Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.
Объект исследования - дети 5-7 лет.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Мышление как психический познавательный процесс
1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте
1.3 Развитие наглядно-образного мышления детей 5-7 лет.
2. Практическая часть
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.
2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления
Заключение
Литература
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Для изучения сформированности элементарных образных представлений об окружающем мире нами была использована диагностика «Нелепицы» (см. Приложение № 1). Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагались картинки с изображением животных в нелепых ситуациях (кот сидит на дереве, гусь на цепи и др.). Ребенок работал по инструкции в течение 3 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. В момент выполнения ребенком задания мы фиксировали время выполнения, количество правильно отмеченных нелепиц и правильность их объяснения.
Полученные
результаты мы оценивали по 10-бальной
системе и соотносили с нормативами:
Баллы | Показатели | Уровень развития |
10 баллов | Ребенок за отведенное время (3 мин) заметил все имеющиеся на картинке нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. | Очень высокий |
8-9 баллов | Ребенок заметил
и отметил все имеющиеся |
Высокий |
6-7 баллов | Ребенок заметил
и отметил все имеющиеся |
Средний |
4-5 баллов | Ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. | Средний |
2-3 балла | За отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. | Низкий |
0-1 балл | За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц. | Очень низкий |
Результаты
изучения уровня сформированности элементарных
образных представлений ребенка об окружающем
мире мы оформили в таблицу:
Результаты
изучения сформированности образных представлений
об окружающем мире у детей 5-7 лет (методика
№1)
Имя ребенка | Уровни
сформированности образных
представлений
об окружающем мире | |||||
Очень
высокий |
Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий | ||
1 | Вова З. | |||||
2 | Юля С. | |||||
3 | Катя Л. | |||||
4 | Кирилл П. | |||||
5 | Рома К. | |||||
6 | Настя А. | |||||
7 | Антон М. | |||||
8 | Жанна К. | |||||
9 | Юля И. | |||||
10 | Илья Ш. | |||||
11 | Марат А. | |||||
12 | Света Ц. | |||||
13 | Жанна А. | |||||
14 | Антон Б. | |||||
15 | Степан К. | |||||
16 | Коля К. | |||||
17 | Оля К. | |||||
18 | Вика Л. | |||||
19 | Сергей Н. | |||||
20 | Наташа П. |
Из таблицы видно, что 50% детей имеют высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире. Эти дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но 1-3 из них не успели до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.25% детей (Вова З., Юля С., Жанна К., Коля К) имеют очень высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире. Во время проведения исследования эти дети показали высокие результаты, которые характеризуются тем что, за отведенное время (3 мин) были замечены все имеющиеся на картинке нелепицы, объяснены, что не так, и, кроме того, сказано, как на самом деле должно быть. Средний уровень сформированности образных представлений имеют 20% (Настя А., Света Ц., Жанна А., Степан К.).
На следующем этапе изучения нами наглядно-образного мышления у дошкольников детям предлагалась методика «Времена года» (см. Приложение №2).
Ребенку
показывают рисунок и просят, внимательно
посмотрев на этот рисунок, сказать,
какое время года изображено на каждой
части данного рисунка. За отведенное
на выполнение этого задания временя
- 2 мин. - ребенок должен не только назвать
соответствующее время года, но и обосновать
свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему
он так думает, указать те признаки, которые
по его мнению, свидетельствуют о том,
что на данной части рисунка показано
именно это, а не какое-либо иное время
года. Полученные результаты мы оценивали
по 10-балльной системе и делали выводы
об уровне развития у ребенка наглядно-образного
мышления через сформированности образных
представлений о явлениях природы и временах
года:
Баллы | Показатели | Уровень развития |
10 баллов | за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). | Очень высокий |
8-9 баллов | ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. | Высокий |
6-7 баллов | ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. | Средний |
4-5 баллов | ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. | Низкий |
0-3 балла | ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. | Очень низкий |
Результаты
изучения уровня сформированности у дошкольников
образных представлений о явлениях природы
и временах года мы оформляли в таблицу.
Результаты изучения сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года у детей 5-7 лет (методика № 2)
Имя ребенка | Уровни
сформированности образных
представлений
о явлениях природы и временах года | |||||
Очень
высокий |
Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий | ||
1 | Вова З. | |||||
2 | Юля С. | |||||
3 | Катя Л. | |||||
4 | Кирилл П. | |||||
5 | Рома К. | |||||
6 | Настя А. | |||||
7 | Антон М. | |||||
8 | Жанна К. | |||||
9 | Юля И. | |||||
10 | Илья Ш. | |||||
11 | Марат А. | |||||
12 | Света Ц. | |||||
13 | Жанна А. | |||||
14 | Антон Б. | |||||
15 | Степан К. | |||||
16 | Коля К. | |||||
17 | Оля К. | |||||
18 | Вика Л. | |||||
19 | Сергей Н. | |||||
20 | Наташа П. |
Из
таблицы видно, что 40% детей имеют
очень высокий уровень
После
изучения развития отдельных свойств
наглядно-образного мышления у детей
дошкольного возраста мы смогли составить
сводную таблицу, позволившие нам сделать
вывод о развитии данного вида мышления
дошкольников 5-7 лет в целом и проследить
динамику его развития.
Сводная
таблица результатов изучения развития
наглядно-образного мышления у детей
5-7ми лет.
Имя ребенка | Изучение
сформированности
образных представлений об окружающем мире |
Изучение
сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года |
Уровень
развития
наглядно-образного мышления | |
1 | Вова З. | |||
2 | Юля С. | |||
3 | Катя Л. | |||
4 | Кирилл П. | |||
5 | Рома К. | |||
6 | Настя А. | |||
7 | Антон М. | |||
8 | Жанна К. | |||
9 | Юля И. | |||
10 | Илья Ш. | |||
11 | Марат А. | |||
12 | Света Ц. | |||
13 | Жанна А. | |||
14 | Антон Б. | |||
15 | Степан К. | |||
16 | Коля К. | |||
17 | Оля К. | |||
18 | Вика Л. | |||
19 | Сергей Н. | |||
20 | Наташа П. |
Информация о работе Наглядно образное мышление детей 5-6 лет