ловили? Дрова рубили? На базар, по ягоды, по воду ходили? Теперь и 
отдохнуть не грех. 

Арина. Соберутся красны девицы да добры молодцы на деревенский

пятачок, и начинается веселье.

Марьюшка. Собирались вечером, кто попеть, кто поплясать, а кто доброе слово молвить. Русский народ придумал много пословиц, чтобы люди уму-разуму набирались.  

Дети.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто шутит и смеется, тому все удается.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не бойся умного врага, а бойся глупого друга. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.     

Поспешишь - людей насмешишь.                                                                        

Кто хвалится, тот с горки свалится.                                                            

На всякое хотенье имей свое терпенье.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

На чужой каравай рот не разевай. 

Марьюшка. Молодцы, много пословиц знаете!

(Выставляет на середину березу)

Смотрите, зеленые листочки на березе распустились! Иди, (называет имя ребенка) почитай стихотворение. 

Ребенок.

Береза, моя березонька! Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,

На тебе, березонька, листики зеоеные!

Близ тебя, березонька, красны девицы

Да добры молодцы хоровод ведут! 
 

      Дети водят хоровод «Земелюшка-чернозем»

Земелюшка, чернозем,

Земелюшка-чернозем.

Припев

Чернозем, чернозем,

Земелюшка-чернозем. 

Тут березка выросла.

Тут березка выросла…

Припев

Выросла, выросла,

Тут березка выросла. 

На березке листочки,

На березке листочки,

Припев

Листочки, листочки,

На березе листочки.

Под березкой травонька,

Под березкой травонька.

Припев

Травонька, травонька

Под березкой травонька

Рвали цветы с травы,

Рвали цветы с травы

Припев

Со травы, со травы

Рвали цветы со травы. 

Плели венки из цветов

Плели венки из цветов

Припев

Из цветов, из цветов,

Плели венки из цветов. 

Проводится хороводная игра.

Марьюшка (показывает колокольчик). Собирайся, народ.

Кто в Жаворонка играть идет?

Проводится музыкальная игра «Жаворонок»

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве. 

Арина

Нет лучше и милей России,

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей,

Тебе несем мы свой привет. 

Марьюшка

Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебе от всей души мы любим

И прославляем наш народ.

                                                                                                                              Арина. Вот и месяц показался, пора по домам. Завтра много дел! Нужно грядки прополоть да дрова колоть.                                                                                                                           

Марьюшка. А мне сено косить да по ягоды ходить.

Арина. А вы, парни, не забудьте девочек до калитки проводить, а то темнеет!  

Воспитатели (поют)

До свиданья, до свиданья,

До свиданья три раза.

А еще раз до свиданья,

Ваши милые глаза.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                              

      

     

КОНСПЕКТЫ  ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. Ознакомление с музыкально-игровым  фольклором. 

          Задачи занятия. Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «петушок», «Водичка».

   Материалы к занятиям: Игрушки - домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок.

   Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу.

- Это Катя. Она живет в домике. Катя ждет гостей. Кто же к ней придет? Я буду загадывать вам загадки, и вы узнаете, кого пригласила в гости Катя. Слушайте загадки внимательно. Загадывать - это не назвать, а только рассказать, какой этот кто-то. Подумайте, потом говорите отгадку.

     Воспитатель загадывает загадки, анализирует их, показывает соответствующие игрушки. 

      Я умею чисто мыться

                                            не водой, а языком.

                                            Мяу. Как мне часто снится

      Блюдце с теплым  молоком. 

                                    (Кот) 

- Как вы догадались, что это кот? Что делает кот? А что он любит?

Дети     выполняют     выразительные     движения     под     музыку

А. Александрова «Кошка».

                                                           
     
     
     

    Беленькие перышки.

    Красивый гребешок, кто это на колышке?      (Петя Петушок)                         
     

  • Что есть у петушка?
  • Где он сидит?

    Дети под музыку изображают петушка. 

                                                    Голодна - мычит.

                                                    Сыта - жует.

                                                    Молодым ребяткам

                                                    Молока дает.

                                                            (Корова) 

-  Что делает корова? Что корова дает детям?

                                                   

                                             Идет, бредет, бородой трясет.

                                             Травки просит: «Ме-е-е».

                                             Дайте вкусной травки мне.

                                                        (Козлик)

  • Что делает козлик? Что козлик любит есть?
  • Вот и все Катины гости. Сколько их?
  • Кто самый большой? Кто самый бодучий? Кто самый тепленький и мяконький? Кто раньше всех встает?

Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества