Народная педагогика – основа современного педагогического знания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:52, курсовая работа
Краткое описание
В годы перестройки и демократизации общества началось развитие объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3 I. Народная педагогика – основа современного педагогического знания…..6 1.1 Cущность и особенности народной педагогики……………………6 1.2 Роль этнопедагогики в формировании подрастающего поколения.…………………………………………13
II. Национальные традиции народов Кавказа и Закавказья…………….......20 2.1 Народы Закавказья и их традиции.………..………..………..…….21 2.2 Традиции чеченского народа………..………..………..…………..26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………..………..………..………..……...34
Сердцевиной народной педагогики
всегда было трудовое воспитание.
Тяжело переоценить значение
трудового воспитания в общей системе
народной педагогики, оно вправду является
ее сердцевиной. С древнейших времён трудовое
воспитание детей и молодёжи являлось
важнейшей обязанностью родителей, а потом
и учебных заведений и остальных публичных
институтов.
Люди постоянно заботились
о том, чтобы молодое поколение овладевало
профессий, каждый становился «мастером
на все руки». У всех народов существует
единое мировоззрение: «Лишнее мастерство
голову не кружит», «Молодому не достаточно
и семидесяти ремёсел». История сохранила
для нас бесценный опыт вооружения юного
поколения разнообразными трудовыми умениями
и навыками. Люди ясно представляли себе,
что овладение трудовыми навыками просит
времени и усилий, поскольку «есть такие
вещи, которые не сделаешь пока не выучишься,
но есть и такие вещи, которые нужно сделать
что - бы выучиться ». Люди высмеивают
человека, который ищет лёгкую работу.
Поговорка гласит : « В дождливый день
много желающих кур поить». В особенности
отрицательное отношение вызывают люди,
имеющие «белые ручки», которые обожают
чужой труд. Народ высмеивает человека,
не задумывающегося о результатах собственного
труда либо занятого неразумным, бесполезным
трудом. В таковых вариантах молвят : «Подрубив
топором корешки дерева, вершину водой
поливает».
Если сконструировать отношение
народа к трудовому воспитанию в современных
определениях, то можно сказать, что он
стоял за всеобщее трудовое воспитание
, за добросовестный, систематический
и разумный общественно нужный труд. Честный
и добросовестный труд прославляется
в волшебных народных притчах; в них же
с нескрываемой драматичностью и сарказмом
осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники.
Сказки как понятно идеализируют силу
и способности героев, но в их базе – народная
вера в человека, в его разум, готовность
преодолевать любые трудности для заслуги
намеченной цели. [20]
Вопросам трудового воспитания
детей в семье уделял много внимания А.С.
Макаренко. Делая упор на традиции народной
педагогики, считая семью ячейкой нового
общества, где происходит первичная закладка
и формирование чувств, мыслей, характера
и сознания ребёнка, педагог утверждает,
что правильное воспитание нереально
представить как воспитание нетрудовое. Поясняя
смысл и значение трудового воспитания,
он рекомендует родителям иметь в виду
ряд событий.
Во – первых, учесть, что семья
обязана готовить ребёнка к труду, не лишь
и несколько для нужд самой семьи, но, до
этого всего для труда в публичном коллективе.
Во – вторых, прилагать все
усилия к тому, чтоб труд ребёнка не был
принудительным, т.е. Носил творческий
характер, трудился с энтузиазмом, любовью,
без боязни «трудового пота».
В – третьих, нужно в процессе
труда воспитывать в ребёнке определенные
нравственные свойства : любовь и уважение
к трудовому человеку, нетерпимость к
проявлениям тунеядства, лени, попыткам
увильнуть от труда.
В – четвёртых, трудовое воспитание
обязано стать средством не лишь «физического
развития в труде», но и психологического
и духовного развития человека.
В – пятых, принципиально учесть
, что трудовая подготовка в семье имеет
огромное значение в личной жизни человека,
в определении его будущей профессии и
квалификации.
Очень созвучны народным взорам
мысли А.С. Макаренко о том, что родители
обязаны воспитать у ребёнка способность
терпеливо и «без хныканья» исполнять
противные работы. Лишь такое воспитание
может уберечь детей в дальнейшем от неверного
дела к выбору профессии по принципу : «чистая
– грязная; увлекательная – неинтересная;
тяжёлая – лёгкая; удачная - невыгодная
» и. Т. Д.
Народную педагогику создали
люди, педагогическая теория ее лишь изучала,
взаимодействовала с ней и синтезировала
ее. Народная педагогика до сих пор не
заняла подобающего ей места в общей системе
педагогических исследований. Меж тем
и сейчас в хоть какой семье воспитание
происходит, до этого всего на базе скопленного
житейского воспитательного опыта данной
семьи. В монументах народной педагогики
воплощён характер народа, представление
о будущем, о чудесном. Народная педагогика
заслуживает самого внимательного дела,
глубочайшего и пристального исследования,
творческого использования.
Народная педагогика тесно
связана с этнографией и языкознанием. Вопросы
народной педагогики в социально-экономическом
и этнографическом аспекте затрагивались
в целом ряде исследований историков,
филологов, этнографов. [1,9,10]
1.2 Роль
этнопедагогики в формировании подрастающего
поколения.
Этнопедагогику можно было
бы в общем и целом представить как историю
и теорию народного (естественного, обыденного,
неформального, нешкольного, традиционного)
воспитания. Этнопедагогика - наука об
эмпирическом опыте этнических групп
в воспитании и образовании детей, о морально-этических
и эстетических воззрениях на исконные
ценности семьи, рода, племени, народности,
нации. Этнопедагогика объясняет народную
педагогику и предлагает пути ее использования
в современных условиях, собирает и исследует
опыт этнических групп, основанный на
многовековом, естественно развивающемся
соединении народных традиций. Предметная
область этнопедагогики не остается неизменной:
задачи формируются и уточняются в зависимости
от изменений социального заказа, связанного
с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс
социального взаимодействия и общественного
воздействия, в ходе которого воспитывается,
развивается личность, усваивающая социальные
нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует
народные знания о воспитании и обучении
детей, народную мудрость, отраженную
в религиозных учениях, сказках, сказаниях,
былинах притчах, песнях, загадках, пословицах
и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном
и общинном укладе, быте, традициях, а также
философско-этические, собственно педагогические
мысли и воззрения, т.е. весь педагогический
потенциал, оказывающий влияние на процесс
историко-культурного формирования личности
разных народов.
Этнопедагогика исследует педагогический
опыт людей, выявляет возможности и эффективные
пути реализации прогрессивных педагогических
идей народа в современной науке и практике,
анализирует педагогическое значение
тех или иных явлений народной жизни и
разбирает их соответствие или несоответствие
современным задачам воспитания.
До сих пор бытуют педагогические
представления, которые сегодня воспринимаются
как устаревшие, как суеверия и предрассудки,
хотя нет достаточных оснований для их
однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике
находит подтверждение мысль французского
ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является
самим собою лишь благодаря своим пережиткам».
Более того, праздники, приметы, гадания
и другие элементы народной педагогики
относятся к наиболее эффективным средствам
интенсификации духовной жизни личности.
И могут быть в той или иной степени востребованы
современной педагогикой. Актуально также
изучение педагогической сущности новых
обычаев. Современные обычаи и их преемственная
связь со старыми, взаимодействие старых
форм и нового содержания традиционных
народных праздников - эти проблемы не
могут не интересовать этнопедагогику.
Задача исследования народных
традиций состоит в том, чтобы проследить,
как они образовались, почему сохраняются,
каковы условия и какова потребность,
которая приводит не только к сохранению,
но и к постоянной и, можно сказать, естественной
переработке этих традиций, и, наконец,
в чем секрет их существования, в котором
непрерывное умирание неотделимо от вечного
возрождения.
Этнопедагогика выясняет педагогические
возможности старых обычаев в современных
условиях и определяет целесообразность
новых обычаев, содействующих воспитанию
человека. Она делает достоянием педагогов
воспитательный опыт многих народов. Сравнительный
анализ педагогических достижений позволяет
выделять наиболее рациональное, наиболее
объективное и ценное для педагогической
теории и практики. Таким образом, этнопедагогика
обращена лицом к практике, она служит
ей, вооружая учителей педагогическими
средствами, проверенными многовековой
воспитательной практикой.
Предмет
этнопедагогики включает следующие направления:
педагогика семейного быта; поговорки
и пословицы народов мира и их значение
и передаче нравственного опыта подрастающим
поколениям, загадки как средство умственного
воспитания; народные песни и их роль в
эстетическом воспитании детей и молодежи,
самодельные игрушки и творчество детей;
детская и молодежная среда, ее педагогические
функции; колыбельные песни народов мира
как выдающиеся достижения материнской
поэзии, материнской школы и материнской
педагогики; общность педагогических
культур разных народов и национальная
их самобытность и др.
Общность педагогических культур
объясняется многими факторами:
а) общностью исторических условий
развития разных народов;
б) общностью целей и интересов
народов всех стран, их общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями;
в) общностью основ народной
психологии;
г) общностью географических
условий;
д) взаимовлиянием педагогических
традиций разных народов.
Эта общность проявляется
в представлениях народа. Например, в представлении
о единстве трудящихся. Поговорка «В единении
- сила» на многих языках звучит как афоризм.
Пословицы и поговорки разных народов,
призывающие трудящихся к объединению
своих усилий, звучат по-разному, но имеют
одинаковый смысл: в них показывается
всесильность сплоченных людей и обреченность
человека, оказавшегося вне общества.
Вот примеры: «Громада - великий человек»
(укр.), «Мир по слюнке плюнет, так - море»
(рус.), «Если весь мир плюнет, сделается
озеро» (тат.), «Деревня плюнет, озеро образуется»
(морд.), «Один плюнет - высохнет, народ
плюнет - получится озеро» (чув.), «Если
вздохнуть всем народом - ветер будет»
(рус.), «Народ вздохнет разом - будет буря,
топнет ногой разом - будет землетрясение»
(кит.). У многих африканских народов в
разных вариантах встречается поговорка:
«Когда в реку войдешь дружной толпой,
крокодил никого не тронет». Мысль о силе
солидарности ярко подчеркивается народами
следующим образом: «Сноп без перевясла
- солома» (рус.), «Когда прутья в метле
- богатырь не сломит, развязали метлу
- по прутику переломает ребенок» (груз.),
«Витая мочалка - веревка, невитая - сор»
(чув.), «Муравьиная рать льва одолеет»
(азерб.), «Мал муравей, а большую гору строит»
(кор).
Изучение проблемы
общности педагогических культур убеждает
в том, что во многих случаях именно общность
наилучшим образом подчеркивает самобытность
культур разных народов. Поэтому конструктивен
только диалог культур, ибо ни одна культура,
в том числе и самая великая, не может быть
самодостаточной.
Этнопедагогика
показывает, что у всех народов, в том числе
и исчезающих, в древней самобытной культуре
много такого, что в состоянии обогатить
мировую цивилизацию. Разве не достойны
восхищения педагогические традиции индейцев
Америки, которые веками непоколебимо
противостоят колонизации угнетателей,
вооруженных всеми достижениями современных
науки и техники? Этнопедагогический обзор
народов России, начиная с чукчей и кончая
русскими старообрядцами в Латвии, дает
уникальную информацию о великой стране
- о России, объединяющей более ста наций
и народностей. Веками находясь в дружеских
отношениях, они взаимно обогащают друг
друга этнопедагогическими приобретениями.
И все они велики и гениальны. Народы, объединенные
общностью целей, поднимаются на еще более
высокий уровень культуры и нравственности.
Как все нерусские народы достигли огромных
успехов в своем развитии при поддержке
русского народа, так и русский народ поднялся
на вершину своего величия и славы при
бескорыстной материальной и духовной
помощи всех других народов. Величие отдельных
народов является неразрывной гармонической
частью величия общей отчизны дружных
народов и в материальном, и в духовном
отношениях, в том числе и в педагогическом.
Итак, этнопедагогика изучает:
1) основные педагогические
понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание,
перевоспитание, наставление, обучение,
приучение);
2) ребенка как объект
и субъект воспитания (родное
дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья,
чужие дети, детская среда);
3) функции воспитания (подготовка
к труду, формирование морально-волевых
черт характера, развитие ума, забота
о здоровье, привитие любви к
прекрасному);
5) методы воспитания (убеждение,
пример, приказ, разъяснение, приучение
и упражнение, пожелание и благословение,
заклинание, клятва, просьба, совет, намек,
одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь,
поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние,
проповедь, завещание, запрет, угроза,
проклятие, брань, наказание, побои);
6) средства воспитания (потешки,
считалки, пословицы, поговорки, загадки,
эпос, сказки, легенды, предания, мифы
и т.д.);
7) организацию воспитания
(трудовые объединения детей и
молодежи, молодежные праздники, общенародные
праздники).
Внутри каждой из названных
направлений - большое число вопросов
и проблем, требующих пристального внимания
педагога, изучение которых поможет глубже
понять особенности народной педагогики
и культуры. Например, уход за ребенком
- одно из первых педагогических понятий
народа. Он включал в себя кормление, пеленание,
одевание, купание, лечение, прогулки и
т.п. Много веков тому назад народ уже не
только представлял эти элементы отдельно,
но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица,
кормилец, няня и т.п. У каждого лица
были вполне определенные обязанности.
Если кормилицы были из среды простонародья,
то кормильцами становились только наиболее
знатные бояре и брали их только в княжеские
семьи. В крестьянских семьях лучшими
няньками оказывались бабушки, старшие
сестры и братья.
Или взять такой великий и универсальный
фактор воспитания, как природа. До сих
пор еще не создано обобщающих трудов
о том, как народ использовал природные
явления в воспитании подрастающего поколения
разных народов. А.П. Чехов писал, что трудящиеся
учились не но книгам, а в поле, в лесу,
на берегу реки. Учили их птицы, когда им
пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло
после себя багровую зарю, деревья и травы.
В этом процессе самообучения немало интересного
и ценного для педагогики. Солнце... Сколько
о нем у всех народов песен, загадок, пословиц,
сказок! Сколько с ним связано обычаев
и обрядов! Человек использовал их и в
умственном, и в нравственном, и в эстетическом
воспитании, не говоря уже о трудовом и
физическом. Природа - это не просто место
обитания, это и двор отцовского дома,
и звезды на небе, травы и букашки, заповедные
леса, священные дубравы и родники, и пни
тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами
и др. Следовательно, исследование педагогических
возможностей природы как фактора воспитания
представляет безграничный простор для
деятельности этнопедагога.