Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 06:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение в теоретическом аспекте работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей.
Объект исследования – работа классного руководителя младших школьников с семьей
Предмет исследования – работа классного руководителя младших школьников по взаимодействию с неблагополучными семьями.
Задачи исследования
-описать сущность понятия «неблагополучная семья»,
-проанализировать особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях,
-обозначить направления деятельности учителя с учащимися из неблагополучных семей,

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……………3
1.Сущность понятия «неблагополучная семья» ………………………………..…5
2.Особенности развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных семьях ………………………………….11
3.Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей …………………………..……………16
Заключение ……………………………………………………………………..…..23
Список используемых источников ……………………………………..………26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Четвертое направление  деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

  1. Посещение семьи ученика с разрешения родителей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
  3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
  4. Защита интересов  и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

  Для реализации этой задачи возможно проведение развивающей игры

 «В гостях  у Марьи – искусницы»

Участвуют мамы, бабушки школьниц со своими девочками. Проводятся конкурсы: выступление ведущих  с плясками, русскими народными песнями, прибаутками; представление и приветствие участниц; «Волшебный ларец» ( с завязанными глазами мамы достают из ларца «волшебную вещь» и рассказывают о ее необычайных свойствах); «Смекалочка» (спастись от Змея Горыныча, применяя знание русских сказок); конкурс колыбельных песен; «Играй – ка» (провести игру с залом); «Шустрый веник» (конкурс для девочек); песенный конкурс для девочек; танцевальный конкурс для девочек и мам.

Таким образом, возникают различные направления деятельности классного руководителя в работе с младшими школьниками из неблагополучных семей. Еще один из предполагаемых путей – попробовать побеседовать с родителями. Но этот путь очень сложен, так как родители не всегда хотят идти на контакт и заниматься своим ребенком. Следующие пути: необходимо дать ребенку почувствовать, что он принадлежит обществу, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту; если ребенок вошел в коллектив, важно подчеркнуть, что это хорошо, но не нужно принуждать ребенка быть всегда в коллективе. Надо помнить, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы наедине с самим собой. Необходимо поощрять ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействие с другими. Для такого ребенка это лучше, чем занятия в одиночку. Необходимо повышать уверенность в себе и чувство самооценки. Полезно хвалить ребенка, когда он высказывает свое мнение и мысли. Предлагать ребенку участвовать в различных внеклассных мероприятиях, уделять как можно больше внимания, постараться лучше узнать его, общаться с ним, войти к нему в доверие.

Как правило, с такими детьми в рамках школьного  обучения работают узкие специалисты, применяя различные методики, анкетирования, тестирования, коррекционное обучение. Классный руководитель обеспечивает лишь работу с ребенком на уровне детского коллектива, уделяя ему осбое внимание.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни ребят вне школы, порой являющейся мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома. Причем социальный педагог не только «выдает» информацию о жизнедеятельности ребенка вне стен школы, но может продолжить в микрорайоне начатую в школе работу с конкретным учеником. Он предоставляет классным руководителям социальный «портрет» микрорайона, изучает его педагогический потенциал. Социальный педагог может включить в этот «портрет» и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе.

Психолог на более  высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Классный руководитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, взаимоотношениях детей, проблемах класса и, соответственно, оказание психологической помощи может дать только психолог.

Взаимодействуя с классным руководителем и отвечая на его запрос, он выделяет приоритетные сферы психологического контроля, комплектует пакет диагностического минимума для каждой возрастной группы.

Если говорить о взаимодействии классного руководителя и школьного психолога, то вопросы оказания психологической помощи ребенку и его семье являются приоритетом деятельности психолога. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

 Таким образом, главная задача классного руководителя  – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

 Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.

 Деятельность  классного руководителя заключается  в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе.

Говоря о взаимодействии классного руководителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном обществе семьи подразделились на типы, которые  оказывают непосредственное влияние  на развитие и становление ребенка  как личности. Но отрицательное влияние  на развитие ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющимся от нормы поведением.

       Дети  из неблагополучных семей предоставлены  сами себе и кто как не  педагогический состав школы  должен помочь им. Анализируя  поведение и поступки воспитанника, его взаимоотношения с окружающим  миром, особое внимание следует обратить на мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ребенка. Это позволит установить, что, например, замкнутость, пассивность, безучастность могут оказаться следствием подавленности личности. Злостные нарушения дисциплины, а порой просто хулиганские поступки нередко свидетельствуют о душевной травме, об ожесточении ребенка. При анализе ряда поступков обнаруживаются эгоизм, неспособность сопереживать, крайний индивидуализм.

Таким образом, перед  педагогами и работниками смежных  профессий стоит задача в помощи детям из неблагополучных семей, заключающаяся в поддержке ребенка при преодолении различного рода трудностей.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: Итак, в первом параграфе нашей работы мы дали определение понятию «неблагополучная семья»- это семья, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их, не создают условий для нормального развития.

Затем выявили  особенности развития детей из неблагополучных  семей. С учетом доминирующего фактора (негативного влияния на ребенка), чаще всего таковыми являются: нервозность, беспокойство, зажатость, скованность, утомляемость, грубость, дерзость, низкий жизненный тонус, заторможенность, чрезмерная болезненность, хронические заболевания, агрессивность, приобретенные психозы, неврозы, апатия, лень, угнетенность, грусть, тоска, плаксивость, равнодушие по отношению к близким людям, отсутствие чувства привязанности, лживость, потребность красть.

После, обозначили направления деятельности классного руководителя  с младшими школьниками из неблагополучных семей. Это работа, направленная на сохранность физического здоровья; открытое, доброжелательное общение с окружающей средой; развитие познавательной деятельности ребенка; коррекция и взаимодействие в семейном воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: «Ось-89», 2001. – 272 с.
  2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  3. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога. – М.:1999 – 207с.
  4. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2006. - 288 с.
  5. Иванцова, А. О работе с проблемными семьями / А. Иванцова // Воспитание школьников. – 2000. - №10. – С. 18.
  6. Касаткина, Н.А.   Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград, 2005.  – 209с.
  7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр Академия, 2004. – 456 с.
  8. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
  9. Олиференко Л. Я. Работа специалистов с неблагополучной семьёй // Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска". Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.:Издательский центр "Академия", 2002 -284с.
  10. Рожков, М.И. Классному руководителю. – М.: Владос, 1999.- 280с.
  11. Стефановская, Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности. – М.: Академия, 2006. –192с.
  12. Султанова, Т.А.  Работа с неблагополучными семьями:  методическое пособие. – Уфа, 2005. – 192с.
  13. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.- 416с.
  14. Целуйко В. М. Понятие и типы неблагополучных семей // Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272с.
  15. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
  16. Коллекция рефератов Otherreferats [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/ 2012г.
  17. Банк рефератов bestreferat [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/ 2012г.
  18. Портал Изба – Читальня - электронные книги и бесплатные учебники [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://uchebnikfree.com/page/ 2012г.
  19. Рефераты, курсовые [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// easyschool.ru/ 2012г.
  20. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/  2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Темой данной курсовой работы является Работа классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных  семей.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в наше время существуют неблагополучные семьи, в которых воспитываются дети, являющиеся младшими школьниками. Именно на этом этапе развития ребенка, когда закладываются необходимые базовые знания и понятия, им требуется помощь школы и классного руководства.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: Итак, в первом параграфе нашей работы мы дали определение понятию  «неблагополучная семья»- это семья, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их, не создают условий для нормального развития.

Затем выявили  особенности развития детей из неблагополучных  семей. С учетом доминирующего фактора (негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка), чаще всего таковыми являются: нервозность, беспокойство, зажатость, скованность, утомляемость, грубость, дерзость, низкий жизненный тонус, заторможенность, чрезмерная болезненность, хронические заболевания, агрессивность, приобретенные психозы, неврозы, апатия, угнетенность, грусть, тоска, плаксивость, равнодушие по отношению к близким людям, отсутствие чувства привязанности, лживость, потребность красть.

После, обозначили направления деятельности классного  руководителя  с младшими школьниками из неблагополучных семей. Это обеспечение физического здоровья школьников, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития. Решение проблем общения, так как это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это, прежде всего, эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Это познавательная сфера жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции. Следующее направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Информация о работе Направления деятельности работы классного руководителя с младшими школьниками из неблагополучных семей