Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 06:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение в теоретическом аспекте работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей.
Объект исследования – работа классного руководителя младших школьников с семьей
Предмет исследования – работа классного руководителя младших школьников по взаимодействию с неблагополучными семьями.
Задачи исследования
-описать сущность понятия «неблагополучная семья»,
-проанализировать особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях,
-обозначить направления деятельности учителя с учащимися из неблагополучных семей,

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……………3
1.Сущность понятия «неблагополучная семья» ………………………………..…5
2.Особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях ………………………………….11
3.Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей …………………………..……………16
Заключение ……………………………………………………………………..…..23
Список используемых источников ……………………………………..………26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

-  тип ребенка,  уклоняющегося в поведении от нормы вследствие функционального нарушения (трудные дети в узком и собственном смысле слова - правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты).

Некоторые нарушения поведения  могут быть вызваны врожденными  или приобретенными психофизиологическими отклонениями, которые не относятся к психическим заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления так называемого алкогольного синдрома плода (возникающего вследствие алкогольной интоксикации на перенатальной стадии развития). К нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития.

Наиболее распространенным следствием этого нарушения выступает  так называемый гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.

В большинстве случаев  медицинское обследование трудных  детей констатирует нормальный уровень  их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении  обусловлены внешними – социальными  и педагогическими факторами.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет.

         Поступивший в школу ребенок  автоматически занимает совершенно  новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (не важно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

С поступлением в школу  ребенок меняет свой статус. Он уже  не дитя, а ответственный человек, т. е. он вступает в систему "ответственных  отношений"  которые теперь будет его сопровождать всю оставшуюся жизнь.

При условии, что в семье  с пониманием отнесутся к новой  социальной роли ребенка,  создадут все необходимые условия для  работы, обеспечат контроль и помощь,  ребенок будет ходить в школу  с удовольствием. Однако ребенок не привык к такому режиму, он тяготит его. Начинаются протесты, стремление уйти от трудностей. Нажим взрослых вызывает негативное отношение к учебе, к школе. Требуются выдержка и такт родителей, чтобы это преодолеть.

Так,  ребенок проникается  чувством значительности своей новой роли. Однако родители, другие взрослые члены семьи не оценили этого, не привели свои действия в соответствие с новой ситуацией. Ребенок чувствует равнодушие, не имеет поддержки. Постепенно и у него гаснет желание войти в новую роль. Начинаются конфликты с учителем, обстановка в семье делается напряженной (со всеми вытекающими последствиями).

Возможен вариант типа "узурпатор". Взрослые в полной мере прониклись осознанием важности школьной жизни. Создают ребенку  самые благоприятные условия, окружают постоянной заботой, теряя при этом чувство меры. Ребенок превращается в центр семейного притяжения до такой степени, что начинает диктовать взрослым свои условия. Этот эгоцентризм порождает ученический эгоизм. В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?"), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести.

Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.

Младшие школьники не осознают свое неблагоприятное положение, но эмоционально воспринимают, переживают его. Они своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих: выкрики, беготня, агрессивность, драчливость, отказ от выполнения требований учителя, т. е. им свойственно то, что было отмечено еще в дошкольный период как отклонения в поведении. Но если можно говорить о предпосылках возникновения у дошкольников педагогической запущенности, то у младших школьников - это устойчивое искажение представлений, невоспитанность чувств и несформированность привычек поведения, имеющих общественную значимость, обусловленные отрицательными влияниями среды и ошибками воспитания родителей.

Неблагополучие в семье  в том или иной степени практически  всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

Таким образом, дети из неблагополучных семей часто ведут себя неадекватно, они могут быть замкнутыми, трудно идут на контакт со взрослыми и со сверстниками. Особенностями развития детей из неблагополучных семей являются: нервозность, беспокойство, зажатость, скованность, утомляемость, грубость, дерзость, низкий жизненный тонус, заторможенность, чрезмерная болезненность, хронические заболевания, агрессивность, приобретенные психозы, неврозы, апатия, лень, угнетенность, грусть, тоска, плаксивость, равнодушие по отношению к близким людям, отсутствие чувства привязанности, лживость, потребность красть.

 

3.Направления деятельности  работы  классного руководителя с младшими  школьниками из неблагополучных  семей

 

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних явлений, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда - четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Направления работы классного руководителя составляют: воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе;  внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника.

 Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

 Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.

На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, особый упор при этом делается на детей из неблагополучных семей, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.

Для обеспечения  нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

  1. Привлечение детей по программе «Здоровье».
  2. Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей.
  3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья.
  4. Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов  сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.

Для реализации этой задачи возможно проведение развивающей игры «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного  напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате  и здороваются со всеми, кто встречается  на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся  за руку;

2 хлопка – здороваемся  плечиками; 

3 хлопка – здороваемся  спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку возможность  почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Второе направление  деятельности классного руководителя - общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это прежде всего эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к  человеку, интерес к культуре.

Решение проблемы общения приводит детей к пониманию  общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к  жизни – это непременное условие  работы с детьми, условие эффективности  воспитания.

Воспитание  с этих позиций направленно на формирование способности быть счастливым, в основе которой принятие жизни как дара природы.

  1. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Классный  руководитель должен воспринимать детей  как носителей индивидуального  внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в  организации дела.

  1. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности жизни.

Задача педагога – помочь учащимся понять, что без  принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Для реализации этой задачи возможно проведение развивающей игры «Сиамские близнецы».

Цель: научить детей  гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия  между ними.

Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной  рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами.

Третье направление  деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

-на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

-на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

-на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;

-на организацию классных часов по совершенствованию у  учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию. 

Для реализации этой задачи возможно проведение развивающей  игры

«Ласковые лапки».

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Информация о работе Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей