Музыкально сенсорное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности развития музыкально - сенсорных способностей в разных возрастных группах дошкольного возраста посредством игр. Объект исследования – музыкально – сенсорные способности дошкольников. Предмет исследования - особенности организации и проведения музыкальных игр на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования - развитие музыкально – сенсорных способностей дошкольников будет более успешным, если на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении использовать музыкальные игры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития музыкально – сенсорных
способностей дошкольников……………………………….............. 7
1.1.Работы отечественных педагогов по вопросу развития
музыкальных способностей дошкольников………………………..7
1.2.Структура музыкальных способностей ……………………….......12
1.3.Значение музыкально – дидактических игр в развитии
музыкально – сенсорных способностей дошкольников …...........23

ГЛАВА 2. Методико – педагогические аспекты развития музыкально –
сенсорных способностей дошкольников посредством игр……...32
2.1.Результаты исследования уровня развития музыкально –
сенсорных способностей старших дошкольников посредством
игр........................................................................................................32
2.2.Методические рекомендации по развитию музыкально –
сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях
в дошкольных образовательных учреждениях……………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.81 Кб (Скачать файл)

Музыкальный материал: «Петушок», «Курочка», «Цыпленок» Г. Левкодимова.

 

«ТИХО – ГРОМКО »

Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно - синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог  исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

Рекомендуемые цветовые сочетания:

Для старших групп:                                               для младших  групп:

Голубой – синий - темно - синий                           голубой – синий

Розовый – красный –  бордовый                             розовый – красный

Бледно - желтый – оранжевый – коричневый       желтый – коричневый

По - разному музыка может звучать.

Оттенки ее научись различать.

Громко и тихо я буду напевать,

Слушать внимательно, чтоб отгадать.

Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.

Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

Игровая цель: Угадать первым.

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ДОМИК»

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.                               

Игровой материал: Музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.

 

«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК»

Цель: Развивать у детей представление о регистрах  (высокий, средний, низкий).

Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь2 – очень низкий. После прослушивания какой - либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.

Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

 

 

«УЗНАЙ СКАЗКУ»

Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры: 1 - й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г. Левкодимова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Критерии анализа  и оценка музыкальной деятельности

 

Уровень развития

Общие критерии оценивания достижений

Начальный

Дошкольник проявляет  умение элементарно выполнять сенсорные  действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью  учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное отношение к выполнению заданий;

Средний

Дошкольник применяет  знания во время выполнения задания  по образцу, приобретая навыки их выполнения;

с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани;

слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют

дидактический материал в  самостоятельной практике;

Высокий

Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях;

верно и четко высказывает свою мысль;

самостоятельно владеет  системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Диагностическая карта

по определению  уровня музыкальных способностей детей

 

Основные показатели музыкального развития ребенка

Задания

Предполагаемые  действия детей

Уровни

 

1. Ладовое чувство: определяет законченность мелодии на тонике.

 

 

     №1

 

Чувствует законченность  мелодии на тонике.

Не уверенно определяет законченность мелодии на тонике.

Не определяет законченность  мелодии на тонике.

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий 

 

2. Музыкально - слуховое представление: подбирает мелодию или попевку по слуху.

 

 

 

 

 

                                                    

 

                                   №2

 

Подбирает всю мелодию  или попевку.

Затрудняется в подборе  мелодии или попевки по слуху.

Не способен подобрать по слуху мелодию или попевку.

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий 

 

3. Чувство ритма: повторяет ритмический рисунок хорошо знакомой попевки в хлопках, притопах, на ударных инструментах.

 

 

     №3

 

Точное повторение ритмического рисунка.

Повторение ритмического рисунка с помощью педагога.

Неверное повторение ритмического рисунка.

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий 


 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Диагностические задания

 

Задание №1

Цель: определить уровень развития ладового чувства. 

Музыкальный руководитель исполняет  попевку или знакомую песенку на металлофоне или фортепьяно. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок длжен определить закончилась ли мелодия или педаог не доиграл ее до конца(до тоники).

Репертуар: русская народная песня «Жил - был у бабушки серенький козлик».                                

