Наглядно образное мышление детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.

Объект исследования - дети 5-7 лет.

Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Мышление как психический познавательный процесс

1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте

1.3 Развитие наглядно-образного мышления детей 5-7 лет.

2. Практическая часть

2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.

2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления

Заключение

Литература

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 82.88 Кб (Скачать файл)

     Некоторые авторы (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) обращают внимание на необходимость четкого различия двух понятий - тип образа и тип оперирования образом. В ряде исследований показано, что тип оперирования образами об известной мере не зависит от типа самих образов.

     В других исследованиях имеются данные о том, что тип образа (его структура, его функциональные особенности) влияет на процесс оперирования, расширяя или сужая возможности последнего (В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков).

     В работах И.С. Якиманской выделены три типа оперирования образами. Первый тип характеризуется усиление представлять предметы (или их части) в различных пространственных положениях. Для второго типа характерно преобразование структуры и пространственного положения исходного образа. Третий тип оперирования заключается в построении принципиально новых образов, на основе сложных преобразований исходных образов.

     Многие  авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Плаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

     В ряде исследований (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) выделены основные типы оперирования образами. Один из этих типов заключается в мысленном воспроизведении объекта в различных пространственных положениях. Такое оперирование является существенным моментом функционирования наглядно-образного мышления детей и имеет важное значение в процессе осуществления детской деятельности. Умение детей представлять объекты в различном пространственном положении - это достаточно сложное умение. Оно включает в качестве исходных звеньев другие, более простые умения, например представление предметов в том положении, в котором они находились в процессе непосредственного восприятия.

     Переход к умениям представлять предметы в различных пространственных положениях может осуществляться на основе формирования промежуточных умений. Они заключаются  в том, что ребёнок представляет разные пространственные положения  скрытых частей объекта по видимым. Важно отметить, что эти умения играют роль не только промежуточного этапа, подводящего к формированию более сложных умений. Они имеют самостоятельное значение в ходе развития познавательной деятельности ребёнка.

     Один  из важных признаков развития наглядно-образного  мышления состоит в том, насколько  новый образ отличается от исходных данных, на основе которых он построен.

     Степень различия между формируемым новым  образом и исходными образами, отражающими условия задачи, характеризует  глубину и радикальность мысленных  преобразований этих исходных образов.

     В своей повседневной жизни дети дошкольного  возраста очень рано сталкиваются с  изменением и развитием различных  предметов и явлений. Экспериментальные  исследования, а также систематические  наблюдения за деятельностью дошкольников дают основание полагать, что одна из своеобразных форм чувственного обобщения, которая далеко выходит за пределы непосредственно воспринимаемого и является исходным моментом развития более сложных форм обобщения, возникает в процессе познания детьми предметов в их изменении и развитии. Характерная черта такого познания - формирование в этом процессе особых представлений, отражающих последовательность изменений, преобразования объекта, которые недоступны непосредственному восприятию.

     Важным  условием возникновения наглядно-образного  мышления является формирование у детей  умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребёнок  представляет себе скрытые стороны  ситуации. В процессе использования  моделей у детей формируются  особые действия с двойственной направленностью - они осуществляются ребёнком на модели, а относятся им к оригиналу. Это  создаёт предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений.

     Развитие  образного отражения действительности у дошкольников идёт в основном по двум основным линиям: а) совершенствования  и усложнения структуры отдельных  образов, обеспечивающих обобщённое отражение  предметов и явлений; б) формирования системы конкретных представлений  о том или ином предмете. Отдельные  представления, входящие в эту систему, имеют конкретный характер. Однако, будучи объединены в систему, эти  представления позволяют ребёнку  осуществлять обобщённое отражение  окружающих предметов и явлений.

     Основная  линия развития наглядно-образного  мышления заключается в формировании умения оперировать образами предметов  или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать  эти образы. Такие умения возникают  у детей в ходе усвоения двух тесно  взаимосвязанных систем действий. Вначале  формируется система анализирующих  действий, в процессе которых ребёнка  обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета, то есть обучают идти от общего к частному.

     Затем в продуктивной деятельности формируется  система воспроизводящих действий, в процессе которых ребёнка обучают  воссоздавать вначале основные части  предметов, а затем производные. Логика воспроизведения соответствует  логике анализа предмета и развёртывается от общего к частному.

     В ходе такого обучения у детей развивается  способность произвольно актуализировать  представление о воспринятом  предмете и затем воплощать это  представление в конструировании  или рисунке.

     Существенный  момент развития наглядно-образного  мышления - формирование у детей  определённой техники оперирования образами. Основой такого оперирования является использование детьми особой группы средств мыслительной деятельности, с помощью которых осуществляются различного рода мысленные перемещения  предметов в пространстве.

     Образное  мышление - основной вид мышления детей 5-6 летнего возраста. И как показывают исследования психологов, уже в этом возрасте дети могут овладеть многими  возможностями, связанными с этим видом  мышления. Например, Они могут научиться  мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

     Способность к использованию в мышлении модельных  образов, которая начинает складываться у детей 3-4 лет, становится у детей 5-6 лет основой понимания различных  отношений предметов, позволяет  детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении  новых мыслительных задач. Эта способность  проявляется, в частности, в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослыми, и с успехом пользуются ими.

     У детей 5-6 лет ведущее значение приобретает  наглядно образное мышление. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются, как правило, только в случаях  решения задач, которые невозможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают  планомерный характер. Так, в задании, где детям предлагалось путем  нажимов на кнопки провести куклу  по заданному пути, старшие дошкольники  после двух-трех неудачных нажимов  переходили к апробированию кнопок, причем у части детей вырабатывалось система опробования - ребенок исследовал их воздействие на движение куклы  в определенном порядке.

     Задания, в которых связи, существенные для  достижения цели, можно обнаружить без проб, старшие дошкольники  обычно решают в уме, а затем уже  выполняют безошибочно практическое действие

     Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных  действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. Так, если детям предлагают задачу на использование рычага, где прямой результат действия заключается в отодвигании от себя его ближнего плеча, а косвенный в приближении дальнего, младшие дошкольники пробуют двигать рычаг в разных направлениях, пока не найдут нужного.

     Дети 4-5 лет при решении более простых, а потом и более сложных  задач с косвенным результатом  постепенно начинают переходить от внешних  проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям  с предметами, а получить необходимый  результат в уме.

     Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным  результатом в уме возникает  благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами приобретают  обобщенный характер, отображают не все  особенности предмета, ситуации, а  только те, которые существенны с  точки зрения решения той или  иной задачи.

     Проведенный нами анализ как отечественных, так  и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного  мышления - это сложный и длительный процесс. Н.Н. Поддъяков показал, что развитие внутреннего плана у детей дошкольного возраста проходит следующие этапы:

     1-й  этап. Ребенок еще не может  действовать в уме, но уже  способен манипулировать вещами  в наглядно-действенном плане,  преобразовывать непосредственно  воспринимаемую им предметную  ситуацию с помощью практических  действий. На этом этапе развитие  мышления состоят в том, что  вначале ситуация дается ребенку  наглядно, во всех существенных  признаках, а затем часть из  них исключается, и акцент ставится  на память ребенка. Первоначально  развитие интеллекта идет через  развитие припоминания ранее  виденного ими слышанного, прочувствованного  ими сделанного, через перенос  однажды найденных решений задачи  на новые условия и ситуации.

     2-й  этап. Здесь в постановку задачи  уже включается речь. Сама задача  может быть решена ребенком  еще только во внешнем плане,  путем непосредственного манипулирования  материальными объектами или  методом проб и ошибок. Допускается  некоторая модификация ранее  найденного решения при его  переносе на новые условия  и ситуации. Обнаруженное решение  в словесной форме может быть  выражено ребенком, поэтому на  данном этапе важно добиться  от него понимания словесной  инструкции, формулировки и объяснения  на словах найденного решения.

     3-й  этап. Задача решается уже в  наглядно-образном плане путем  манипулирования образами-представлениями  объектов. От ребенка требуется  осознание способов действий, направленных  на решение задачи, их разделение  на практические - преобразование предметной ситуации и теоретические - осознание способа произведенного требования.

     4-й  этап. Это - заключительный этап, на котором задача вслед за  найденным ее наглядно-действенное  и образным решением воспроизводится  и реализуется во внутренне представленному плану. Здесь развитие интеллекта сводится к формированию у ребенка умения самостоятельно вырабатывать решение задачи и сознательно ему следовать. Благодаря такому научению происходит переход от внешнего к внутреннему плану действий.

     Итак, основное значение в познании дошкольниками  окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно дает ребенку возможность  усваивать обобщенные знания о предметах  и явлениях действительности, становится источником детского творчества.

     Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет непреходящее значение для  всей последующей жизни человека, служит тем основным вкладом, который  дошкольное детство вносит в общий  процесс психического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая часть.

2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.

 

     Для изучения развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на определения уровня развития наглядно-образного мышления в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. В эксперименте принимали участие дошкольники 5-7 лет.

     Для изучения развития данного вида мышления мы использовали следующие универсальные  методики, позволившие оценить нам  развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста:

     «Нелепицы», направленную на изучение наглядно-образного мышления и элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире;

     «Время года», позволившую нам оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников;

     Исследование  проводилось в индивидуальной форме.

Информация о работе Наглядно образное мышление детей 5-6 лет