Народная педагогика – основа современного педагогического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

В годы перестройки и демократизации общества началось развитие объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
I. Народная педагогика – основа современного педагогического знания…..6
1.1 Cущность и особенности народной педагогики……………………6
1.2 Роль этнопедагогики в формировании
подрастающего поколения.…………………………………………13

II. Национальные традиции народов Кавказа и Закавказья…………….......20
2.1 Народы Закавказья и их традиции.………..………..………..…….21
2.2 Традиции чеченского народа………..………..………..…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………..………..………..………..……...34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (исправлен).docx

— 128.88 Кб (Скачать файл)

        Безграничный простор для исследования представляет и слово как фактор воспитания в той или иной культуре. Материнский язык - основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа. Новые исторические условия выдвигают много новых вопросов, требуют иных решений старых проблем. Сложно взаимодействие воспитания и религии. Это еще одна обширная область этнопедагогических исследований.

       Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зима», сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам. [2,3,4,12,13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Национальные традиции народов Кавказа и Закавказья.

 

Россия на протяжении всей истории представляла собой многонациональное государство. И в СССР, и сейчас нашими соседями по лестничной площадке, одноклассниками, коллегами, являются не только русские люди, но и представители других национальностей.

 

Учитель, которые работает в обычной российское школе, воспитывает детей принадлежащим различным этническим группам. И эта особенность современной школы предполагает специальную подготовку преподавателей.

Учителю необходимы знания не только в области методики преподавания того или иного предмета, но и ещё традиций  различных этнических групп, особенности их семейного воспитания менталитета и отношения к другим людям. Эти особенности проявляются не только в поведении взрослого человека, но и у ребенка, который уже с пелёнок впитывает их в от своих родителей.

 

Эти традиции проявляются и в повседневной жизни, и в учебной деятельности ученика.

Построение взаимодействия с ребенком с опорой на его воспитание, национальные традиции его народа- необходимое условие современной школы и реализации културологического принципа в педагогике.

 

Рассмотрим некоторые ментальные особенности народов Кавказа и Закавказья.

 

 

 

 

 

2.1 Народы Закавказья и их традиции.

Народы Закавказья — Грузии, Армении, Азербайджана, входившие в состав еще Российской империи, — вместе с ее народами прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Эти народы наделены:

- высокоразвитым, обостренным  чувством национальной гордости, самолюбием и самоуважением, большой  приверженностью национальным традициям  и привычкам, этнородовой сплоченностью  и ответственностью;

- главным образом чертами  холерического и сангвинического  типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к  чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением  к самопрезентации;

- большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в  достижении поставленных целей  во всех видах деятельности, особенно  в тех, которые индивидуально  или национально предпочтительны  и выгодны для них;

- подчеркнутым вниманием  и уважением к старшим по  возрасту, социальному положению  и должности;

- достаточно высоким образовательным  уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием  русского языка;

  - стремлением к лидерству  среди представителей других  этнических общностей и в многонациональных  коллективах, а также к образованию  микрогрупп по земляческому признаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах. 
В этом проявляются особенности семейного воспитания мальчиков на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются

наказаниям. У всех народов Закавказья популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физическую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей разных народов Закавказья позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности. 
         Весьма своеобразно здесь понимание старшинства. Безоговорочное подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей, принадлежащих к другим этническим общностям, задевают их национальное достоинство и самолюбие, то они способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобии случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность, в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Закавказья быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с большим трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными, учитывая их национально-психологические особенности.

 
         Грузины. Испокон веков в Грузии с особым уважением относились к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи смелость и воинственность. Виноградная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о том почете и уважении, которыми окружен человек и как воин-защитник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на поле. 
Высокое развитие образования, культуры в Грузии способствовало формированию в стране широкого слоя интеллигенции, позволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифицированных научно-технических работников. В сочетании с многовековыми национальными традициями это привело к развитию в психологии населения Грузии таких черт, как уважение к людям, обладающим знаниями, остроумие и находчивость, умение применять в различных ситуациях цитаты из народного эпоса и популярных произведений грузинских поэтов и писателей. Велика у представителей этой нации и любовь к народным мелодиям, пению.

 

    Грузины высоко  ценят дружбу. Недаром грузинская  притча гласит:

«Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение – в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, — там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье». 
 Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнациональном общении характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с юмором относятся к себе и своим слабостям. Одна грузинская пословица гласит: «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей». Оптимизм, огромное жизнелюбие также являются их важнейшими качествами. 
         Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья прежде всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство, которое выражалось в умении красиво и выразительно высказываться используя игру слов и тонкий юмор. [19]

 

          Армяне. Жители Армении обладают острым умом, высокой общеобразовательной подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям. 
Армянская семья характеризуются крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения. Большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать, огромен авторитет также и у бабушки. Женщина здесь практически освобождается от участия в других работах, в основном занимается домашним хозяйством, воспитанием детей. 
        Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относятся к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. В Армении проявляют уважительное отношение ко всем старшим по возрасту. Молодые люди встают, если в дом входит пожилой человек, и садятся только после его предложения сесть. При людях, более старших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать. 
Умение относиться с уважением к другим людям очень высоко ценится в Армении. Для ее жителя нет человека, после общения с которым он бы «никак» к нему не относился. Мнение составляется полярное: или друг, единомышленник, или чужой, «не наш», «враг» — и никак иначе. Другу, товарищу выказываются большая душевная щедрость и постоянное внимание, с врагом отношения всегда непримиримые. На эти качества следует обращать особое внимание во взаимоотношениях с представителями этой нации. Надо помнить и о том, что любое общение армяне стремятся перевести в плоскость неформальных межличностных отношений. Они не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, чтобы все было по-хорошему. 
         Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных отношениях они, как правило, придерживаются стиля, который характеризуется большим дружелюбием и доброжелательностью. Подобного же бережного отношения они ожидают и от других. Армяне способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любой национальности.

       Они  умеют в различных ситуациях  сдерживать чувства, но вместе  с тем очень самолюбивы, болезненно  переживают просчеты и упущения  при достижении поставленных  целей, падение своего авторитета. Вот почему во взаимодействии  с армянами необходимо всегда  разъяснять, для чего нужно выполнить  ту или иную задачу и почему  ее решение поручается именно  им. В противном случае, даже выполнив  то, что от него требуется, армянин  остается при своем мнении  и часто бывает неудовлетворен  выполненным делом, что неизбежно  приводит к дискомфорту во  взаимоотношениях с ним в будущем. 

        Азербайджанцы. По своему характеру представители этой этнической общности любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, характеризуются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми. 
        Нельзя не учитывать большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношением к ним или к их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

Отношение к труду в Азербайджане неоднозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивает профессию, свое дело, становится хорошими работниками. В то же время есть немало и таких, кто предпочитает лениться. Азербайджанцы нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутными интересами. 
        Они очень чувствительны к успеху, почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это внимание. 
        Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка, хотя, как правило, достигают не очень больших успехов. Однако иногда, даже зная русский язык, азербайджанец в межнациональном общении скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в своих интересах.[7,8,22]

2.2 Традиции чеченского народа.

  Национальная культура общения как этнографический аспект коммуникации соотносится с традиционно-бытовой культурой, которая соответствует народной культуре, куда компонентами входят материальная культура, обычаи, обряды, народное творчество.

У чеченцев в культуре общения сохранился древнейший этикет, требующий своих исследователей. В исторических документах описаны лишь отдельные фрагменты культуры общения вайнахов. Из чеченских исследователей Д.Д. Межидов впервые сделал удачную попытку осветить отдельные обычаи и традиции вайнахов.

Культура общения имеет национальную спецфику. Например, русскому "здравствуйте" соответствует несколько специализированных приветствий у кавказцев (абхазцев, адыгов, вайнахов). Специализация по типу ситуации – приветствие гостя, путника, пахаря, косаря"Пусть будет с миром твой приход"Иди свободным" и др. Специализация по признаку возраста – приветствие старшего, старика, младшего, равного: "Ты идешь, большой человек?" (к старику); "Ты идешь?"; "Здравствуй!" (к мужчине) и т. д. Чеченцы в послеприветственном общении интересуются здоровьем, монголы – состоянием личного скота, американцы – делами, русские и немцы – здоровьем, благополучием.

        Следует  иметь в виду, что этническая  специфика общения проявляется  и в эпитетах, сравнениях, метафорах, употребляемых в этих фразах. У чеченцев все чистое сравнивается  с солнцем ("как солнце чистое"), у кабардинцев – с зеркалом, стеклом; красивая талия у чеченцев  сравнивается с прутиком ("как  прутик свидины").

         Как и у многих народов, у  чеченцев исторически зафиксировано  правило ходьбы, а именно: мужчина  идет впереди, а женщина – позади; если же идут двое, то старший  – по правую сторону, если же  трое – то старший в середине, второй по старшинству – справа, а младший слева. Это, без- условно, связано с историей, когда в  период межплеменной войны  мужчина, идя вооруженным по горной  тропинке, должен был охранять  женщин, детей, а младший, положив  руку на кинжал, дол- жен был  идти всегда с краю.

        У  чеченцев, впрочем, как и у других  народов, в культуру общения входят  и такие принципы этикета, как  учтивость, благожелательность, скромность, сдержанность, уважение к старшим, культура приема пищи, поведения  за столом и др. Однако у  чеченцев это выражено более  отчетливо, чем у соседей на  Кавказе. 

       Этикет  поведения (гIиллакх) существует у чеченцев с древнейших времен. Под понятием гIиллакх (приличие, обходительность, вежливость, любезность, гIиллакхехь лела – вести себя прилич- но) чеченцы имели в виду культуру и этикет общения, поведения. ГIиллакх а, гIуллакх (дело) долуш ву (йу) иза – "И вежлив, и услужлив он (она)", – говорят чеченцы, имея в виду культуру общения со-племенников. Но в вайнахских языках есть также прилагательное оьзда (ср. инг. эздне – вежливый, обходительный, учтивый, воспитанный от оьзда – "уздень"). В связи с последним словом следует дать пояснение. "Уздень" – тюркское "свободный крестьянин, общинник", на Северном Кавказе с XVI в. под узденями русские понимали служивое феодальное сословие, которое сравнивалось с дворянами.

Информация о работе Народная педагогика – основа современного педагогического знания