Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время лица с умственной отсталостью составляют значительный процент в структуре общей инвалидности. В связи с этим возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся выпускников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ И ИХ СПЕЦИФИКА........................................................................................6
1.1 Умственная отсталость и причины ее возникновения.....................
ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ В РОССИИ................................................................................................
2.1 Обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью в России……
ГЛАВА III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ...............................................................................
3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость………………………………………………….
3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 122.54 Кб (Скачать файл)

и необходимый объем знаний. Школа имеет 4 подразделения:

1) образовательно-воспитательное (школьное с 1-го по 12-й 
класс) отделение;

2) психолого-медико-педагогическая служба;

3) учебно-реабилитационное предприятие (двухлетнее обучение 
и стажировка в условиях, максимально приближенных к производ- 
ственным);

4) социально-бытовой комплекс.

Цель школы -- социальная адаптация детей с проблемами в ум- 
ственном развитии.

В школе решаются следующие задачи:

1) коррекционные;

2) образовательно-воспитательные (образовательный минимум, 
дополнительный цикл предметов, воспитание петербуржца);

3) оздоровительные;

  1. профессионально-производственные (трудовое обучение, 
    профориентация, предпрофессиональная и профессиональная под- 
    готовка, производственная деятельность);
  2. социально-адаптационные (обучение навыкам самостоятель- 
    ного проживания, социально-бытовая адаптация, социально-сре- 
    довая ориентация);
  3. содействие интеграции подростков с умственной отсталос- 
    тью в общество после окончания школы, предоставление им воз- 
    можности трудоустройства.

Профориентация начинается с 
5-го класса. Трудовое обучение ведется по семи профилям: столяр- 
ное, швейное, трикотажное, малярно-штукатурное дело, сельско- 
хозяйственный труд, обивка мебели, ручной труд.

В школе имеется практика пробного трудоустройства, когда 
ребенок частично посещает школу и при этом работает на предпри- 
ятии. Если же в процессе адаптации к труду возникают сложности, 
он возвращается обратно в школу. Пробное трудоустройство может 
повторяться несколько раз до достижения учащимся 21 года.

Столярное дело. Это направление ведут 4 преподавателя, обуча- 
ется 7 человек. Ребята старше 18--20 лет получают 2-й и 3-й произ- 
водственные разряды. Изготавливают различные изделия, мебель 
на заказ: табуретки, кухонные столы, шкафы, подсвечники разных 
видов. Столярная мастерская имеет большой набор станков: 
продольно-пильный; копировально-фрезерный, сверлильно-пазо- 
вальный, рейсмусный, шлифовальный, пильно-фуговальный, свер- 
лильный, ленточный, токарный по дереву, фрезерный, заточной. 
В процессе обучения в этой мастерской учащиеся работают под стро- 
гим контролем педагогов.

Швейное дело. Это направление ведут 3 преподавателя, обуча- 
ются 7 девочек с 5-го класса. К 7-му классу окончательно опреде- 
ляется их профессиональный выбор. Таким образом, в 8, 9, 10-х 
классах осуществляется предпрофессиональная подготовка 
по выбранной специальности. Последующие годы связаны с совер- 
шенствованием полученных профессиональных навыков с профес- 
сиональным обучением по конкретной профессии. При этом 
обучающиеся большую часть времени заняты в мастерских. На каж- 
дого ребенка составляется индивидуальный план обучения и рабо- 
ты. Оборудование швейной мастерской включает: промышленные 
швейные машины, оверлок. В процессе обучения швейному делу 
учащиеся осваивают работу по изготовлению передников, по вы- 
шиванию салфеток, скатертей, по бисероплетению, изготовлению 
макраме. Навыкам ручного труда обучаются дети со значительны- 
ми нарушениями в умственном развитии.

Трикотажное дело. Уроки трикотажного дела проводятся двумя 
преподавателями в двух классах по 5 чел. в каждом. Один класс со- 
ставляют дети в возрасте от 11 до 13 лет, второй класс -- подростки 
от 15 до 17 лет. В этих мастерских вяжут крючком, на спицах, на 
вязальных машинах «Нева-5».

Малярно-штукатурное дело. Уроки малярно-штукатурного дела 
проводятся двумя преподавателями с 7 учениками начиная с 5-го 
класса. Учащиеся под контролем преподавателя знакомятся с осно- 
вами технологического процесса оштукатуривания стен. Под руко- 
водством преподавателя-инструктора они самостоятельно готовят 
сухие штукатурные смеси, осваивают процесс приготовления шпак- 
левочных составов, приобретают навыки работы с инструментами. 
Сначала ребята изучают все малярные инструменты, вылепливая их 
модели из пластилина; знакомятся с основами техники безопаснос- 
ти, например в процессе сборки переносной лестницы-стремянки. 
В школе существует практика устройства учащихся на работу после 
окончания школы-центра в форме пробного трудоустройства. При 
этом учащийся остается в составе учеников школы. Кроме малярно-

штукатурного дела, учащиеся могут обучаться плиточному делу. Овла- 
дение навыками укладки плитки требует от них более высокого интел- 
лектуального уровня и значительной физической подготовки. 
Квалификационный разряд присваивается после того, как учащийся 
подробно описывает технологический процесс, приводит примеры, 
свидетельствующие об освоении им технологической цепочки.

 

Таким образом, инвалиды с умственной отсталостью различной 
степени могут достаточно успешно выполнять разные формы трудо- 
вой деятельности в описанных учреждениях. При выраженной умствен- 
ной отсталости инвалиды могут выполнять простейшие элементы 
ручного труда, такие как сгибание краев бумаги и картона, нанесение 
клея на кромку, бисероплетение, выполнение элементов макраме, вя- 
зание крючком. При этом обучающийся, как правило, осваивает эти 
отдельные элементы в процессе длительной тренировки. При умерен- 
ной умственной отсталости инвалиды в состоянии освоить и выпол- 
нить как отдельные элементы технологического процесса, так и 
неполный технологический цикл.

Инвалиды с легкой степенью умственной отсталости могут вы- 
полнить всю технологическую цепочку по изготовлению простых кон- 
струкций (например, табуреток, наглядных стендов), выполняют 
малярные, штукатурные, сельскохозяйственные работы (перекопка 
почвы, пересаживание рассады). Довольно успешно эта категория ин- 
валидов трудится на работах, связанных с приготовлением пищи. Ин- 
валиды вследствие умственной отсталости могут быть трудоустроены 
как в специальных учреждениях, так и в открытой сети. В школе реа- 
билитации и милосердия существует пробное трудоустройство, по- 
зволяющее инвалидам получить тренировку в различных областях и 
выбрать наиболее адекватное место работы. После неудачного опыта 
они могут вернуться снова в мастерские. Работая в открытой сети, 
инвалиды могут контактировать с вредными факторами производ- 
ства, такими как: метеофакторы, химические вещества (клеи), шум, 
вибрация (столярные мастерские, обувное производство). В этой свя- 
зи необходима организация санитарно-гигиенического контроля за 
условиями работы как со стороны специалистов Центров госпотреб- 
надзора, администрации предприятий, так и социальных работни- 
ков, организующих трудоустройство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По данным многих исследований, число лиц, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких лиц.

Одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых лиц к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям данной категории граждан.

Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

Таким образом, умственно-отсталые лица могут пойти работать там где, не требуется интеллект, но требуется физическая сила.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Психология лиц с у/о; Калмыкова Е.А.К., 2007.

2.Профессиональная реабилитация инвалидов у/о в России; С.Б. Митрачков, Г.В.Чернышев 2005.

3.О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М.,2007.

4.Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. - К., .1999г.

5.Проф. ориентация,проф.подготовка при у/о; Е.М. Старобина. 2007.

6. Исследования Щербаковой А. М. программ по труду 2001.

7.Трудоустройство при умственной отсталости; И.П. Бородулина 2006

8. Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. - Кишинев, 2003

9. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 2002.

 


Информация о работе Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость