Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть особенности развития музыкально - сенсорных способностей в разных возрастных группах дошкольного возраста посредством игр. Объект исследования – музыкально – сенсорные способности дошкольников. Предмет исследования - особенности организации и проведения музыкальных игр на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования - развитие музыкально – сенсорных способностей дошкольников будет более успешным, если на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении использовать музыкальные игры.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития музыкально – сенсорных
способностей дошкольников……………………………….............. 7
1.1.Работы отечественных педагогов по вопросу развития
музыкальных способностей дошкольников………………………..7
1.2.Структура музыкальных способностей ……………………….......12
1.3.Значение музыкально – дидактических игр в развитии
музыкально – сенсорных способностей дошкольников …...........23
ГЛАВА 2. Методико – педагогические аспекты развития музыкально –
сенсорных способностей дошкольников посредством игр……...32
2.1.Результаты исследования уровня развития музыкально –
сенсорных способностей старших дошкольников посредством
игр........................................................................................................32
2.2.Методические рекомендации по развитию музыкально –
сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях
в дошкольных образовательных учреждениях……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...53
Медведь: Я пришел к вам в гости не один, со мной мои друзья они тоже хотят поплясать.
Игра продолжается: заходит зайчик под барабан, лошадка под деревянные ложки, птичка под колокольчик.(взрослые в шапочках зверей)
Дети исполняют на музыкальных инструментах известные им песенки
« Ладушки» р.н. м, «Петушок» р.н.м. Затем гости прощаются и уходят.
Музыкальный руководитель хвалит детей за внимание и правильное выполнение задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Тема: Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Цель: Организовать весёлое непринуждённое общение детей и взрослых; эмоциональное развитие детей; развитие креативности и воображения. Доставить детям радость и удовольствие.
Задачи воспитательные: создать условия для эмоционально - психологического раскрепощения детей во время занятия, используя положительную оценку их деятельности.
Развивающие: развивать у детей звуковысотный, тембровый слух, способность к элементарной театральной импровизации.
Образовательные: закреплять у детей чувства ритма, представление о возможности графически передавать движение музыки, знания о музыкальных инструментах.
Подготовительная работа:
1. Знакомство с литературным
произведением «Незнайка в
2. Изготовление декораций.
3. Подготовка атрибутов.
Реквизиты: ноутбук, музыкальные инструменты, музыкальный центр.
Атрибуты:
1. обруч
2. фланелеграф
3. музыкально-дидактические игры
«Ритмическое лото», «
4. таблица с музыкальными
5. маски для персонажей
Дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель встречает детей.
Муз. рук. (поёт) : Здравствуйте, дети!
Дети (поют): Здравствуйте!
Муз. рук: Поздороваемся друг с другом, хлопая в ладоши…
Топая ножками…
Предлагаю поприветствовать друг друга в игровой форме
Проводится игра «Здравствуйте! »(коммуникативная игра)
Муз. рук.: Дети, посмотрите в наш детский сад пришло видеописьмо. Давайте посмотрим от кого оно.
Включаем ноутбук – на экране мы видим Незнайку
Незнайка:
Под моей огромной шляпой
Рыжий чуб и нос курносый.
Знают все от мамы с папой
Что меня придумал Носов.
Я – Незнайка!
Здравствуйте дети!
Знаю что вы дружные ребята
Хочу с вами я дружить.
Приглашаю вас к себе в Цветочный город
Муз. рук: Ну что, дети,
Приглашение принимаем!
(ответы детей) Принимаем!
Муз. рук.: Попасть в сказочный город нам поможет
Волшебный обруч.
Дети держатся руками за обруч. Слушая музыку, двигаются вначале медленно, потом быстрее и снова замедляют ход.
Упражнение «Ветер - ветерок»
Муз. рук. : Вот мы и прилетели.
Открывается занавес. Мы видим цветочный город.
Звучит «Незнайкина песня» муз. К. Костина.
Вступление к песне «Вы
Про город из цветов?
Живут в нём коротышки
Из сказочных миров.
Цветочный город шумный
Он в сказочной стране
В нем чудеса как птицы
Порхают в вышине»
Выходит Незнайка весело танцует.
А я, друзья, Незнайка!
Знаете меня?
Ведь самый, самый, самый
Известный это я!
Дети хлопают в ладоши, танцуют с Незнайкой.
Незнайка: Здравствуйте, дети!
Взрослые и дети: Здравствуй, Незнайка.
Мы получили от тебя приглашение и вот мы здесь.
Незнайка: Я очень рад видеть вас!
И спешу вам сообщить один секрет –
Я решил стать музыкантом.
Муз. рук.: Музыкантом?
Дети, скажите, кого называют музыкантом?
(ответы детей)
Муз. рук: Незнайка, а ты знаешь, что такое музыка?
Незнайка: Музыка – это … музыка!
Муз.рук. Музыка – удивительная страна, где много красивых мелодий. Ритм является основой мелодии, состоящей из коротких и длинных звуков. Для того, чтобы научиться играть на каком – либо инструменте, надо поучиться правильно передавать ритмический рисунок, вот послушай и повтори за мной.
Музыкально-дидактическая игра «Передай ритм»
Незнайка пытается, повторить, но с первого раза у него не получается, дети помогают ему.
Музыкальный руководитель приглашает детей пройти сесть на стульчики.
Муз. рук. :Незнайка, ритм можно не только услышать и передать. Ритм можно увидеть и прочитать.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото»
Выкладывание ритма на фланелеграфе. Незнайка повторяет за детьми.
Муз. рук.: Музыкальные звуки бывают разные по высоте: высокие, средние, низкие.
Мелодия может подниматься вверх или спускаться вниз, или звучать на одном звуке.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото»
Игра на развитие звуковысотного слуха, графически передавать движение мелодии.
Дети учат Незнайку.
Муз. рук.: Незнайка, а на каком инструменте ты хотел бы научиться играть?
Незнайка: Я пока ещё не выбрал.
Муз. рук : Мы с ребятами тебе поможем. Посмотри на картинки с музыкальными инструментами.
Незнайка, выбери музыкальный инструмент, на котором ты хотел бы научиться играть.
Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр» (на развитие тембрового слуха у детей).
Незнайка выбирает картинку с изображением музыкального инструмента и слушает, как он звучит. Дети по тембровому звучанию определяют и называют музыкальный инструмент, на котором хотел бы научиться играть Незнайка.
Незнайка благодарит детей за помощь.
Муз. рук. : Незнайка, наши дети умеют играть на музыкальных инструментах, послушай.
Незнайка: А можно и мне с вами поиграть.
Оркестр «Жили у бабуси»
Незнайка: Какой весёлый получился у нас оркестр. Мне очень понравилось играть на трещотках. Я решил, что буду учиться играть на трещотках!
Муз. рук.: Молодец, Незнайка. Мы приглашаем тебя поиграть с нами в интересную игру, называется она «Ай дили… »
Незнайка: Какая интересная игра!
Здесь был и весёлый козлик,
Голодный волк,
Сердитый медведь.
Молодцы, ребята! Мне было очень весело с вами.
Муз. рук.: Мы и пели, и играли,
Но ещё не танцевали.
Приглашаем Незнайку с нами танцевать.
Танец «Разноцветная игра»
Муз. рук.: Незнайка, мы весело провели время, но нам пора возвращаться в детский сад.
Незнайка: Спасибо вам, ребята, за то, что вы открыли мне мир музыки.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу о своих друзьях.
Я всегда буду рад нашей встрече.
До свидания, дети!
Дети: До свиданья, Незнайка!
Муз. рук.: Дети, а нас ждёт волшебный обруч, занимайте места.
Упражнение: «Ветер - ветерок»
Муз. рук.: Дети, и вот мы с вами снова в нашем детском саду.
Вам понравилось наше путешествие?
Где мы с вами сегодня были? Кто нас пригласил?
Дети, мы помогли Незнайке выбрать музыкальный инструмент и рассказали ему, что такое музыка. Молодцы, ребятки.
Муз. рук.: А сейчас мы пойдём в группу, познакомимся с книгой, которую нам подарил Незнайка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Уровни развития музыкальных способностей детей
Формирующий этап эксперимента
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Ладовое чувство |
Музыкально- слуховое представление |
Чувство ритма |
Количество баллов |
Уровень |
|
11 |
Алейников Рома |
1 |
2 |
1 |
4 |
Н |
|
22 |
Бекирова Эльвира |
3 |
3 |
2 |
8 |
В |
|
33 |
Байгардаров Саид |
3 |
2 |
3 |
8 |
В |
|
44 |
Дьячеко Ксюша |
3 |
3 |
3 |
9 |
В |
|
55 |
Карабутова Александра |
2 |
2 |
3 |
7 |
С |
|
66 |
Клишина Ангелина |
1 |
1 |
2 |
4 |
Н |
|
77 |
Куколев Никита |
2 |
2 |
2 |
6 |
С |
|
88 |
Николаенко Артём |
3 |
2 |
3 |
8 |
В |
|
99 |
Полонская оксана |
3 |
3 |
3 |
9 |
В |
|
110 |
Скориков Михаил |
3 |
3 |
3 |
9 |
В |
|
111 |
Соломаха Денис |
3 |
3 |
2 |
8 |
В |
|
112 |
Ткаченко Захар |
2 |
2 |
2 |
6 |
С |
|
113 |
Угляница Вика |
3 |
3 |
3 |
9 |
В |
|
114 |
Фейлер Александр |
2 |
3 |
3 |
8 |
В |
|
115 |
Фазлиева Алина |
3 |
3 |
2 |
7 |
С |
|
116 |
Чахолидзе Асия |
2 |
1 |
1 |
4 |
Н |
|
Высокий уровень – 8-9 баллов;
Средний уровень – 5-7 баллов;
Низкий уровень – 1-4 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Задания, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ
Восприятие музыки.
1. Взрослый предлагает ребенку чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под легко отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
2. Нарисуй песню.
Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравиться ребенку и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.
3. Музыка для игрушки
Перед ребенком разложены имеющиеся у него игрушки.
Взрослый включает грамзапись. Ориентируясь на характер звучания ребенок подбирает игрушку, сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Песенное творчество.
1. Попросить ребенка петь,
самостоятельно находя то
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).
3. Игра на металлофонах
самим придуманные сочетания
интонации и ритмов и
4. Вести певческую перекличку. Взрослый поет: «Ау, где ты?» Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
5. Петь свое имя на двух звуках , передавая разнообразные интонации.
Музыкально-ритмические движения.
Под красивую мелодию исполняется танец прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.
Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей розы».
Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратились в животных. Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что они превратились, а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.
Предложите ребенку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шлягер. Как например «Волшебник - неудачник» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Возьмите металлофон. Научите ребенка молоточком легко ударять по пластинкам инструмента. Пусть ребенок прислушивается к звучанию каждой пластинки. Теперь спросите ребенка, чем отличается звук металлофона от звука барабана? Есть ли в звуке барабана такая же звонкость и тягучесть? Есть ли металлический или «хрустальный призвук?» Можно ли суховатый, щелкающий звук барабана заменить звуком металлофона? И, наконец, как отличается звук барабана и металлофона по высоте? Покажите ребенку схему и спросите, где изображена высота звуков барабана, а где металлофона,
________
________
________
________
Прежде чем разыгрывать такую маленькую картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»
Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель, входит в силу и постепенно прекращается.
Затем находим, как сделать порыв ветра (погремушки, маракасы), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан), разрабатываем сценарий: сначала – порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельного громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в картине. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум, поэтому «развитием» грозы дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменения темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабан). Постепенно они приближаются.
После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень.
Ветер усиливается: к маракасам присоединяются тарелки и бубен – пальцами обеих рук поочередно по мембране. Наконец сверкает молния: тарелки и трещотки – кастаньеты.
После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке.
Информация о работе Музыкально сенсорное развитие дошкольников