Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время лица с умственной отсталостью составляют значительный процент в структуре общей инвалидности. В связи с этим возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся выпускников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ И ИХ СПЕЦИФИКА........................................................................................6
1.1 Умственная отсталость и причины ее возникновения.....................
ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ В РОССИИ................................................................................................
2.1 Обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью в России……
ГЛАВА III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ...............................................................................
3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость………………………………………………….
3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 122.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ И ИХ СПЕЦИФИКА........................................................................................6

1.1 Умственная отсталость и причины ее возникновения.....................

ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ В РОССИИ................................................................................................

2.1 Обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью в России……

ГЛАВА III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО    ОТСТАЛЫХ ЛИЦ...............................................................................

3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость………………………………………………….

3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................28

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................29

ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В настоящее время лица с умственной отсталостью составляют значительный процент в структуре общей инвалидности. В связи с этим возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся выпускников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Этим вопросами занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н.

Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

-психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

-отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

-неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

По данным многих исследований, число лиц, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития людей с умственной отсталостью.

В специализированных учреждениях подготовка умственно отсталых лиц к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации.

На сегодняшний день на рынке труда для умственно-отсталых лиц возникает сложность трудоустройства. Потому что, на рынке труда требуются высококвалифицированные кадры, с высокой социальной стабильностью. Однако различные физические и умственные недостатки этих людей ограничивают их возможности. Следовательно, цель трудоустройства трудновыполнима.

Объект: профориентационная работа и профессиональное самоопределение умственно отсталых лиц.

Предмет: предпосылки профессионального самоопределения - профессиональные предпочтения, а точнее, особенности профессиональных предпочтений у умственно отсталых лиц.

Цель: изучение особенностей профессиональных предпочтений у лиц с умственной отсталостью.

Задачи:

. теоретически проанализировать проблемы профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения;

.изучение специфики профессиональных предпочтений у умственно отсталых лиц.

 

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ И ИХ СПЕЦИФИКА.

 

1.1 Умственная отсталость и причины ее возникновения

 

Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у людей отклонение  в развитии - врожденные и приобретенные.

Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде - интоксикации, травм, нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз - инфекционное заболевание, распространяемое домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной матери, может явиться причиной врожденной умственной отсталости ребенка, поражения у него органов зрения и др.

Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм матери, употребление ею во время беременности медикаментов (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.) - все это отрицательно влияет на развитие плода.

Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови матери и плода и обусловливает различные мозговые поражения у ребенка.

Нередко врожденные детские аномалии возникают как результат действия генетических (наследственных) факторов. Нарушения в строении и числе хромосом, вызванные аномалиями хромосомных наборов родителей, являются причиной некоторых грубо выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна. Однако неполноценность генеративных клеток родителей может быть обусловлена не только наследственностью, но и внешними влияниями. Например, действие на организм матери ядерного облучения или экологические нарушения в месте ее проживания часто приводят к различным уродствам ребенка и к его умственной отсталости. Алкоголизм матери вызывает изменения в центральной нервной системе плода, в его костной системе и внутренних органах, приводит к различным порокам.

Наблюдается так называемый «алкогольный синдром» плода, характеризующийся задержкой роста плода и, соответственно, ребенка, микроцефалией (уменьшением размеров головы), мышечной слабостью, нарушением психомоторного развития в сочетании с проявлением повышенной возбудимости и двигательной расторможенности. Эти нарушения могут усиливаться за счет снижения слуха.

Внутриутробная незрелость, соматическая ослабленность детей с алкогольным синдромом плода ведут к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы жизни.

Еще одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.

В настоящее время остро встает вопрос о влиянии на ребенка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов. При рождении они страдают муками абстинентного синдрома, выражающегося в пронзительном, непрекращающемся плаче, нарушении сосательного рефлекса, уменьшении массы тела. Эти физические терзания растягиваются порой на долгие месяцы и отрицательно сказываются на здоровье младенца и на его психофизическом развитии.

Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.

Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка дыхания у рождающегося ребенка (природовая  асфиксия).

В первые годы жизни ребенка, аномалии его развития могут быть вызваны некоторыми инфекционными болезнями (энцефалит, менингит, полиомиелит, корь, грипп и др.). Меньшее значение в этот период имеют травмы и интоксикации.

Не проходят бесследно для ребенка и резко неблагоприятные социальные условия его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Жизненные перспективы развития лиц с умственной отсталостью

 

Перспективы развития, получения дальнейшего образования способности социально-трудовой адаптации выпускников особых школ очень различны. Они зависят от многих обстоятельств. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также личные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, действие наиближайшего общественного окружения, основным образом семьи и родственников. В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг ребенка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив.

Часть выпускников школ для детей с нарушениями зрения и слуха, с общим недоразвитием речи либо с заиканием, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата продолжает свое образование. Впрочем, применить полученные знания им бывает позже нелегко, поскольку необходимо удачно выдержать конкурс с нормально развивающимися сверстниками, получившими те же специальности. Так что частенько вне зависимости от образования выпускников с помощью родителей, знакомых либо школы устраивают на любые работы. Но тот факт, что они стремятся работать, а не жить на пенсии либо попрошайничать, уж говорит сам за себя. Что касается умственно отсталых, то некие, более сохранные в плане мыслительной, деятельности и моторики юные люди поступают в особые ПТУ, готовящие рабочих по несложным специальностям, либо в особые группы при ПТУ, либо проходят курсы ученичества на разных предприятиях, а потом трудоустраиваются. Большая часть работает на разных, в большей степени неквалифицированных работах на предприятиях либо в сельском хозяйстве.

 

Выпускники, страдающие сложными дефектами, окончив школу, обучаются в единичных вариантах. Но имеются отдельные примеры того, что слепоглухие лица получают высшее образование, даже защищают кандидатские диссертации и стают научными работниками (О.И. Скороходова, А. Суворов и др.).

Итак, крупная часть выпускников особых школ и классов трудятся без продолжения образования. Эти люди работают в разных отраслях народною хозяйства - на фабриках, заводах, в мастерских, в цехах особых компаний, частных фирмах, на собственных земельных участках и др. Некие юные люди со сниженным зрением поют в хорах, в том числе и в церковных.

Многие повышают свою квалификацию в процессе труда, достигая при этом значимых фуроров.

Более грустные перспективы у глубоко умственно отсталых юношей и тех, кто страдает сложными дефектами. Они живут и посильно трудятся в учреждениях, организованных Министерством социальной защиты либо находятся на обеспечении собственных родственников.

Подводя общий результат наблюдениям и ряду исследований, можно заключить, что многие лица с отклонениями в развитии, вырастая, адаптируются социально. Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким. Остальные - создают собственные семьи, воспитывают детей. Большая часть стремится делать посильную работу, которая дает им возможность ощущать себя полезными и подходящими людьми, социально самоутвердиться. Напряженная коррекционно-воспитательная работа, осуществляемая в особых школах, дает положительные результаты, хотя, естественно, имеют место и неблагополучные случаи.

 

 

ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ В РОССИИ

 

2.1 Обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью в России

На протяжении многих лет в России дети и взрослые с умственной отсталостью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты‚ до 1992г. -- ( Министерство социального обеспечения). В соответствии с действующей инструкцией Министерства социальной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения «направляются и принимаются лица с умственной отсталостью в степени имбецильность и идиотия, а также в степени дебильность при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата».

        В последнее десятилетие во многих городах страны -- Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде, Махачкале и некоторых других -- открыты лечебно-педагогические центры, которые оказывают медицинскую, психологическую и педагогическую помощь лицам с умственной отсталостью, обучая также родителей воспитательной работе.

Информация о работе Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость