Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть особенности развития музыкально - сенсорных способностей в разных возрастных группах дошкольного возраста посредством игр. Объект исследования – музыкально – сенсорные способности дошкольников. Предмет исследования - особенности организации и проведения музыкальных игр на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования - развитие музыкально – сенсорных способностей дошкольников будет более успешным, если на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении использовать музыкальные игры.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития музыкально – сенсорных
способностей дошкольников……………………………….............. 7
1.1.Работы отечественных педагогов по вопросу развития
музыкальных способностей дошкольников………………………..7
1.2.Структура музыкальных способностей ……………………….......12
1.3.Значение музыкально – дидактических игр в развитии
музыкально – сенсорных способностей дошкольников …...........23
ГЛАВА 2. Методико – педагогические аспекты развития музыкально –
сенсорных способностей дошкольников посредством игр……...32
2.1.Результаты исследования уровня развития музыкально –
сенсорных способностей старших дошкольников посредством
игр........................................................................................................32
2.2.Методические рекомендации по развитию музыкально –
сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях
в дошкольных образовательных учреждениях……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...53
В музыкально - дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно - образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня. Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей. Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру. Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Создание прочных навыков музыкально - сенсорного восприятия способствует четырёх этапное освоение музыкально дидактически игр.
Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительным образом игры.
Второй этап: знакомство с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идет усвоение музыкально - сенсорных навыков, умений, необходимых для игры.
Третий этап: перенос полученных музыкально сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.
Четвертый этап: дети самостоятельно используют музыкально - дидактические игры.
В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Музыкально–дидактические игры ускоряют музыкально - сенсорное развитие ребенка между ними много общего с их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т. д Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра детям. Когда какая - либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается новая игра. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия это связанно с тем, что высота и длительность, основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.
Таким образом, применение музыкально - дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.
Выводы по второй главе:
1.В ходе педагогического эксперимента было установлено, что использование музыкальных игр на музыкальных занятиях влияет на развитие музыкально – сенсорных способностей дошкольников.
2.Разработаные методические рекомендации по развитию музыкально – сенсорных способностей в процессе использования музыкальных игр позволят в простой и доступной игровой форме дать детям представление свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, передаваемых ею.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально - сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально - дидактических игр.
2. Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально - дидактических игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
3. Итак, музыкальное развитие детей в своей целостности и комплексности не было бы полным и разносторонним, если бы опускалось в нем сенсорное звено. Последний входит в состав общей музыкальности как непременный его компонент. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной музыкальной практики. Музыкально - дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков. Но для музыкально - сенсорной практики характерны не только процессы восприятия. Границы ее шире – она связана и с воспроизведением и с эстетическим переживанием. На сенсорной основе выстраивается сложная структура музыкального развития детей.
Процесс развития музыкально - сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М., 2001.- 153 с.
2.Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 1999. – 176 с.
3.Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. С-П., 2005 – 144с.
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2002.- 126 с.
5.Виноградов Л.В. Развитие
музыкальных способностей
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2000. – 187 с.
7.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1999. – 217 с.
8.Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду.- Киев, 2000. – 118 с.
9.Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М., 2003 – 87 с.
10.Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1999. – 270 с.
11.Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. – М., 2008. - 243 с.
12.Гогобриадзе А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2005. – 320 с.
13.Дзержинская И.Л. Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности. – М., 2000. – 102 с.
14.Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду. - М., 2001 – 216 с.
15.Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности. – М., 1999 – 72 с.
16.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В2т - Т1. – М., 2006. -614 с.
17.Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. - М., 2010 – 304 с.
18.Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010 – 317 с.
19.Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2003 - 87 с.
20.Калугина И.Ю., Колоцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001 – 464 с.
21.Колоцца Д. Детские игры их психологическое и педагогическое значение. – М., 2000. – 260 с.
22.Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1996. – 141 с.
23.Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - М., 2000- 104 с.
24.Костина Э.П. Музыкально – дидактические игры. – М., 2010. – 212 с.
25.Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. – М., 2002 – 96 с.
26.Костюк О.Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя. – М., 2005. – 230 с.
27.Костюк Г. С. Музыкальное искусство и формирование нового человека. - Киев., 2002. – 238 с.
28.Лозовая В. И., Троцко А. В. Теоретические основы воспитания и обучения: Научное пособие / ХГПУ им Г. С. Сковороды. – 2-е изд. исправл. и дополн. – Харьков , 2002. – 400 с.
29.Макаренко А.С. «О воспитании». – М., 1998. - 416 с.
30.Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 384 с.
31.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 2003. – 262 с.
32.Незнакинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. – М. ,2008. – 384 с.
33.Незнакинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 2002. – 358 с.
34.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М., 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
35.Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. - М., 2011. – 212 с.
36.Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под.ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой/ - М., 2005.
37.Психология личности и деятельности дошкольника./Под ред. А.В.Запорожца., Д.Б. Эльконина. – М., 2006. – 295 с.
38.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.,2011. – 352 с.
39.Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры. // Музыкальный руководитель . – М.,2005.№01, с 35 - 36.
40.Радынова О. П. Слушаем музыку. – М., 1999 – 160 с.
41.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.А. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. – 221 с.
42.Радынова О.П. Сенсорное воспитание в детском саду – М., 2001 – 192 с.
43.Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н.Подьяковой. – М., 2010 – 192 с.
44.Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. Запорожца А.В.,Усовой. – М., 2000. – 312 с.
45.Сиротина Т.Ритмическая азбука. – Д., 2007. – 96 с.
46.Сохор А.Н.Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. – М., 2001. – 336 с.
47.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М. ,2000 – 142 с.
48.Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий; избранные психологические труды. - М., 2001. – 639 с.
49.Техеева Е.А. Дидактическая игра// История дошкольной педагогики: - М., 2000.с – 273 - 239.
50.Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1995. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«ВЕСЕЛО - ГРУСТНО».
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.
Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.
Музыкальный материал: «Три настроения» Г. Левкодимова.
«ПЕТУШОК, КУРОЧКА И ЦЫПЛЕНОК».
Цель: Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков.
Ход игры: Ведущий раздаёт четверым детям по две длинные карточки с полосками одного цвета. Маленькие карточки он перемешивает и кладет одна на другую (картинками вниз) перед собой, рядом с металлофоном. Карточки и металлофон закрывает ширмой. Ведущий поочередно показывает детям рисунки карточек и напоминает им соответствующий ритмический рисунок. Все поют песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок» Г. Левкодимова. Затем он берет верхнюю маленькую карточку, поворачивая рисунком к себе, проигрывает соответствующий ритмический рисунок и спрашивает: «Кто клюет зерна?». Отвечает тот, у кого цвет полосы на длинной карточке соответствует цвету карточки, показанной ведущим. Если ребенок ответит правильно, он получает карточку и закрывает ею ту клетку, на которой нарисована такая же картинка. Если ответ был неправильным, ведущий кладет карточку вниз. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не закроют рисунки на больших карточках. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.
Информация о работе Музыкально сенсорное развитие дошкольников