Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть особенности развития музыкально - сенсорных способностей в разных возрастных группах дошкольного возраста посредством игр. Объект исследования – музыкально – сенсорные способности дошкольников. Предмет исследования - особенности организации и проведения музыкальных игр на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования - развитие музыкально – сенсорных способностей дошкольников будет более успешным, если на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении использовать музыкальные игры.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития музыкально – сенсорных
способностей дошкольников……………………………….............. 7
1.1.Работы отечественных педагогов по вопросу развития
музыкальных способностей дошкольников………………………..7
1.2.Структура музыкальных способностей ……………………….......12
1.3.Значение музыкально – дидактических игр в развитии
музыкально – сенсорных способностей дошкольников …...........23
ГЛАВА 2. Методико – педагогические аспекты развития музыкально –
сенсорных способностей дошкольников посредством игр……...32
2.1.Результаты исследования уровня развития музыкально –
сенсорных способностей старших дошкольников посредством
игр........................................................................................................32
2.2.Методические рекомендации по развитию музыкально –
сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях
в дошкольных образовательных учреждениях……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...53
Музыкальный материал: «Петушок», «Курочка», «Цыпленок» Г. Левкодимова.
«ТИХО – ГРОМКО »
Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно - синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.
Рекомендуемые цветовые сочетания:
Для старших групп:
Голубой – синий - темно -
синий
Розовый – красный –
бордовый
Бледно - желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый
По - разному музыка может звучать.
Оттенки ее научись различать.
Громко и тихо я буду напевать,
Слушать внимательно, чтоб отгадать.
Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.
Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.
Игровая цель: Угадать первым.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК»
Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Игровой материал: Музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.
«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК»
Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь2 – очень низкий. После прослушивания какой - либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.
«УЗНАЙ СКАЗКУ»
Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.
Ход игры: 1 - й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.
Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г. Левкодимова.
Критерии анализа и оценка музыкальной деятельности
Уровень развития |
Общие критерии оценивания достижений |
Начальный |
Дошкольник проявляет
умение элементарно выполнять |
Средний |
Дошкольник применяет знания во время выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения; с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани; слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют дидактический материал в самостоятельной практике; |
Высокий |
Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях; верно и четко высказывает свою мысль; самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль; |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностическая карта
по определению уровня музыкальных способностей детей
Основные показатели музыкального развития ребенка |
Задания |
Предполагаемые действия детей |
Уровни |
1. Ладовое чувство: определяет законченность мелодии на тонике. |
№1 |
Чувствует законченность мелодии на тонике. Не уверенно определяет законченность мелодии на тонике. Не определяет законченность мелодии на тонике. |
Высокий
Средний
Низкий |
2. Музыкально - слуховое представление: подбирает мелодию или попевку по слуху.
|
№2 |
Подбирает всю мелодию или попевку. Затрудняется в подборе мелодии или попевки по слуху. Не способен подобрать по слуху мелодию или попевку. |
Высокий
Средний
Низкий |
3. Чувство ритма: повторяет ритмический рисунок хорошо знакомой попевки в хлопках, притопах, на ударных инструментах. |
№3 |
Точное повторение ритмического рисунка. Повторение ритмического рисунка с помощью педагога. Неверное повторение ритмического рисунка. |
Высокий
Средний
Низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Диагностические задания
Задание №1
Цель: определить уровень развития ладового чувства.
Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на металлофоне или фортепьяно. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок длжен определить закончилась ли мелодия или педаог не доиграл ее до конца(до тоники).
Репертуар: русская народная
песня «Жил - был у бабушки серенький
козлик».
Задание №2
Цель: выявить уровень развития музыкально - слуховых представлений.
Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепьяно или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепьяно или металлофоне.
Репертуар: русская народная песня «Андрей - ворбей» или «Петушок».
Задание №3
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель играет попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка повторить несложный ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.
Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап - кап» или «Тик - так».
Уровни развития музыкальных способностей детей
Констатирующий этап эксперимента
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Ладовое чувство |
Музыкально- слуховое представление |
Чувство ритма |
Количество баллов |
Уровень |
11 |
Алейников Рома |
1 |
1 |
2 |
4 |
Н |
22 |
Бекирова Эльвира |
2 |
3 |
2 |
7 |
С |
33 |
Байгардаров Саид |
1 |
2 |
1 |
4 |
Н |
44 |
Дьячеко Ксюша |
3 |
3 |
2 |
8 |
В |
55 |
Карабутова Александра |
1 |
2 |
1 |
4 |
Н |
66 |
Клишина Ангелина |
1 |
1 |
2 |
4 |
Н |
77 |
Куколев Никита |
1 |
1 |
2 |
4 |
Н |
88 |
Николаенко Артём |
2 |
2 |
2 |
6 |
С |
99 |
Полонская оксана |
3 |
2 |
3 |
8 |
В |
110 |
Скориков Михаил |
3 |
3 |
2 |
8 |
В |
111 |
Соломаха Денис |
2 |
3 |
2 |
7 |
С |
112 |
Ткаченко Захар |
1 |
2 |
1 |
4 |
Н |
113 |
Угляница Вика |
2 |
3 |
7 |
С | |
114 |
Фейлер Александр |
2 |
3 |
2 |
7 |
В |
115 |
Фазлиева Алина |
2 |
2 |
1 |
6 |
С |
116 |
Чахолидзе Асия |
1 |
1 |
1 |
3 |
Н |
Высокий уровень – 8-9 баллов;
Средний уровень – 5-7 баллов;
Низкий уровень – 1-4 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Конспект музыкального занятия в старшей группе по развитию музыкально-сенсорных способностей
Цель:
1. Развитие музыкально - сенсорных способностей:
а) определение высоты звуков и движение мелодии вверх и вниз;
б) развитие тембрового восприятия инструментах (бубен, барабан, деревянные ложки и колокольчик).
Под музыку « Вместе весело шагать » Шаинского дети входят в зал, шагают по кругу на расстоянии вытянутой руки друг за другом. У меня в руке флажки. Если показываю красный - останавливаются, если желтый - шагают на месте, если зеленый - идут по кругу.
Дети садятся на стульчики. Ребятки, мы сейчас будем внимательно слушать музыку« Я с комариком плясала», а потом я буду задавать вам очень «сложные» вопросы.
Кто мне скажет, ребятки, какой характер этой музыки. Что это вальс, песня или марш. А теперь посмотрите на картинки и покажите, на какой из них нарисован инструмент, на котором исполняется эта песня. Молодцы! Слушаем внимательно.
Ребята, а теперь мы будем петь. Для начала, давайте распоемся. Ну-ка все вместе « Лесенку» Тиличевой.
Давайте, покажем ручкой, как мы поем. Сначала вверх по ступенькам, затем вниз (спеть несколько раз).
Теперь давайте споем песенку.
« Что за дерево такое?». Давайте
постараемся спеть без
Дети, сейчас я вас познакомлю с новой песенкой. Она называется « Ёлочка» исполняется под караоке (исполняю песню « Елочка», повторяем и разучиваем слова).
Ребята, давайте теперь споем вместе! Слушайте свое пение и пение других детей (исполняется песня « Елочка»).
А сейчас мы с вами потанцуем, встали все парами. Танец «Полька» (исполняют дети 4 пары, по очереди 2,3 раза)
Стук в дверь
Муз.рук: Дети, кажется, к нам в гости кто-то пришел? (заходит медведь-переодетый взрослый)
Медведь: Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас идет за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А я буду танцевать, а детки будут угадывать какой же это музыкальный инструмент. (Ребенок за ширмой выбирает инструмент. Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Дети определяют музыкальный инструмент, показывают карточку, одного ребенка музыкальный руководитель просит назвать этот инструмент)
Информация о работе Музыкально сенсорное развитие дошкольников