Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 22:14, курсовая работа
В настоящее время лица с умственной отсталостью составляют значительный процент в структуре общей инвалидности. В связи с этим возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся выпускников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ И ИХ СПЕЦИФИКА........................................................................................6
1.1 Умственная отсталость и причины ее возникновения.....................
ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ В РОССИИ................................................................................................
2.1 Обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью в России……
ГЛАВА III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ...............................................................................
3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость………………………………………………….
3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................
и необходимый объем знаний. Школа имеет 4 подразделения:
1) образовательно-
класс) отделение;
2) психолого-медико-
3) учебно-реабилитационное предприятие
(двухлетнее обучение
и стажировка в условиях, максимально
приближенных к производ-
ственным);
4) социально-бытовой комплекс.
Цель школы -- социальная адаптация детей
с проблемами в ум-
ственном развитии.
В школе решаются следующие задачи:
1) коррекционные;
2) образовательно-
дополнительный цикл предметов, воспитание
петербуржца);
3) оздоровительные;
Профориентация начинается с
5-го класса. Трудовое обучение ведется
по семи профилям: столяр-
ное, швейное, трикотажное, малярно-штукатурное
дело, сельско-
хозяйственный труд, обивка мебели, ручной
труд.
В школе имеется практика пробного трудоустройства,
когда
ребенок частично посещает школу и при
этом работает на предпри-
ятии. Если же в процессе адаптации к труду
возникают сложности,
он возвращается обратно в школу. Пробное
трудоустройство может
повторяться несколько раз до достижения
учащимся 21 года.
Столярное
дело. Это направление ведут 4 преподавателя,
обуча-
ется 7 человек. Ребята старше 18--20 лет получают
2-й и 3-й произ-
водственные разряды. Изготавливают различные
изделия, мебель
на заказ: табуретки, кухонные столы, шкафы,
подсвечники разных
видов. Столярная мастерская имеет большой
набор станков:
продольно-пильный; копировально-фрезерный,
сверлильно-пазо-
вальный, рейсмусный, шлифовальный, пильно-фуговальный,
свер-
лильный, ленточный, токарный по дереву,
фрезерный, заточной.
В процессе обучения в этой мастерской
учащиеся работают под стро-
гим контролем педагогов.
Швейное
дело. Это направление ведут 3 преподавателя,
обуча-
ются 7 девочек с 5-го класса. К 7-му классу
окончательно опреде-
ляется их профессиональный выбор. Таким
образом, в 8, 9, 10-х
классах осуществляется предпрофессиональная
подготовка
по выбранной специальности. Последующие
годы связаны с совер-
шенствованием полученных профессиональных
навыков с профес-
сиональным обучением по конкретной профессии.
При этом
обучающиеся большую часть времени заняты
в мастерских. На каж-
дого ребенка составляется индивидуальный
план обучения и рабо-
ты. Оборудование швейной мастерской включает:
промышленные
швейные машины, оверлок. В процессе обучения
швейному делу
учащиеся осваивают работу по изготовлению
передников, по вы-
шиванию салфеток, скатертей, по бисероплетению,
изготовлению
макраме. Навыкам ручного труда обучаются
дети со значительны-
ми нарушениями в умственном развитии.
Трикотажное
дело. Уроки трикотажного дела проводятся
двумя
преподавателями в двух классах по 5 чел.
в каждом. Один класс со-
ставляют дети в возрасте от 11 до 13 лет,
второй класс -- подростки
от 15 до 17 лет. В этих мастерских вяжут
крючком, на спицах, на
вязальных машинах «Нева-5».
Малярно-штукатурное
дело. Уроки малярно-штукатурного дела
проводятся двумя преподавателями с 7
учениками начиная с 5-го
класса. Учащиеся под контролем преподавателя
знакомятся с осно-
вами технологического процесса оштукатуривания
стен. Под руко-
водством преподавателя-инструктора они
самостоятельно готовят
сухие штукатурные смеси, осваивают процесс
приготовления шпак-
левочных составов, приобретают навыки
работы с инструментами.
Сначала ребята изучают все малярные инструменты,
вылепливая их
модели из пластилина; знакомятся с основами
техники безопаснос-
ти, например в процессе сборки переносной
лестницы-стремянки.
В школе существует практика устройства
учащихся на работу после
окончания школы-центра в форме пробного
трудоустройства. При
этом учащийся остается в составе учеников
школы. Кроме малярно-
штукатурного дела, учащиеся могут обучаться
плиточному делу. Овла-
дение навыками укладки плитки требует
от них более высокого интел-
лектуального уровня и значительной физической
подготовки.
Квалификационный разряд присваивается
после того, как учащийся
подробно описывает технологический процесс,
приводит примеры,
свидетельствующие об освоении им технологической
цепочки.
Таким образом, инвалиды с умственной
отсталостью различной
степени могут достаточно успешно выполнять
разные формы трудо-
вой деятельности в описанных учреждениях.
При выраженной умствен-
ной отсталости инвалиды могут выполнять
простейшие элементы
ручного труда, такие как сгибание краев
бумаги и картона, нанесение
клея на кромку, бисероплетение, выполнение
элементов макраме, вя-
зание крючком. При этом обучающийся, как
правило, осваивает эти
отдельные элементы в процессе длительной
тренировки. При умерен-
ной умственной отсталости инвалиды в
состоянии освоить и выпол-
нить как отдельные элементы технологического
процесса, так и
неполный технологический цикл.
Инвалиды с легкой степенью умственной
отсталости могут вы-
полнить всю технологическую цепочку
по изготовлению простых кон-
струкций (например, табуреток, наглядных
стендов), выполняют
малярные, штукатурные, сельскохозяйственные
работы (перекопка
почвы, пересаживание рассады). Довольно
успешно эта категория ин-
валидов трудится на работах, связанных
с приготовлением пищи. Ин-
валиды вследствие умственной отсталости
могут быть трудоустроены
как в специальных учреждениях, так и в
открытой сети. В школе реа-
билитации и милосердия существует пробное
трудоустройство, по-
зволяющее инвалидам получить тренировку
в различных областях и
выбрать наиболее адекватное место работы.
После неудачного опыта
они могут вернуться снова в мастерские.
Работая в открытой сети,
инвалиды могут контактировать с вредными
факторами производ-
ства, такими как: метеофакторы, химические
вещества (клеи), шум,
вибрация (столярные мастерские, обувное
производство). В этой свя-
зи необходима организация санитарно-гигиенического
контроля за
условиями работы как со стороны специалистов
Центров госпотреб-
надзора, администрации предприятий, так
и социальных работни-
ков, организующих трудоустройство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным многих исследований, число лиц, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких лиц.
Одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых лиц к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям данной категории граждан.
Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Таким образом, умственно-отсталые лица могут пойти работать там где, не требуется интеллект, но требуется физическая сила.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психология лиц с у/о; Калмыкова Е.А.К., 2007.
2.Профессиональная реабилитация инвалидов у/о в России; С.Б. Митрачков, Г.В.Чернышев 2005.
3.О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М.,2007.
4.Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. - К., .1999г.
5.Проф. ориентация,проф.подготовка при у/о; Е.М. Старобина. 2007.
6. Исследования Щербаковой А. М. программ по труду 2001.
7.Трудоустройство при умственной отсталости; И.П. Бородулина 2006
8. Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. - Кишинев, 2003
9. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 2002.
Информация о работе Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость