Наглядно образное мышление детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.

Объект исследования - дети 5-7 лет.

Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Мышление как психический познавательный процесс

1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте

1.3 Развитие наглядно-образного мышления детей 5-7 лет.

2. Практическая часть

2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-7 лет.

2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления

Заключение

Литература

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 82.88 Кб (Скачать файл)

     Рекомендации  направлены на развитие у детей способности  мысленно перегруппировать элементы объекта; ориентироваться в простой план-схеме пространства; умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способности к конструированию; умению мысленно преобразовывать предмет, «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов; планировать свои действия в уме.

 

Литература

 
  1. Барташников И.А., Барташникова А.А. Учись играя. - Харьков, 1999
  2. Венгер Л. А, Мухина B. C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание - 2002, №7
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М., 2001
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2004
  6. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.
  7. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько - Минск, 1998
  8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под редакцией Венгера Л.А. - М., 1989
  9. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1999
  10. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М., 1999
  11. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие - М., 1957
  12. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2004
  14. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 1996, №3

 

Приложение  № 1

 

     Методика  № 1. «Нелепицы»

     Цель: Изучение наглядно-образного мышления, элементарных образных представлений  об окружающем мире.

     Оборудование: картинки с изображением животных в  нелепых ситуациях.

     Процедура проведения. Ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько  довольно нелепых ситуаций с животными. Объясняют, что требуется от него при выполнении данного задания. Обе части инструкции выполняются  последовательно. Сначала ребенок  просто называет все нелепицы и указывает  их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время  экспозиции картинки и выполнения задания  ограничено тремя минутами. За это  время ребенок должен заметить как  можно больше нелепых ситуаций и  объяснить, что не так, почему не так  и как на самом деле должно быть.

     Инструкция:

     «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть»

     Обработка результатов:

     10 баллов - такая оценка ставится  ребенку в том случае, если  за отведенное время (3 мин) он заметил все у имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

     8-9 баллов - ребенок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, но от  одной до трех из них не  сумел до конца объяснить или  сказать, как на самом деле  должно быть.

     6-7 баллов - ребенок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, по 3-4 из  них не успел до конца объяснить  и сказать, как на самом деле  должно быть.

     4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся  нелепицы, но 5-7 из них не успел  за отведенное время до конца  объяснить и сказать, как на  самом деле должно быть.

     2-3 балла - за отведенное время  ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц,  а до объяснения дело не  дошло.

     0-1 балл - за отведенное время ребенок  успел обнаружить меньше четырех  из семи имеющихся нелепиц.

     Выводы  об уровне развития:

     10 баллов - очень высокий

     8-9 баллов - высокий

     4-7 баллов - средний

     0-1 баллов - низкий

 

Приложение  № 2

 

     Методика  № 2 «Время года»

     Цель: изучение наглядно-образного мышления детей.

     Проведение  исследования: Ребенку показывают рисунок  и просят, внимательно посмотрев  на этот рисунок, сказать, какое время  года изображено на каждой части данного  рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

     Оценка  результатов:

     10 баллов - за отведенное время ребенок  правильно назвал и связал  все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

     8-9 баллов - ребенок правильно назвал  и связал с нужными временами  года все картинки, указав при  этом 5-7 признаков, подтверждающих  его мнение, на всех картинках,  вместе взятых.

     6-7 баллов - ребенок правильно определил  на всех картинках времена  года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

     4-5 баллов - ребенок правильно определил  время года только на одной  - двух картинках из 4-х и указал  только 1-2 признака в подтверждение  своего мнения.

     0-3 балла - ребенок не смог правильно  определить ни одного времени  года и не назвал точно ни  одного признака.

     Выводы  об уровне развития.

     10 баллов - очень высокий

     8-9 баллов - высокий

     6-7 баллов - средний

     4 - 5 баллов - низкий

     0-3 балла - очень низкий

 

Приложение  № 3

 

     Цель  занятий - развитие наглядно-образного мышления.

     Занятие №1. Формировать умение испытывать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

     «Головоломка с палочками» (мысленное преобразование образа)

     Придумай  сам (учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры.

     Занятия №2

     Головоломка с палочками

     Придумай  сам.

     «Разные дома» (учить сравнивать рисунок и чертеж предмета).

     Занятие №3

     Как пройти к зайке? (учить ориентироваться в пространстве по схеме).

     Разные  дома.

     Замри (учить понимать схематическое изображение позы человека).

     Занятие №4

     Замри.

     Как пройти к зайке?

     3. Игра в перестановки (развивать способности планировать свои действия в уме).

     Занятие №5

     1. Помоги белочке найти бельчонка (учить детей пользоваться схе мой).

     Дорисуй, что забыл нарисовать художник.

     Игра  в перестановки

     Занятие №6

     Помоги  ежихе найти своего ежонка (учить пользоваться схемой)

     Стройка (учить выполнять действия заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу).

     Что перепутал художник? (развивать элементарные образные представления об окружающем мире).

     Занятие №7

     Стройка.

     Что забыл нарисовать художник?

     3. Найди все тропинки (развивать комбинаторные способности и внутреннего плана действий).

     Занятие №8

     1. Головоломка с палочками

     2. Где сидит попугай? (развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства).

     Найди дорогу к домику

     Занятие №9

     Где сидит попугай?

     Найди животных? (предложить зрительно найти по изображенным частям животных) способность к комбинированию.

     «Собери по схеме» (развивать умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию).

     Занятие №10

     «Собери по схеме».

     Определи  недостающую часть (развитие наглядно-образного мышления, способность к комбинированию) (определить недостающую часть круга и треугольника).

     3. Найди все тропинки (развивать комбинаторные способности и внутреннего плана действий).

     Занятие №11

     Шахматная доска (для развития внутреннего плана действий и комбинаторных способностей).

     Найди все тропинки.

     «Где спрятался жучок?» (учить свободно пользоваться планом).

     Занятие №12

     1. «Созвездия» - (умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным чтением схемы объекта).

     «Шахматная доска»

     «Где мишка?»

     Занятие №13

     «Созвездия».

     «Игра в перестановки».

     «Геометрические фигуры» (умение действовать по образцу и анализировать пространство).

     Занятие №14

     «Прогноз погоды» (чтение и создание схемы объекта).

     «Шахматная доска».

     «Найди дорогу к домику» (учить пользоваться схемой).

     Занятие №15

     «Прогноз погоды».

     «Геометрические фигуры».

     «Где сидит попугай?».

     Занятие №16

     1. «Начерти плен-карту» (учить создавать план-карту знакомого ему пространства).

     «Замри».

     «Перевертыши» (учить создавать образы на основе схематического изображения).

     Занятие №17

     «Перевертыши».

     «Найди игрушку» (учить ориентироваться по плану в групповой комнате)

     «Прогноз погоды».

     Занятие №18

     «Начерти план-карту».

     «Головоломка с палочками».

     «созвездия».

     Занятие №19

     «Кукла Маша купила пианино» (учить пользоваться планом в конкретной ситуации).

     «Собери по схеме» (развивать умение ориентироваться в схематичном изображении предмета и способность к конструированию)

     «Геометрические фигуры».

     Занятие №20

     «Замри».

     «Зашифруй сказку» (развитие умения создавать простейшую графическую план-схему логически связанного текста).

     «Игра в перестановки» (развивать способности планировать свои действия в уме).

     Занятие№21

     «Помоги ежихе найти своего ежонка».

     «Нарисуй схему» (развивать умение создавать схематические изображения конструкции).

     Найди все тропинки. (развитие комбинаторских способностей и внутреннего плана действий).

Информация о работе Наглядно образное мышление детей 5-6 лет