 

Задание №2

Цель: выявить уровень  развития музыкально - слуховых представлений.

Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепьяно или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепьяно или металлофоне.

Репертуар: русская народная песня «Андрей - ворбей» или «Петушок».

 

Задание №3

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель играет попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка повторить несложный ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.

Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап - кап» или «Тик - так».

 

 

 

 

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

                    Уровни  развития музыкальных способностей детей

Констатирующий  этап эксперимента

 

Фамилия, имя 

ребенка

Ладовое

чувство

Музыкально-

слуховое 

представление

Чувство

 ритма

Количество баллов

Уровень

11

Алейников Рома

1

1

2

4

Н

22

Бекирова Эльвира

2

3

2

7

С

33

Байгардаров Саид

1

2

1

4

Н

44

Дьячеко Ксюша

3

3

2

8

В

55

Карабутова Александра

1

2

1

4

Н

66

Клишина Ангелина

1

1

2

4

Н

77

Куколев Никита

1

1

2

4

Н

88

Николаенко Артём

2

2

2

6

С

99

Полонская оксана

3

2

3

8

В

110

Скориков Михаил

3

3

2

8

В

111

Соломаха Денис

2

3

2

7

С

112

Ткаченко Захар

1

2

1

4

Н

113

Угляница Вика

 

2

3

7

С

114

Фейлер Александр

2

3

2

7

В

115

Фазлиева Алина

2

2

1

6

С

116

Чахолидзе Асия

1

1

1

3

Н

             

 

Высокий уровень – 8-9 баллов;

Средний уровень – 5-7 баллов;

Низкий уровень – 1-4 балла.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Конспект музыкального занятия в старшей группе по развитию музыкально-сенсорных способностей

 

Цель:

1.  Развитие музыкально - сенсорных способностей:

а) определение высоты звуков и движение мелодии вверх и  вниз;

б) развитие тембрового восприятия инструментах (бубен, барабан, деревянные ложки и колокольчик).

                                                             Ход занятия

Под музыку « Вместе весело шагать » Шаинского дети входят в зал, шагают по кругу на расстоянии вытянутой руки друг за другом. У меня в руке флажки. Если показываю красный - останавливаются, если желтый - шагают на месте, если зеленый - идут по кругу.

Дети садятся на стульчики. Ребятки, мы сейчас будем внимательно  слушать музыку« Я с комариком  плясала», а потом я буду задавать вам очень «сложные» вопросы.

Кто мне скажет, ребятки, какой характер этой музыки. Что  это вальс, песня или марш. А  теперь посмотрите на картинки и покажите, на какой из них нарисован инструмент, на котором исполняется эта песня. Молодцы! Слушаем внимательно.

Ребята, а теперь мы будем  петь. Для начала, давайте распоемся. Ну-ка все вместе « Лесенку» Тиличевой.

Давайте, покажем ручкой, как мы поем. Сначала вверх по ступенькам, затем вниз (спеть несколько раз).

Теперь давайте споем  песенку.

« Что за дерево такое?». Давайте  постараемся спеть без напряжения, не отставая и не перегоняя друг друга. А, может, кто-то хочет спеть сам, как солист? (исполняется еще 1 или 2 раза).

Дети, сейчас я вас познакомлю с новой песенкой. Она называется « Ёлочка» исполняется под  караоке (исполняю песню « Елочка», повторяем и разучиваем слова).

Ребята, давайте теперь споем  вместе! Слушайте свое пение и пение  других детей (исполняется песня  « Елочка»).

А сейчас мы с вами потанцуем, встали все парами. Танец  «Полька» (исполняют дети 4 пары, по очереди 2,3 раза)

Стук  в дверь 

Муз.рук: Дети, кажется, к нам в гости кто-то пришел? (заходит медведь-переодетый взрослый)

Медведь: Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас идет за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А я буду танцевать, а детки будут угадывать какой же это музыкальный инструмент. (Ребенок за ширмой выбирает инструмент. Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Дети определяют музыкальный инструмент, показывают карточку, одного ребенка музыкальный руководитель просит назвать этот инструмент)

Информация о работе Музыкально сенсорное развитие дошкольников