Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:55, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;
- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;
- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты
исследования…………………………………………………………………...7
Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7
1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у
дошкольников………………………………………………………………….15
Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27
2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента…………………………………………………………………..27
2.2 Содержание, формы и методы опытно –
экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33
2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов
исследования. Контрольный этап …………………………………................45
Выводы………………………………………………………………………...49
Методические рекомендации...............................…………………………..50
Список литературы ………………………………………………………….52
ЗАНЯТИЕ 2. Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Задачи занятия. Продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса, до пояса»; учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие к отгадкам картинки; упражнять в ритмичном и выразительном произнесении
текста в народной игре «У медведя во бору»; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Материалы к занятию. Куклы, расчески, шапочка для мишки, картинки животных.
Ход занятия.
- Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково называют. Как ласково называют вас ваши мамы? Мамы хотят, чтобы их дети всегда были веселыми, ели, спали, любили умываться, причесываться. Вот наши дочки (воспитатель показывает на кукол, предлагает каждому ребенку взять куклу). Чтобы дочки не плакали, когда мы их умываем, потешим дочек, повеселим потешкой (дети за воспитателем повторяют знакомую потешку «Водичка, водичка...», изображая процесс умывания кукол).
- Умыли кукол, теперь причешем. Мамы причесывают дочек и
приговаривают, послушайте, как я буду говорить:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса. Расти, косынька, до пят-
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
Материалы к занятию. Фланелеграф по сказке «Рукавичка»; кружки разного цвета и величины (серый, зеленый, белый, оранжевый, коричневый, большой серый и коричневый); книжка с картинками «Теремок».
Ход занятия.
- Дети,
как называется сказка, в которой звери
жили в одном домике? («Теремок»). Послушайте
похожую украинскую сказку «Рукавичка».
(Воспитатель сопровождает рассказывание
сказки показом на фланелеграфе).
-Вот сколько зверей вместила рукавичка! Давайте посчитаем. Вспомним кто был первым. Мышка.
- Какой кружок будет лягушкой? Почему этот?
Аналогично дети, под руководством воспитателя располагают в последовательности все персонажи сказки (выстраивают модель),
обговаривая их прозвища, соотнося, предмет-заместитель, с признаками животного.
Следующая часть занятия. После составления модели воспитатель организует проговаривание детьми диалогов персонажей. Следит за выразительностью интонаций.
- Да много зверей собралось в рукавичке. Они не ссорились, жили мирно, дружно, как в народе говорят: «В тесноте, да не в обиде», значит, хоть и тесно, зато дружно.
Воспитатель
предлагает детям повторить поговорку,
а затем исполнить веселую пляску.
ЗАНЯТИЕ 3. Ознакомление с малыми фольклорными формами
Задачи занятия. Познакомит детей со значением и содержанием потешки-заклички; учить выразительно, ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты, мороз-мороз...»; помочь запомнить поговорку «Береги нос в
большой мороз»; объяснить значение считалки - выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.
Материалы к занятию. Игрушка зайца, картинки по теме «Зимние забавы».
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, поощряет высказывания детей об их зимних играх. Вводит и объясняет понятие поговорки «Береги нос в большой мороз».
Следующая часть занятия.
- Холодно на дворе. Надо песенку спеть морозу, чтобы он не морозил
людей, чтобы потеплело, и дети смогли гулять Люди всегда пели песни
морозу, чтобы он
не злился, был добрым.
Ты, мороз-мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.
Мы саночки возьмем и на улицу пойдем.
Сядем в саночки-самокаточки.
Да с горы то - ух! ...
В снег пушистый - бух!
- Давайте скажем лаково: «Морозушко! Послушай нашу песенку, мы для тебя ее поем!» (Дети вместе с воспитателем становятся в круг, несколько раз проговаривают потешку - закличку).
Следующая часть занятия.
- Дети, смотрите, зайчик сидит тихонько и мерзнет. Скажем ему
поговорку: «Береги нос в большой мороз». Зайке холодно сидеть, пусть с
нами поиграет. Для игры надо посчитаться, чтобы никому не было обидно.
Сегодня я посчитаю.
На ком остановлюсь, тот и будет ловишкой:
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать? Раз, два, три,
Начинаешь ты.
Воспитатель помогает детям усвоить правило
считалки и организует игру с зайцем «Ловишки».
(Музыкальное сопровождение. Ладухин.
Этюд).
ЗАНЯТИЕ 4. Ознакомление с малыми фольклорными формами
Задачи занятия. Знакомит детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-ведрышко»; помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла-весну принесла»; упражнять в использовании считалок в подвижной игре, упражнять в загадывании и отгадывании загадок.
Материалы к занятию. Петрушка, иллюстрации - рисунки на тему: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».
Ход занятия. Воспитатель возле окна организует наблюдение за весенней погодой и природой, помогает детям отметить сезонные перемены.
Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!
Ждут тебя детки, ждут малолетки.
Солнышко-ведрышко! Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут, по камушкам скачут,
солнышко, покажись! Красное, появись!
Следующая часть занятия.
- Пока мы весну встречали, солнышко приглашали, к нам Петрушка
пришел. Давайте с Петрушкой поиграем в загадки. Загадайте ему загадки. А теперь Петрушка загадает вам загадку:
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червячкам враг.
(Грач)
Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал.
(Снег)
Следующая часть занятия. Петрушка хочет с нами поиграть в догонялки. Надо посчитаться, кто будет догонять. Станем вкруг и скажем считалку:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Игру проводят несколько
раз с повторением считалки.
ПОСЛОВИЦЫ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Большой говорун - плохой работник.
Волков бояться - в лес не ходить.
Делу время, потехе - час.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Кто ленится, тот не ценится.
Лениться да гулять - добра не видать.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не жалей минутки для веселой шутки.
Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен. Одна пчела много меду не наносит.
Одна рука в ладоши не бьет.
Сам не дерусь, а семерых не боюсь.
Сам себя губит, кто других не любит.
Трусливому зайке и пенек - волк.
У ленивого Федорки всегда отговорки.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Поспешишь - людей насмешишь.
Окончил дело - гуляй смело.
Маленький да удаленький.
Чаще мойся, воды не бойся.
Береги нос в большой мороз.
(Исполняются на
распев).
«У медведя во бору»
Очерчивается дом для медведя. Один из игроков в роли медведя
становится в этот
дом, а остальные играющие подбегают к
нему и дразнят:
У медведя во бору
Это четверостишие дети произносят все вместе, нараспев, когда они произносят последнее слово, медведь выбегает и ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем, а поймавший возвращается к играющим.
Один из играющих - волк, другой - хозяйка. Остальные играющие - гуси. Намечается место игры - дом, откуда хозяйка гонит гусей, в поле появляется волк.
Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества