Музыкально сенсорное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности развития музыкально - сенсорных способностей в разных возрастных группах дошкольного возраста посредством игр. Объект исследования – музыкально – сенсорные способности дошкольников. Предмет исследования - особенности организации и проведения музыкальных игр на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования - развитие музыкально – сенсорных способностей дошкольников будет более успешным, если на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении использовать музыкальные игры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития музыкально – сенсорных
способностей дошкольников……………………………….............. 7
1.1.Работы отечественных педагогов по вопросу развития
музыкальных способностей дошкольников………………………..7
1.2.Структура музыкальных способностей ……………………….......12
1.3.Значение музыкально – дидактических игр в развитии
музыкально – сенсорных способностей дошкольников …...........23

ГЛАВА 2. Методико – педагогические аспекты развития музыкально –
сенсорных способностей дошкольников посредством игр……...32
2.1.Результаты исследования уровня развития музыкально –
сенсорных способностей старших дошкольников посредством
игр........................................................................................................32
2.2.Методические рекомендации по развитию музыкально –
сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях
в дошкольных образовательных учреждениях……………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.81 Кб (Скачать файл)

Музыкально - слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально - слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально - слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

          «Активное запоминание слуховых представлений делает участие двигательных моментов особенно существенным» - отмечает Б. М. Теплов. [47, 35]

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений - возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально - слуховых представлений.

Таким образом, музыкально - слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Музыкально - ритмическое чувство - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.

Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б. М. [47, 131] выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и музыкально - ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Н. А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально - слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховых основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии. [6, 112]

Нередко перед исследователями  возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются  музыкально - сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть  развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень редко, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться  во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и к друг другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально - слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на  звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Тембровый и динамический слух - разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха - различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируется  на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально - дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

На развития специальных музыкальных  способностей оказывает влияние творческие способности.

Под детским музыкальным творчеством  понимается способность самовыражения во всех видах музыкальной деятельности, в том числе и в продуктивной. Последняя характеризуется такой результативностью, как сочинение мелодий, ритмов, свободным выражением настроения в движении под влиянием музыки, оркестровкой пьес и т. д. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает его переживания. Творческая способность названа способностью самовыражения. Это врожденная способность, которая может быть развиваема. Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Необходимо создавать условия для формирования способностей всех детей к музыкальному творчеству. Методически целесообразны и полезны приемы творческих заданий, направленные на развитие музыкальных способностей. Например, развитие чувства лада, музыкально - слуховых представлений происходит во время вопроса педагога и ответа, сочиненного детьми, чувства формы - во время импровизации ответной фразы. Для развития музыкального восприятия применяют прием оркестровки музыкальных произведений. Этот прием используется не столько для обучения детей навыком игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение - значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Подобная деятельность может содействовать творческим стремлениям детей.

В одной из своих из своих работ  Б. М. Теплов дает анализ проблемы развития восприятия и творчества. Он подчеркивает, что эстетическое воспитание в детстве не может быть полноценным, если ограничиться развитием лишь восприятия ребенка. Творческая деятельность свойственна детям, но она совершенно неравномерно представлена в различных видах художественной деятельности детей. Проведя сравнительную характеристику состояния этого вопроса применительно к изобразительной, литературной и музыкальной деятельности детей, Б. М. Теплов отмечает следующее: в первой из них дети занимаются творчеством, но у них слабо развито восприятие художественных картин; во второй на достаточном уровне и словесное творчество детей и качество их восприятия; в третьей уделяется внимание развитию музыкального восприятия, творчество же детей лишь исполнительское. Вместе с тем нельзя ограничиваться одним обучением. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринужденно. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способность у детей. [48, 138]

Таким образом, музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимо для успешного ее осуществления.

 

1.3. Значение музыкально – дидактических игр в развитии

       музыкально – сенсорных способностей дошкольников

 

А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». А дидактическая игра позволяет осуществить весь комплекс развивающих, обучающих, воспитывающих задач в понятной для детей в доступной игровой форме. С помощью музыкально - дидактической игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. [29, 175]

  «Решение сенсорных задач, - пишет Н. А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». [7, 130] Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально ритмическим - навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально - сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально – дидактические игры. В Программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н. А. Ветлугина  предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально - дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н Зимина, Э. П. Костина.

Дидактические игры издавна  применялись в целях сенсорного воспитания детей. Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.[16, 32]

В конце шестидесятых годов  группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) Ветлугина Н.А. приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке музыкально - дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно - игровая структура.

Общие проблемы музыкально - сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. «Решение сенсорных задач, - пишет Н. А. Ветлугина - возможна почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда. В которой ребенок мог бы углублять усвоеные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свой действия »[6, 139] В ее работах ясно раскрыто значение музыкально - дидактических игр для более глубокого овладения музыкально - сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально - дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями. Музыкально - дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой музыкально - дидактической игры является наличие в ней:

  - обучающих задач;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

Все эти элементы обязательны  и взаимозависимы. Основным элементом музыкально - дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических  игр – ввести ребенка в понимание  свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов. Как и всякая игра другого типа, так и музыкально - дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения. Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально - дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр.

Информация о работе Музыкально сенсорное развитие дошкольников