Музыкально сенсорное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности развития музыкально - сенсорных способностей в разных возрастных группах дошкольного возраста посредством игр. Объект исследования – музыкально – сенсорные способности дошкольников. Предмет исследования - особенности организации и проведения музыкальных игр на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования - развитие музыкально – сенсорных способностей дошкольников будет более успешным, если на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении использовать музыкальные игры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития музыкально – сенсорных
способностей дошкольников……………………………….............. 7
1.1.Работы отечественных педагогов по вопросу развития
музыкальных способностей дошкольников………………………..7
1.2.Структура музыкальных способностей ……………………….......12
1.3.Значение музыкально – дидактических игр в развитии
музыкально – сенсорных способностей дошкольников …...........23

ГЛАВА 2. Методико – педагогические аспекты развития музыкально –
сенсорных способностей дошкольников посредством игр……...32
2.1.Результаты исследования уровня развития музыкально –
сенсорных способностей старших дошкольников посредством
игр........................................................................................................32
2.2.Методические рекомендации по развитию музыкально –
сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях
в дошкольных образовательных учреждениях……………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.81 Кб (Скачать файл)

Медведь: Я пришел к вам в гости не один, со мной мои друзья они тоже хотят поплясать.

Игра продолжается: заходит зайчик под барабан, лошадка под деревянные ложки, птичка под колокольчик.(взрослые в шапочках зверей)

Дети исполняют на музыкальных  инструментах известные им песенки 

« Ладушки» р.н. м, «Петушок»  р.н.м. Затем гости прощаются и  уходят.

Музыкальный руководитель хвалит детей за внимание и правильное выполнение задание.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Доминантное занятие «В гостях у Незнайки»

 

Тема: Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель: Организовать весёлое непринуждённое общение детей и взрослых; эмоциональное развитие детей; развитие креативности и воображения. Доставить детям радость и удовольствие.

Задачи воспитательные: создать условия для эмоционально - психологического раскрепощения детей во время занятия, используя положительную оценку их деятельности.

Развивающие: развивать у детей звуковысотный, тембровый слух, способность к элементарной театральной импровизации.

Образовательные: закреплять у детей чувства ритма, представление о возможности графически передавать движение музыки, знания о музыкальных инструментах.

Подготовительная работа:

1. Знакомство с литературным  произведением «Незнайка в цветочном  городе» Н. Носова.

2. Изготовление декораций. 

3. Подготовка атрибутов. 

Реквизиты: ноутбук, музыкальные инструменты, музыкальный центр.

Атрибуты:

1. обруч

2. фланелеграф

3. музыкально-дидактические игры  «Ритмическое лото», «Музыкальное  лото»

4. таблица с музыкальными инструментами

5. маски для персонажей

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель встречает  детей.

Муз. рук. (поёт) : Здравствуйте, дети!

Дети (поют): Здравствуйте!

Муз. рук: Поздороваемся друг с другом, хлопая в ладоши…

Топая ножками…

Предлагаю поприветствовать друг друга  в игровой форме

Проводится игра «Здравствуйте! »(коммуникативная  игра)

Муз. рук.: Дети, посмотрите в наш детский сад пришло видеописьмо. Давайте посмотрим от кого оно.

Включаем ноутбук – на экране мы видим Незнайку

Незнайка:

Под моей огромной шляпой

Рыжий чуб и нос курносый.

Знают все от мамы с папой

Что меня придумал Носов.

Я – Незнайка!

Здравствуйте дети!

Знаю что вы дружные ребята

Хочу с вами я дружить.

Приглашаю вас к себе в Цветочный  город

Муз. рук: Ну что, дети,

Приглашение принимаем!

(ответы детей) Принимаем!

Муз. рук.: Попасть в сказочный город нам поможет

Волшебный обруч.

Дети держатся руками за обруч. Слушая музыку, двигаются вначале медленно, потом быстрее и снова замедляют ход.

Упражнение «Ветер - ветерок»

Муз. рук. : Вот мы и прилетели.

Открывается занавес. Мы видим цветочный  город.

Звучит «Незнайкина песня» муз. К. Костина.

Вступление к песне «Вы слышали  когда-нибудь

Про город из цветов?

Живут в нём коротышки

Из сказочных миров.

Цветочный город шумный

Он в сказочной стране

В нем чудеса как птицы

Порхают в вышине»

Выходит Незнайка весело танцует.

А я, друзья, Незнайка!

Знаете меня?

Ведь самый, самый, самый

Известный это я!

Дети хлопают в ладоши, танцуют  с Незнайкой.

Незнайка: Здравствуйте, дети!

Взрослые и дети: Здравствуй, Незнайка.

Мы получили от тебя приглашение  и вот мы здесь.

Незнайка: Я очень рад видеть вас!

И спешу вам сообщить один секрет –

Я решил стать музыкантом.

Муз. рук.: Музыкантом?

Дети, скажите, кого называют музыкантом?

(ответы детей) 

Муз. рук: Незнайка, а ты знаешь, что такое музыка?

Незнайка: Музыка – это … музыка!

Муз.рук. Музыка – удивительная страна, где много красивых мелодий. Ритм является основой мелодии, состоящей из коротких и длинных звуков. Для того, чтобы научиться играть на каком – либо инструменте, надо поучиться правильно передавать ритмический рисунок, вот послушай и повтори за мной.

Музыкально-дидактическая игра «Передай ритм»

Незнайка пытается, повторить, но с  первого раза у него не получается, дети помогают ему.

Музыкальный руководитель приглашает детей пройти сесть на стульчики.

Муз. рук. :Незнайка, ритм можно не только услышать и передать. Ритм можно увидеть и прочитать.

Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото»

Выкладывание ритма на фланелеграфе. Незнайка повторяет за детьми.

Муз. рук.: Музыкальные звуки бывают разные по высоте: высокие, средние, низкие.

Мелодия может подниматься вверх  или спускаться вниз, или звучать  на одном звуке.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото»

Игра на развитие звуковысотного слуха, графически передавать движение мелодии.

Дети учат Незнайку.

Муз. рук.: Незнайка, а на каком инструменте ты хотел бы научиться играть?

Незнайка: Я пока ещё не выбрал.

Муз. рук : Мы с ребятами тебе поможем. Посмотри на картинки с музыкальными инструментами.

Незнайка, выбери музыкальный инструмент, на котором ты хотел бы научиться играть.

Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр» (на развитие тембрового слуха у детей).

Незнайка выбирает картинку с изображением музыкального инструмента и слушает, как он звучит. Дети по тембровому звучанию определяют и называют музыкальный инструмент, на котором хотел бы научиться играть Незнайка.

Незнайка благодарит детей за помощь.

Муз. рук. : Незнайка, наши дети умеют играть на музыкальных инструментах, послушай.

Незнайка: А можно и мне с  вами поиграть.

Оркестр «Жили у бабуси»

Незнайка: Какой весёлый получился  у нас оркестр. Мне очень понравилось  играть на трещотках. Я решил, что  буду учиться играть на трещотках!

Муз. рук.: Молодец, Незнайка. Мы приглашаем тебя поиграть с нами в интересную игру, называется она «Ай дили… »

Незнайка: Какая интересная игра!

Здесь был и весёлый козлик,

Голодный волк,

Сердитый медведь.

Молодцы, ребята! Мне было очень  весело с вами.

Муз. рук.: Мы и пели, и играли,

Но ещё не танцевали.

Приглашаем Незнайку с нами танцевать.

Танец «Разноцветная игра» 

Муз. рук.: Незнайка, мы весело провели время, но нам пора возвращаться в детский сад.

Незнайка: Спасибо вам, ребята, за то, что вы открыли мне мир музыки.

На память о нашей встрече  я хочу подарить вам книгу о  своих друзьях.

Я всегда буду рад нашей встрече.

До свидания, дети!

Дети: До свиданья, Незнайка!

Муз. рук.: Дети, а нас ждёт волшебный обруч, занимайте места.

Упражнение: «Ветер - ветерок»

Муз. рук.: Дети, и вот мы с вами снова в нашем детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?

Где мы с вами сегодня были? Кто  нас пригласил?

Дети, мы помогли Незнайке выбрать  музыкальный инструмент и рассказали ему, что такое музыка. Молодцы, ребятки.

Муз. рук.: А сейчас мы пойдём в группу, познакомимся с книгой, которую нам подарил Незнайка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Уровни  развития музыкальных способностей детей

Формирующий этап эксперимента

 

Фамилия,

имя ребенка

Ладовое

чувство

Музыкально-

слуховое 

представление

Чувство

ритма

Количество

 баллов

Уровень

 

11

Алейников Рома

1

2

1

4

Н

 

22

Бекирова Эльвира

3

3

2

8

В

 

33

Байгардаров Саид

3

2

3

8

В

 

44

Дьячеко Ксюша

3

3

3

9

В

 

55

Карабутова Александра

2

2

3

7

С

 

66

Клишина Ангелина

1

1

2

4

Н

 

77

Куколев Никита

2

2

2

6

С

 

88

Николаенко Артём

3

2

3

8

В

 

99

Полонская оксана

3

3

3

9

В

 

110

Скориков Михаил

3

3

3

9

В

 

111

Соломаха Денис

3

3

2

8

В

 

112

Ткаченко Захар

2

2

2

6

С

 

113

Угляница Вика

3

3

3

9

В

 

114

Фейлер Александр

2

3

3

8

В

 

115

Фазлиева Алина

3

3

2

7

С

 

116

Чахолидзе Асия

2

1

1

4

Н

 
               

 

Высокий уровень – 8-9 баллов;

Средний уровень – 5-7 баллов;

Низкий уровень – 1-4 балла.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Задания, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ

 

Восприятие музыки.

1. Взрослый предлагает  ребенку чистый лист бумаги  и фломастеры. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под легко отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

2. Нарисуй песню.

Поинтересуйтесь, какая песня  больше всего нравиться ребенку  и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

3. Музыка для игрушки

Перед ребенком разложены  имеющиеся у него игрушки.

Взрослый включает грамзапись. Ориентируясь на характер звучания ребенок подбирает игрушку, сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.

 

Песенное творчество.

1. Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие  интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.п.), то более низкие (поет большая кукушка и т.д.).

2. Импровизировать простейшие  попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).

3. Игра на металлофонах  самим придуманные сочетания  интонации и ритмов и попытаться  воспроизвести их в пении.

4. Вести певческую перекличку. Взрослый поет: «Ау, где ты?»  Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.

5. Петь свое имя на  двух звуках , передавая разнообразные интонации.

 

Музыкально-ритмические  движения.

  1. Танец розы.

Под красивую мелодию исполняется  танец прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к  нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра  «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей розы».

  1. Отгадай, кто мы.

Выбирается ведущий. Ему  сообщают, что в его отсутствие дети превратились в животных. Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что они превратились, а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.

  1. Кто лучше?

Предложите ребенку придумать  танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шлягер. Как например «Волшебник - неудачник» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.

 

Игра на детских  музыкальных инструментах.

  1. Сравниваем.

Возьмите металлофон. Научите  ребенка молоточком легко ударять по пластинкам инструмента. Пусть ребенок прислушивается к звучанию каждой пластинки. Теперь спросите ребенка, чем отличается звук металлофона от звука барабана? Есть ли в звуке барабана такая же звонкость и тягучесть? Есть ли металлический или «хрустальный призвук?» Можно ли суховатый, щелкающий звук барабана заменить звуком металлофона? И, наконец, как отличается звук барабана и металлофона по высоте? Покажите ребенку схему и спросите, где изображена высота звуков барабана, а где металлофона,

    1. ________                                      II. __  __  __  __  __

________

        ________

                 ________

                         ________

  1. Гроза.

Прежде чем разыгрывать  такую маленькую картинку, нужно  предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»

Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель, входит в силу и постепенно прекращается.

Затем находим, как сделать  порыв ветра (погремушки, маракасы), молнию (удар металлическими палочками  по тарелкам), раскаты грома (барабан), разрабатываем сценарий: сначала – порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельного громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в картине. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум, поэтому «развитием» грозы дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменения темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабан). Постепенно они приближаются.

После первых раскатов грома  падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень.

Ветер усиливается: к маракасам  присоединяются тарелки и бубен  – пальцами обеих рук поочередно по мембране. Наконец сверкает молния: тарелки и трещотки – кастаньеты.

После кульминации гроза  идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Музыкально сенсорное развитие дошкольников