Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время лица с умственной отсталостью составляют значительный процент в структуре общей инвалидности. В связи с этим возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся выпускников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ И ИХ СПЕЦИФИКА........................................................................................6
1.1 Умственная отсталость и причины ее возникновения.....................
ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ В РОССИИ................................................................................................
2.1 Обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью в России……
ГЛАВА III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ...............................................................................
3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость………………………………………………….
3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 122.54 Кб (Скачать файл)

        В последние годы все чаще семьи, в которых появляется ребенок с нарушением интеллекта, выражают желание воспитывать такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат системы социальной защиты. Родители остро нуждаются в психологической и педагогической помощи, чтобы полноценно воспитывать ребенка в семье, однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи детям и родителям с первых дней и месяцев жизни ребенка пока нет. Программа содействия лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью и их семьям только начинает реализоваться Министерством социальной защиты.

          Отечественные специалисты (А. В. Бабушкина, А. Р. Маллер, Н. В. Погосов, Я. Г. Юдилевич, Н. Г. Полосатова, А. А. Ватажина, и др.) придерживаются мнения о том, что целенаправленное специальное обучение лиц с умственной отсталостю должно начинаться с самого раннего детства. При этом коррекционно-воспитательная работа по содержанию и организации является иной, чем с лицами с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

    Первые программы обучения и воспитания лиц с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами уже в 60--70-е гг. В 1993 г. Министерство социальной защиты наряду с действующей Программой обучения глубоко умственно отсталых лиц школьного возраста (1981) рекомендовало также Программу обучения и воспитания лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций людей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое.

          В России в настоящее время проводится изучение возможности открытия специальных школ для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями: в рамках эксперимента Министерством образования России открыты два учреждения соответствующего профиля. В программе обучения этих учреждений представлены основные разделы общеобразовательного цикла, выделены специальные разделы: ознакомление с окружающим, социально-бытовая ориентировка. Такая направленность обучения позволяет хорошо подготавливать лиц с умственной отсталостью к достаточно самостоятельной жизни при условии патронажной поддержки. Развитие этого направления в отечественной системе специального образования задерживается из-за ведомственной разобщенности учреждений образования и социальной защиты, отсутствия информационно-педагогической и социально-педагогической работы с населением, несформированности служб социально-педагогической помощи этой категории семей.

          Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с умственной отсталостью, к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.

 

 

 

 

ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ

 

3.1Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость

 

Профориентация представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, психофизиологических, социально-педагогических), направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Это длительный процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное воспитание, профдиагностика, профинформирование, профконсультирование, профагитация и профпропаганда, профотбор и профподбор, коррекция профпланов, которые проводятся различными учреждениями.

В процессе профессиональной подготовки в коррекционной школе ученики проходят первоначальный период профессиональной ориентации.

Традиционно выделяют три периода профессиональной подготовки в коррекционной школе 8-го вида:

  • 1-я ступень - 1-4-й классы - пропедевтический период. Вы- 
    явление возможностей восприятия и усвоения знаний и умений;
  • 2-я ступень - 5-8-й классы - период общей трудовой подго- 
    товки - начало освоения общетрудовых и общепрофессиональных 
    приемов работы;
  • 3-я ступень - 9-й класс - обобщающий период: совершен- 
    ствование умений на основе углубленной коррекции. Третья сту- 
    пень может быть продолжена в 10 (11)-м классе - углубленное 
    профессиональное обучение (16 часов в неделю).

Пропедевтический период профессионального обучения представлен уроками ручного труда: 3-й класс - занятия по самообслуживанию, формирование понятий «профессиональная деятельность», «профессия»; 4-й класс - общетрудовая подготовка в школьных мастерских; 5-9-й классы - профессиональный подбор, трудовые 
пробы, предпрофессиональное обучение, уточнение правильнос- 
ти выбора профессии, овладение профессиональными навыками 
и личностными качествами, необходимыми для будущей трудовой 
деятельности [33].

В специализированных школах 8-го вида для учащихся с лег- 
кой умственной отсталостью осуществляется профессиональное 
воспитание - в процессе трудового обучения, во время экскурсий 
на предприятия для ознакомления с доступными профессиями и 
условиями труда (строительные, швейные профессии), устраива- 
ются встречи с представителями этих профессий, добившихся вы- 
соких результатов в работе, и т. п. Программа профессионального обучения 
кроме формирования общетрудовых умений и навыков по конк- 
ретному профилю, включает также освоение элементов знаний об 
экономике современного производства, о формах трудовой дея- 
тельности, оплате труда, бюджете семьи, предполагает психологи- 
ческую подготовку к труду -- развитие произвольного внимания, 
осмысленного запоминания, мыслительных операций, формиро- 
вание культуры труда, понятия о профессиях. В процессе освое 
ния программы «Введение в специальность» дается общее пред- 
ставление о конкретном производстве, о взаимоотношениях ра- 
ботника и администрации, об отношении труда и заработной 
платы, об охране труда, экологии, о культуре молодого рабочего. 
Профинформирование включает, кроме отмеченных выше экскур- 
сий и встреч, оформление стендов для подростков и родителей с 
профессионально ориентационной информацией, посещение яр- 
марок вакансий, организацию встреч выпускников и их родите- 
лей с представителями службы занятости, предприятий, где 
работают выпускники, учреждений профессионального образова- 
ния, где выпускники получают профессии.

Профконсультирование и коррекция профпланов, как прави- 
ло, не проводится, так как в штате нет психолога, который бы зани- 
мался профориентационными проблемами, а это отдельный 
самостоятельный аспект работы. Подбор профессий, которым мож- 
но обучить и с которыми возможно трудоустройство, проводится в 
процессе трудового обучения на основании профпроб по ограни- 
ченному количеству профессий в зависимости от имеющихся тру- 
довых мастерских и кружков. Как правило, это столярное, малярное, 
переплетное, швейное дело, рукоделие, вышивка, плетение, изго- 
товление изделий народных промыслов и т. п.

Для профинформирования, консультирования и коррекции 
профпланов привлекаются школьный врач, психиатр. Социальный 
педагог, как правило, организует указанные выше экскурсии и встре- 
чи, а также содействует выпускникам в трудоустройстве или поступ- 
лении на профобучение.

После окончания девятого класса выпускники школы имеют 
несколько возможных путей трудоустройства: в открытом рынке 
труда с обучением на рабочем месте или после обучения в специа- 
лизированных профессиональных училищах для инвалидов (или в 
специализированных группах в училищах общего типа), в лечебно- 
трудовых мастерских, в производственных мастерских при школе 
после обучения в производственных классах.

Для детей с умеренной умственной отсталостью профориента- 
ция сводится к профессиональному воспитанию через трудовую 
подготовку (освоение навыков шитья, вязания, обработки дерева, 
переплетнго дела). К производительному труду таких детей практи- 
чески не готовят, так как их трудовой прогноз неопределенный.

В детских домах-интернатах системы социальной защиты на- 
ходятся в основном дети с умеренными и выраженными степенями 
умственной отсталости, но могут быть и дети с легкой умственной

отсталостью по социальным причинам. Подростки с легкой умствен- 
ной отсталостью готовятся к трудоустройству на штатных должнос- 
тях в интернате, в его мастерских или открытом рынке труда: они 
проходят трудовое обучение в нескольких мастерских, выполняют 
трудовые пробы, осваивают общетрудовые и профессиональные 
навыки, с ними проводится профинформирование в различных 
формах, в том числе экскурсии на предприятия и в мастерские, где 
работают воспитанники интерната.

Эффективность трудовой подготовки умственно отсталых 
школьников во многом зависит от длительности и качества завер- 
шающего этапа обучения. Предприятия, мастерские, центры соци- 
ально-трудовой адаптации при школе, детском доме упрощают 
производственную практику, позволяют временно трудоустроить 
выпускников. Центры социально-трудовой адаптации осуществля- 
ют также и обучение предметам как профессионального, так и об- 
щеобразовательного цикла.

Структура такого центра включает: администрацию, педагоги- 
ческий коллектив, службы обеспечения (помощь в осуществлении 
учебно-производственных процессов, в трудоустройстве, адаптации 
выпускников на производстве), службы медицинской и психологи- 
ческой помощи (выявление начального уровня и динамики психи- 
ческого развития, разработка практических рекомендаций педагогам 
и повышение учебно-трудовой мотивации учащихся, создание бла- 
гоприятного социально-психологического климата в классах), служ- 
бу социальной помощи (знакомит с трудовыми возможностями, 
личностными качествами, семьей учащихся, помогает выпускникам 
в трудоустройстве) [34].

Например, малое предприятие «Федоровец» осуществляет пе- 
реход выпускников от обучения в школе к самостоятельной 
работе. Подростки изготавливают изделия, имеющие сбыт на 
рынке. Их труд оплачивается -- сначала коллективно (деньги 
должны быть использованы в интересах подростков), потом ин- 
дивидуально. Осуществляется комплексное воздействие на под- 
ростков: обучающее, развивающее, лечебное, коррекционное, 
социально-адаптационное. Приобретаются навыки осуществле- 
ния самостоятельных контактов в социальной среде, подростки 
осознают свои возможности и способности, развивают и совер- 
шенствуют навыки, необходимые для непроизводственных зада- 
ний, формируют и развивают зрительно-пространственные 
представления, моторную координацию, возможность планиро- 
вания своей деятельности. Каждый должен чувствовать свою зна- 
чимость. При этом необходимо организовать совместную деятель- 
ность всех сотрудников -- мастера, психолога, врача, социально- 
го педагога [41, 48].

Возможности и эффективность трудовой деятельности выпус- 
кников вспомогательной школы обусловливаются соответствием их 
психофизических качеств социально-психологическим особенно- 
стям выбираемой профессии. Лишь 40% выпускников работают по 
специальностям, приобретенным в школе. Это происходит из-за 
несоответствия уровня подготовки учащихся требованиям совре- 
менного производства. Часть выпускников не выдерживает ритма 
работы, не может войти в коллектив и др. Однако общетрудовые 
навыки, приобретенные в школе, центре социально-трудовой адап- 
тации являются хорошей базой для получения другой специальнос- 
ти, для адаптации на новом рабочем месте.

 

3.2 Трудоустройство лиц с умственной осталостью 

 

Возможность использования различных форм трудоустройства 
в данном типе учреждений проанализируем на примере Махачкалинской школы 8 вида. 
В ней осуществляется 
профессиональное обучение, контроль за 
профессионально-производственной адаптацией инвалидов и со- 
действие их трудоустройству. Основная задача -- формирование 
и развитие трудовых навыков, проведение социальной реабилита- 
ции инвалидов, имеющих нарушения умственного развития. Обу- 
чение основам профессионального труда и формирование трудовых 
навыков происходит в трудовых классах.

Многие коррекционные школы 8-го вида заботятся о судьбе сво- 
их выпускников и помогают им в получении профессии, а также 
содействуют их трудоустройству как в открытом рынке труда, так и 
организуя на своей базе производственные мастерские. . Школа осу- 
ществляет обучение учащихся с проблемами в умственном развитии 
с возраста от 5 до 21 года, что позволяет им получить специальность

Информация о работе Направление профориентационной работы с людьми, имеющими умственную отсталость