Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 06:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение в теоретическом аспекте работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей.
Объект исследования – работа классного руководителя младших школьников с семьей
Предмет исследования – работа классного руководителя младших школьников по взаимодействию с неблагополучными семьями.
Задачи исследования
-описать сущность понятия «неблагополучная семья»,
-проанализировать особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях,
-обозначить направления деятельности учителя с учащимися из неблагополучных семей,

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……………3
1.Сущность понятия «неблагополучная семья» ………………………………..…5
2.Особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях ………………………………….11
3.Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей …………………………..……………16
Заключение ……………………………………………………………………..…..23
Список используемых источников ……………………………………..………26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………..……………3

1.Сущность  понятия «неблагополучная семья» ………………………………..…5

2.Особенности  развития детей младшего школьного  возраста воспитывающихся в неблагополучных  семьях ………………………………….11

3.Направления  деятельности  работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей …………………………..……………16

Заключение  ……………………………………………………………………..…..23

Список используемых    источников ……………………………………..………26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В первой трети ХХ века в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.

К 80-м годам положение  усугубилось экономическими, гражданско-общественными  процессами, которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась эмоциональная и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в  условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей - сирот, детская преступность, алкоголизм и многое другое. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Педагогическая поддержка  – процесс совместного с ребенком определения его собственных  интересов, целей, возможностей и путей  преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство  и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Данная курсовая работа посвящена изучению деятельности классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучной семьи.

Цель исследования – изучение в теоретическом аспекте  работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей.

Объект исследования – работа классного руководителя  младших школьников с семьей

Предмет исследования – работа классного руководителя  младших школьников по взаимодействию  с неблагополучными семьями.

Задачи исследования

-описать сущность понятия «неблагополучная семья»,

-проанализировать особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях,

-обозначить направления деятельности  учителя с  учащимися из неблагополучных семей,

Метод исследования –  изучение базовых понятий, составление  библиографического списка, реферирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность понятия «неблагополучная семья»

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья -это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семьи бывают разными, зависимости: от состава семьи, от отношений в  семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет по жизни.

Главной ролью семьи  является воспитание детей. Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.

Проблемы, особенности  воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют  задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

В научной литературе нет четкого определения понятия  семейное неблагополучие: каждый автор  вкладывает в него свой смысл. Поэтому  в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

         Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Неблагополучные семьи - это дезорганизованные семьи, не занимающиеся воспитанием детей. Следствием неблагополучия семейного воспитания у младшего школьника довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Проблемой влияния семьи  на становлении ребенка как личности занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. , Д. Локк, Дж.

Снижение уровня позитивного  родительства и негуманное отношение  к родным детям в конце ХХ –  начале ХХI века обусловлено многообразными объективно-субъективными факторами:

-низкий доход семьи.

-генетическая и духовная деградация родового чувства (кровных связей);

-увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и общества. Именно в таких семьях, происходит расторжение браков, дети становятся сиротами, по данным социологических исследований  33 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 86% социальные сироты при живых родителях, идёт полная деградация членов семьи;

-наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью – люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;

-наличие отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;

-наличие категории юных матерей, нуждающихся  в поддержке, которые не имеют средств к их воспитанию.

-наличие категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.

-неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни;

-изменения в основных функциях семьи:

-репродуктивная - тенденция к молодёжному типу, воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей налаживания с ними контактов;

  • морально-нормативная – ухудшение отношений между родителями и детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение детей от родителей и наоборот; регулятивная – ослабление контроля за жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение суицидов среди детей.

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в  мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. Для одного ребенка   семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений "семья - ребенок" имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

       Неблагополучная  семья, по мнению М. А. Алемаскина, В. И. Селиванова, Р. М. Капралова,  И. А. Невского, 3. Б. Баерюнас, Л.  С. Алексеева, В. Д. Ермакова  и др.  такая семья, которая  плохо справляется с одной  из своих главных задач — воспитанием детей. Неблагополучная семья — это система, в которой отсутствуют или действуют неупорядоченно решающие факторы семейного взаимодействия.

          Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева называют неблагополучной   семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т. д. В. Д. Ермаков добавляет, что в таких семьях "явно или скрытно содержатся в качестве основной проблемной ситуации рассогласованность положительно или отрицательно формирующихся явлений". Г. Г. Зайдуллина считает, что понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами — школой, училищем, производством и другими учреждениями. Л.В. Мардахаев считает, что неблагополучная семья (по отношению к детям) – семья, которая не выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую  группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

  Таким образом,  неблагополучные - это семьи, в которых нарушены гармоничные взаимоотношениями между родителями и детьми. Для них характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Под «неблагополучной семьей» мы понимаем семью, которая не выполняет своих основных функций, способствующих воспитанию и развитию ребенка как полноценной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях

 

В группе детей, поведение и развитие которых  уклоняется от нормы, и которые потому выделяются в отношении воспитания из общей детской массы,  в группе трудных детей, (к которой относится обширная категория детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны), в широком смысле слова, следует различать два основных типа:

-  тип ребенка,  отклоняющегося в поведении от нормы вследствие какого-либо органического дефекта (физически дефективные дети - слепые, глухие, слепоглухонемые, калеки и т.д.; умственно отсталые или слабоумные вследствие органического недостатка);

Информация о работе Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей