Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:55, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
"подчинялись" ее указаниям, подражали ей в движениях.
В целом показателей низкого уровня мы не наблюдали. Объясняется этот факт большим интересом детей к музыкально – игровому фольклору и его доступностью для всех без исключения детей.
В результате проведенного исследования подтвердилось наше предположение о влиянии музыкально-игрового фольклора на творческое развитие дошкольников.
Систематическое применение музыкально-игрового фольклора способствует формированию чувства ритма, обогащению двигательного опыта, разнообразию и выразительности движений, проявлению всех видов танцевально-игрового творчества.
Эффективность влияния музыкально-игрового фольклора на дошкольников достигается при условии установления взаимосвязи между комплексом методических приемов и различными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми. Специально подобранный учебный материал предусматривает поэтапное формирование у детей исполнительских и творческих навыков. Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы и формы работы. Дети овладевают умениями распределения ролей, поиском выразительных средств, воплощением замысла. Учатся образному перевоплощению и ролевому взаимодействию партеров - исполнителей в рамках определенного сюжетного построения игры, танцевальной оценки и т.д. Все это способствует активизации воображения и творческих проявлений детей.
Учитывая
результаты, полученные
в процессе
опытно-экспериментальной работы, мы считаем,
что проверенная нами система по формированию
творческих способностей детей
средствами музыкально – игрового
фольклора позволяет педагогам расширить
программный материал, дополнить его интересным
содержанием, методами и формами работы,
и повысить, таким образом, уровень творческих
проявлений детей пятого года жизни.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В педагогической работе с детьми целесообразно использование музыкально-игрового фольклора. Его следует включить:
1. а) в занятия по изобразительной деятельности, развитию
речи, по экологическому воспитанию, физкультуре и др.
по темам: «Сказочные персонажи», «В мире игрушек»,
«Природа и музыка», «Прогулка в лес» и др.
б) между занятиями, как физминутка: «Танцуйте сидя, «Играем на музыкальных инструментах», «Мои превращения» и т.д.
Следует отметить, что происходит тренинг следующих психических процессов и качеств личности:
в) в
прогулку - как подвижные игры, творческие
задания: «игры с
мячом», «На кого я похож?» и т.д.
При этом тренируем ловкость, координацию, быстроту движений, творчество.
г) в самостоятельную деятельность детей:
- игры с игрушками - «Ожившая кукла», «Плюшевый медвежонок», «Рыжая лиса», «Кот-проказник» и т.д.
При этом тренируем воображение, пластичность движений.
2. Танцевальные композиции и сюжетные танцы на основе музыкально-игрового фольклора следует включить:
■ Физкультурные занятия:
При таком системном
подходе мы развиваем творчество дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры.- М., 1988
Саморуковой. М., 1988
19.Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском
саду. М.., 1983
20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к русской культуре. СПб., 1998
21. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994
22. Крейдмина Д.Л. Фольклор и дети. М., 1994
23. Куприянова Л.Л., Гусарова О.А. Русский фольклор. М, 1988
25. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
26. Мерзлякова СИ. Фольклорный праздник для детей старшего возраста. М.,
1985
27. Михайлова М.А.Развитие музыкальных способностей детей. –
Ярославль, 1997
28. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступеньки к творчеству. – М., 1987
29. Народное творчество в эстетическом воспитании учащихся // Сост. Коровин
В.Я., Кучер Н.И. М., 1991
30. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей // Дошкольное
воспитание. М, 1995, №9
31. Науменко Г.М. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1988
32. Нестьев И.В. Народные песни как основа музыкального искусства. М.,
1978
33. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание, 1990,
№12
34. Петров В.М., Гришина Г.А., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М., 1997
35. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1962
36. Роль искусства в развитии способностей детей // Под ред. Чухман. М., 1987
37. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по истории школы и педагогической психологии. М., 1981
38. Усова А.П. Народное творчество в детском саду.
39. Флерина Л.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961
40. Хрестоматия для маленьких // Сост. Л.Н. Елисеева М., 1982
41. Школа русского фольклора // Под ред. М.Т. Картавцева. М., 1994
42. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999
43. Художественное творчество и ребенок // Под ред.Н.А. Ветлугиной – М., 1972
44.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий фольклорного праздника
«Музыкальная
шкатулка народного творчества»
Задачи.
Через различные жанры музыкального фольклора
формировать у детей творческие проявления.
Методические
рекомендации. Перед тем, как инсценировать
песни, дети без пения имитируют все движения
по показу воспитателя: собирают ягоды,
сеют зерна, рубят дрова, вяжут
метелки, кладут их в возок, несут ведра
на коромысле.
В аудиозаписи
звучит народный наигрыш на балалайке.
Входят дети, садятся на стулья.
Арина (музыкальный руководитель). Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. Зовут меня тетушка Арина!
Марьюшка (воспитатель). А меня тетушка Марьюшка.
Арина. Сегодня на фольклорном празднике мы поведаем вам о том, как в далекую старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали и веселились.
Марьюшка. Итак, приготовьте ушки, откройте пошире глазки и слушайте сказку.
Арина. В давние-давние времена жили-были крестьяне. Рано поутру вставали, коров на луг выгоняли.
Звучит песня «Когда солнышко взойдет» в аудиозаписи.
Ох, когда солнышко взойдет
Да пастух выйдет на лужок.
Э-о-хали-и-и, охадали о-о-оли,
Да пастух выйдет на лужок.
Ох, пастух выйдет на лужок,
Да заиграет во рожок.
Э-о-хали-и-и, охадали о-о-оли,
Да заиграет во рожок.
Ох, хорошо пастух играет
Да выговаривает.
Э-о-,хали-и-и, охадали о-о-оли,
Да выговаривает.
Мальчик-пастушок, имитируя игру на рожке, обходит зал, за ним вперевалочку идут дети в шапочках коров и овец, садятся на стулья. Воспитатель убирает рожок.
Марьюшка. Девицы пряли, ткали, крестиков вышивали, щи, кашу варили
да по ягоды ходили.
Об этом расскажет
наша песня.
Девочки инсценируют
песню «Пошли девки в лес по ягоды».
Да пошли девоньки,
(каждая строчка песни исполняется 2 раза)
Пошли девки в лес по ягоды.
Да, по черную,
По черную, по смородину.
Уси девоньки,
Уси девки ягоды нашли.
Одна Дунюшка,
Одна Дуня не набрала
ничего.
Под пение трех куплетов девочки собирают ягоды, затем садятся на стулья. На 4-й куплет выходит Дунюшка, ищет ягоды, не находит. Опустив голову, возвращается на место.
Арина. И парни по утру вставали, про работку не забывали!
Мальчики поют песню «Пахари»
Встань, Ванюша, на заре,
Белый день на дворе. Встань, коню сена дай
И в плужочек запрягай.
Вспаши черную земличку,
Засей белую пшеничку,
И овес, и ячмень,
Поработай целый
день!
Мальчик имитирует
разбрасывание зерен.
Мальчик. (Марьюшке). Сено покосили, зерно посадили! Марьюшка. А дров нарубили?
Мальчики. Нет.
Марьюшка.
Берите топоры и ступайте в лес!
Мальчики
берут картонные топоры и инсценируют
песню «А я в лесе был, березку рубил».
Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества