Народная педагогика – основа современного педагогического знания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:52, курсовая работа
Краткое описание
В годы перестройки и демократизации общества началось развитие объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3 I. Народная педагогика – основа современного педагогического знания…..6 1.1 Cущность и особенности народной педагогики……………………6 1.2 Роль этнопедагогики в формировании подрастающего поколения.…………………………………………13
II. Национальные традиции народов Кавказа и Закавказья…………….......20 2.1 Народы Закавказья и их традиции.………..………..………..…….21 2.2 Традиции чеченского народа………..………..………..…………..26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………..………..………..………..……...34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА"
Кафедра общей педагогики
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ
МЕНЬШИНСТВ РОССИИ
Курсовая работа
студента 2 курса
Седуш Ивана
Геннадьевича
Направление
подготовки:
Педагогическое
образование
Профиль: Физическая
культура
Научный руководитель
Кирюшина Ольга
Николаевна
Дата сдачи «____»_________ 2014г.
Дата защиты «___» ________ 2014г.
Оценка________________________
Научный руководитель ________________
/ _______________ /
Таганрог
2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
I. Народная педагогика – основа
современного педагогического знания…..6
1.1 Cущность
и особенности народной педагогики……………………6
1.2 Роль этнопедагогики в формировании
подрастающего поколения.…………………………………………13
II. Национальные традиции народов
Кавказа и Закавказья…………….......20
2.1 Народы
Закавказья и их традиции.………..………..………..…….21
2.2 Традиции
чеченского народа………..………..………..…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………..………..………..………..……...34
Россия — не единая раса, и
в этом ее
сила. Россия — это объединение рас,
объединение народов, говорящих на ста
сорока языках
Это единство в разности, полихромия, полифония…
Н.Рерих
Введение
В годы перестройки и демократизации
общества началось развитие объективных
процессов пробуждения самосознания всех
этносоциумов многонациональной России.
Это явилось следствием того, что в последние
десятилетия имела место значительная
деградация национальных традиций, во
многом было утрачено складывающееся
веками народное миропонимание.
Результатом
осуществления изначально порочной идеи
возможности существования культуры,
национальной лишь по форме, но унифицированной
и идеологизированной по содержанию, стало
насильственное разрушение вековых традиций,
отношений с природой, а также трудовых,
бытовых, нравственно-культурных ценностей.
Вместе с тем, распад единого
геополитического пространства, устранение
идеологических догм, формировавших национальную
политику, напряженная социально-экономическая
ситуация, обусловленная переходом к рыночной
экономике, остро обозначили в стране
проблему межнациональных отношений,
породили настораживающую тенденцию к
национальной нетерпимости и разобщенности.
В сложившихся
условиях поиск средств гармоничного
развития этнокультур и неконфликтного
их сосуществования представляется для
многонациональной России важнейшей государственной
и социально-политической задачей.
Одним из
эффективных средств решения этой задачи
является система образования, в рамках
которой государство способно позитивно
и целенаправленно формировать этнокультурные
процессы в обществе.
Сегодня не вызывает сомнения
мысль о том, что определяющим в работе
общеобразовательной школы должен стать
принцип диалектического единства общечеловеческого
и национального; политика национальной
замкнутости, искусственной самоизоляции,
равно как и идея национального превосходства,
неизбежно ведет к духовному оскудению,
к серьезным нравственным потерям.
Культура народа располагает
разнообразными формами своего сохранения
и выражения, а также признаками национальной
принадлежности (язык, история, литература,
музыка и т.п.). Существует и такой источник
сохранения, как фольклор, аккумулирующий
вкусы, склонности, интересы народа; его
мировоззренческие, нравственно-эстетические,
исторические, философские, художествено-эстетические
взгляды. В фольклоре отражены представления
народа о целях, задачах, содержании и
средствах воспитания.
Национальное
воспитание является одной из важных составляющих
проблемы воспитания личности. Эта проблема
весьма многогранна.
В ее решение внесли вклад представители
различных наук.
Идея использования народности
эстетической культуры в общественном
воспитании впервые в России была затронута
М.В.Ломоносовым, впоследствии углублена
Н.И.Новиковым, А.Н.Радищевым и декабристами.
Она как бы предвосхитила прогрессивные
взгляды передовой интеллигенции последующих
поколений на проблему образования и воспитания
путем изучения духовного наследия своего
народа.
Новая
теория была разработана и
предложена русскими революционными
демократами В.Г.Белинским, А.И.Герценым,
Н.А.Добролюбовым, Н.Г.Чернышевским, воспитание
в ребенке Человека через познание
прекрасного используя народный
материал (родной язык, сказка, пословицы,
поговорки, народные песни и т.д.)
Актуальность проблемы определяется
возросшими требованиями к самосовершенствованию,
саморазвитию личности, ее эстетической
культуры; необходимостью использования
в воспитательном процессе национальных
традиций, в целях овладения личностью
богатством общечеловеческой культуры.
Объект исследования: особенности элементов народной
педагогики национальных меньшинств России
Предмет исследования: национальные традиции в воспитании
детей народов Кавказа и Закавказья
Цель исследования: изучить национальные традиции
народов Кавказа и Закавказья, являющиеся
основой воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с целью были
поставлены следующие задачи:
определить основные отличительные
факторы народного воспитания:
раскрыть сущность и структуру
народной педагогики;
охарактеризовать традиции
народов Кавказа и Закавказья
Гипотеза исследования: деятельность педагога национальной
школы будет успешной, если педагог в своей
деятельности будет опираться на знание
традиций и особенностей народной педагогики
национальных меньшинств.
Методы исследования: теоретический материал; работа
с литературой по теме исследования; анализ
и обобщение информации.
I. Народная педагогика
– основа современного педагогического
знания
1.1 Сущность и особенности
народной педагогики
Составной
и неотъемлемой частью общей духовной
культуры народа является народная педагогика.
Она появилась в глубочайшей древности
и исторически предшествовала научной
педагогике, влияла на ее внешние формы.
Анализ истории педагогической мысли
разных показывает, что первые социальные
монументы педагогики возникли под прямым
воздействием народной жизни, народной
педагогической культуры. Справедливо
утверждение историков педагогики С. Д. Бабишина
и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители
как представители официальной педагогики
не могли не учесть богатейшего опыта
воспитания, скопленного соотечественниками
».
Слова великого
российского педагога К. Д. Ушинского о
том, что «воспитание существует в российском
народе столько же веков, сколько существует
сам народ», целиком относятся ко всем
иным народам.
Исследователи
древнерусской педагогической мысли убедительно
проявили взаимовлияние и взаимообусловленность
официальной и народной педагогики, которые
дополняют и обогащают друг друга. Если
в официальной педагогики постоянно ощущалась
влияние церкви и идеологии господствующих
классов, то народная педагогика, хоть
и в известной мере подвергалась этим
влияниям, в целом выражала думы и чаяния
народа, его представление и воспитании
и обучении юного поколения.
Известный
швейцарский педагог Г. Песталоцци свою
«Книгу для матерей» создал, обобщив опыт
швейцарской народной педагогики. Он был
убежден, что природосообразное воспитание,
начатое в семье, обязано потом длиться
в школе.
В России одним из первых к проблемам
народной педагогики обратился этнограф
и педагог Г.С. Виноградов, давший описание
сущности этого явления как составной
части педагогической культуры народа,
утверждавший право существования термина
и понятия «народная педагогика». Народная
педагогика «не столько система, сколько
сумма знаний, умений», - утверждал Г.С.
Виноградов. Он характеризовал народную
педагогику как совокупность навыков
и приемов, применяемых народом в целях
формирования личности в определенном
направлении. По мнению ученого, когда
речь идет о народной педагогике, то имеется
в виду не педагогическая теория, а педагогическая
практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов
считал, что совокупность народного взора,
принимаемых народом средств действия
на юное поколение в целях его обучения
и воспитания следует назвать народной
педагогикой.
Великий российский педагог
К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный
потенциал народной педагогики. «Воспитание,
созданное самим народом и основанное
на народных началах, - писал он, - имеет
ту воспитательную силу, которой нет в
самых наилучших системах, основанных
на абстрактных идеях…» Он глубоко верил
в принцип «народ без народности – тело
без души» и, делая упор на этот принцип,
обосновал идею народности. Отлично зная
народные обычаи, ритуалы, традиции, он
пришел к выводу, что «мудрость предков
– зеркало для потомков», и потому ратовал
за народное воспитание, ибо оно является
живым прототипом в процессе народного
развития. [16]
Принцип народности
воспитания осуществляется в раннем детстве,
в процессе овладения родной речью. Н.К.
Крупская огромное значение придавала
развитию речи детей в семье, в особенности
в процессе общения матери с ребенком,
она направляла внимание на то, что «материнский
язык служит ему орудием выражения себя,
собственных мыслей, собственных настроений».
[11]
А.С. Макаренко
на своем многолетнем опыте народного
учителя убедился, что педагогика рождается
в живых движениях людей, в традициях и
реакциях настоящего коллектива. Он подчеркивал,
что «семейная, трудовая подготовка имеет
самое принципиальное значение для будущей
квалификации человека». [14]
В.А. Сухомлинский
подчеркивал необходимость и значимость
исследования нравственных идей и вытекающих
из них педагогических взглядов народа.
Он считал, что, несмотря на достоинство
и огромное практическое значение народной
педагогики, она в подабающей мере не изучается,
глубочайшие исследования по этим проблемам
не проводятся.
« О народной
педагогике никто до сих пор
серьезно не думал, и по- видимому, это
принесло много бед педагогике, - писал
он. “Я уверен, что народная педагогика
– это средоточие духовной жизни народа.
В народной педагогике раскрываются особенности
государственного характера, лицо народа!
Характер народа, лицо народа, его думы
и чаяния, нравственные идеалы в особенности
ярко появляются в созданных им притчах,
былинах, легендах, эпосах, поговорках
и пословицах.”
Народная
педагогика тесно связана с
этнографией и языкознанием. Трудности
народной педагогики в социально-экономическом
и этнографическом аспекте затрагивались
в целом ряде исследований историков,
филологов, этнографов.
Вопросы
народной педагогики так же были
предметом исследования и других ученых: А.Ф.
Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова,
В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый
из них, естественно, внес свой вклад в
теорию и практику народной педагогики
Самой действенной чертой народной
педагогики является связь с жизнью, с
практикой обучения и воспитания юного
поколения. Народной педагогике не было
и нет необходимости заботится об укреплении
связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не
было необходимости внедрять и распространять
свои заслуги посреди масс, она сама педагогика
масс, педагогика большинства, педагогика
народа, созданная народом – для народа.
Не случайно во многих семьях, куда ранее
не доходили даже азы научной педагогики,
люди воспитывали свое молодое поколение
в духе трудолюбия, высокой нравственности
и благородства.
Основой народной педагогики
является наивно - реалистическое и стихийно-материалистическое
воззрение народной философии. Люди в
основном правильно представлял себе
материальность мира, проявления обстоятельств
и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность
явлений в природе и в обществе, единство
формы и содержания, борьбу противоположностей.
Когда люди оперируют таковыми афоризмами,
как «В каждой трудности есть легкость», «Даже
наилучшее зеркало не отражает обратную
сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить,
что оно имеет верное представление о
диалектике жизни.
Народная педагогика, как и
все остальные проявления духовной культуры,
подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению.
Однообразные условия жизни, сходные обычаи
и традиции оказывают взаимное влияние,
порождают близкие по форме и содержанию
сказки, афоризмы.
Художественно народное творчество,
монументы народной педагогики заменяли
молодежи театр, которого она на знала,
школу, куда её не допускали, книгу,
которой она была лишена.
Пословицы и поговорки – народные
педагогические миниатюры.
Поговорки и пословицы – один
из самых активных и повсеместно распространенных
памятников устного народного поэтического
творчества. В них люди на протяжении веков
обобщал свой социально-исторический
опыт. Как правило, они имеют афористическую
форму и поучительное содержание, выражают
думы и чаяния народа, его взоры на явления
публичной жизни, его эмпирически сложившееся
представление о воспитании юного поколения.
Люди отобрали в собственной многовековой
истории все ценное в педагогическом отношении
в практике домашнего воспитания многих
поколений и выразил его в форме поучительных
афоризмов.