Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 22:14, курсовая работа
В настоящее время лица с умственной отсталостью составляют значительный процент в структуре общей инвалидности. В связи с этим возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся выпускников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ И ИХ СПЕЦИФИКА........................................................................................6
1.1 Умственная отсталость и причины ее возникновения.....................
ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ В РОССИИ................................................................................................
2.1 Обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью в России……
ГЛАВА III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ...............................................................................
3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость………………………………………………….
3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................
В последние годы все чаще семьи, в которых появляется ребенок с нарушением интеллекта, выражают желание воспитывать такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат системы социальной защиты. Родители остро нуждаются в психологической и педагогической помощи, чтобы полноценно воспитывать ребенка в семье, однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи детям и родителям с первых дней и месяцев жизни ребенка пока нет. Программа содействия лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью и их семьям только начинает реализоваться Министерством социальной защиты.
Отечественные специалисты (А. В. Бабушкина, А. Р. Маллер, Н. В. Погосов, Я. Г. Юдилевич, Н. Г. Полосатова, А. А. Ватажина, и др.) придерживаются мнения о том, что целенаправленное специальное обучение лиц с умственной отсталостю должно начинаться с самого раннего детства. При этом коррекционно-воспитательная работа по содержанию и организации является иной, чем с лицами с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Первые программы обучения и воспитания лиц с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами уже в 60--70-е гг. В 1993 г. Министерство социальной защиты наряду с действующей Программой обучения глубоко умственно отсталых лиц школьного возраста (1981) рекомендовало также Программу обучения и воспитания лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций людей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое.
В России в настоящее время проводится изучение возможности открытия специальных школ для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями: в рамках эксперимента Министерством образования России открыты два учреждения соответствующего профиля. В программе обучения этих учреждений представлены основные разделы общеобразовательного цикла, выделены специальные разделы: ознакомление с окружающим, социально-бытовая ориентировка. Такая направленность обучения позволяет хорошо подготавливать лиц с умственной отсталостью к достаточно самостоятельной жизни при условии патронажной поддержки. Развитие этого направления в отечественной системе специального образования задерживается из-за ведомственной разобщенности учреждений образования и социальной защиты, отсутствия информационно-педагогической и социально-педагогической работы с населением, несформированности служб социально-педагогической помощи этой категории семей.
Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с умственной отсталостью, к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.
ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ
3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость
Профориентация представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, психофизиологических, социально-педагогических), направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Это длительный процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное воспитание, профдиагностика, профинформирование, профконсультирование, профагитация и профпропаганда, профотбор и профподбор, коррекция профпланов, которые проводятся различными учреждениями.
В процессе профессиональной подготовки в коррекционной школе ученики проходят первоначальный период профессиональной ориентации.
Традиционно выделяют три периода профессиональной подготовки в коррекционной школе 8-го вида:
Пропедевтический период профессионального
обучения представлен уроками ручного
труда: 3-й класс - занятия по самообслуживанию,
формирование понятий «профессиональная
деятельность», «профессия»; 4-й класс
- общетрудовая подготовка в школьных
мастерских; 5-9-й классы - профессиональный
подбор, трудовые
пробы, предпрофессиональное обучение,
уточнение правильнос-
ти выбора профессии, овладение профессиональными
навыками
и личностными качествами, необходимыми
для будущей трудовой
деятельности [33].
В специализированных школах 8-го вида
для учащихся с лег-
кой умственной отсталостью осуществляется
профессиональное
воспитание - в процессе трудового обучения,
во время экскурсий
на предприятия для ознакомления с доступными
профессиями и
условиями труда (строительные, швейные
профессии), устраива-
ются встречи с представителями этих профессий,
добившихся вы-
соких результатов в работе, и т. п. Программа
профессионального обучения
кроме формирования общетрудовых умений
и навыков по конк-
ретному профилю, включает также освоение
элементов знаний об
экономике современного производства,
о формах трудовой дея-
тельности, оплате труда, бюджете семьи,
предполагает психологи-
ческую подготовку к труду -- развитие
произвольного внимания,
осмысленного запоминания, мыслительных
операций, формиро-
вание культуры труда, понятия о профессиях.
В процессе освое
ния программы «Введение в специальность»
дается общее пред-
ставление о конкретном производстве,
о взаимоотношениях ра-
ботника и администрации, об отношении
труда и заработной
платы, об охране труда, экологии, о культуре
молодого рабочего.
Профинформирование включает, кроме отмеченных
выше экскур-
сий и встреч, оформление стендов для подростков
и родителей с
профессионально ориентационной информацией,
посещение яр-
марок вакансий, организацию встреч выпускников
и их родите-
лей с представителями службы занятости,
предприятий, где
работают выпускники, учреждений профессионального
образова-
ния, где выпускники получают профессии.
Профконсультирование и коррекция профпланов,
как прави-
ло, не проводится, так как в штате нет
психолога, который бы зани-
мался профориентационными проблемами,
а это отдельный
самостоятельный аспект работы. Подбор
профессий, которым мож-
но обучить и с которыми возможно трудоустройство,
проводится в
процессе трудового обучения на основании
профпроб по ограни-
ченному количеству профессий в зависимости
от имеющихся тру-
довых мастерских и кружков. Как правило,
это столярное, малярное,
переплетное, швейное дело, рукоделие,
вышивка, плетение, изго-
товление изделий народных промыслов
и т. п.
Для профинформирования, консультирования
и коррекции
профпланов привлекаются школьный врач,
психиатр. Социальный
педагог, как правило, организует указанные
выше экскурсии и встре-
чи, а также содействует выпускникам в
трудоустройстве или поступ-
лении на профобучение.
После окончания девятого класса выпускники
школы имеют
несколько возможных путей трудоустройства:
в открытом рынке
труда с обучением на рабочем месте или
после обучения в специа-
лизированных профессиональных училищах
для инвалидов (или в
специализированных группах в училищах
общего типа), в лечебно-
трудовых мастерских, в производственных
мастерских при школе
после обучения в производственных классах.
Для детей с умеренной умственной отсталостью
профориента-
ция сводится к профессиональному воспитанию
через трудовую
подготовку (освоение навыков шитья, вязания,
обработки дерева,
переплетнго дела). К производительному
труду таких детей практи-
чески не готовят, так как их трудовой
прогноз неопределенный.
В детских домах-интернатах системы социальной
защиты на-
ходятся в основном дети с умеренными
и выраженными степенями
умственной отсталости, но могут быть
и дети с легкой умственной
отсталостью по социальным причинам.
Подростки с легкой умствен-
ной отсталостью готовятся к трудоустройству
на штатных должнос-
тях в интернате, в его мастерских или
открытом рынке труда: они
проходят трудовое обучение в нескольких
мастерских, выполняют
трудовые пробы, осваивают общетрудовые
и профессиональные
навыки, с ними проводится профинформирование
в различных
формах, в том числе экскурсии на предприятия
и в мастерские, где
работают воспитанники интерната.
Эффективность трудовой подготовки умственно
отсталых
школьников во многом зависит от длительности
и качества завер-
шающего этапа обучения. Предприятия,
мастерские, центры соци-
ально-трудовой адаптации при школе, детском
доме упрощают
производственную практику, позволяют
временно трудоустроить
выпускников. Центры социально-трудовой
адаптации осуществля-
ют также и обучение предметам как профессионального,
так и об-
щеобразовательного цикла.
Структура такого центра включает: администрацию,
педагоги-
ческий коллектив, службы обеспечения
(помощь в осуществлении
учебно-производственных процессов, в
трудоустройстве, адаптации
выпускников на производстве), службы
медицинской и психологи-
ческой помощи (выявление начального уровня
и динамики психи-
ческого развития, разработка практических
рекомендаций педагогам
и повышение учебно-трудовой мотивации
учащихся, создание бла-
гоприятного социально-психологического
климата в классах), служ-
бу социальной помощи (знакомит с трудовыми
возможностями,
личностными качествами, семьей учащихся,
помогает выпускникам
в трудоустройстве) [34].
Например, малое предприятие «Федоровец»
осуществляет пе-
реход выпускников от обучения в школе
к самостоятельной
работе. Подростки изготавливают изделия,
имеющие сбыт на
рынке. Их труд оплачивается -- сначала
коллективно (деньги
должны быть использованы в интересах
подростков), потом ин-
дивидуально. Осуществляется комплексное
воздействие на под-
ростков: обучающее, развивающее, лечебное,
коррекционное,
социально-адаптационное. Приобретаются
навыки осуществле-
ния самостоятельных контактов в социальной
среде, подростки
осознают свои возможности и способности,
развивают и совер-
шенствуют навыки, необходимые для непроизводственных
зада-
ний, формируют и развивают зрительно-пространственные
представления, моторную координацию,
возможность планиро-
вания своей деятельности. Каждый должен
чувствовать свою зна-
чимость. При этом необходимо организовать
совместную деятель-
ность всех сотрудников -- мастера, психолога,
врача, социально-
го педагога [41, 48].
Возможности и эффективность трудовой
деятельности выпус-
кников вспомогательной школы обусловливаются
соответствием их
психофизических качеств социально-психологическим
особенно-
стям выбираемой профессии. Лишь 40% выпускников
работают по
специальностям, приобретенным в школе.
Это происходит из-за
несоответствия уровня подготовки учащихся
требованиям совре-
менного производства. Часть выпускников
не выдерживает ритма
работы, не может войти в коллектив и др.
Однако общетрудовые
навыки, приобретенные в школе, центре
социально-трудовой адап-
тации являются хорошей базой для получения
другой специальнос-
ти, для адаптации на новом рабочем месте.
3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью
Возможность использования
различных форм трудоустройства
в данном типе учреждений проанализируем
на примере Махачкалинской школы 8 вида.
В ней осуществляется
профессиональное обучение, контроль
за
профессионально-
действие их трудоустройству. Основная
задача -- формирование
и развитие трудовых навыков, проведение
социальной реабилита-
ции инвалидов, имеющих нарушения умственного
развития. Обу-
чение основам профессионального труда
и формирование трудовых
навыков происходит в трудовых классах.
Многие
коррекционные школы 8-го вида заботятся
о судьбе сво-
их выпускников и помогают им в получении
профессии, а также
содействуют их трудоустройству как в
открытом рынке труда, так и
организуя на своей базе производственные
мастерские. . Школа осу-
ществляет обучение учащихся с проблемами
в умственном развитии
с возраста от 5 до 21 года, что позволяет
им получить специальность
Информация о работе Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость