Народная педагогика – основа современного педагогического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

В годы перестройки и демократизации общества началось развитие объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
I. Народная педагогика – основа современного педагогического знания…..6
1.1 Cущность и особенности народной педагогики……………………6
1.2 Роль этнопедагогики в формировании
подрастающего поколения.…………………………………………13

II. Национальные традиции народов Кавказа и Закавказья…………….......20
2.1 Народы Закавказья и их традиции.………..………..………..…….21
2.2 Традиции чеченского народа………..………..………..…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………..………..………..………..……...34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (исправлен).docx

— 128.88 Кб (Скачать файл)

 

 

Сердцевиной народной педагогики всегда было трудовое воспитание.

Тяжело переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно вправду является ее сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а потом и учебных заведений и остальных публичных институтов.

Люди постоянно заботились о том, чтобы молодое поколение овладевало профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мировоззрение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому не достаточно и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения юного поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.
Люди ясно представляли себе, что овладение трудовыми навыками просит времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые нужно сделать что - бы выучиться ».
Люди высмеивают человека, который ищет лёгкую работу. Поговорка гласит : «
В дождливый день много желающих кур поить». В особенности отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые обожают чужой труд.
Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах собственного труда либо занятого неразумным, бесполезным трудом. В таковых вариантах молвят :
«Подрубив топором корешки дерева, вершину водой поливает».

Если сконструировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных определениях, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно нужный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных притчах; в них же с нескрываемой драматичностью и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как понятно идеализируют силу и способности героев, но в их базе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для заслуги намеченной цели. [20]

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания
А.С. Макаренко. Делая упор на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание нереально представить как воспитание нетрудовое.
Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он рекомендует родителям иметь в виду ряд событий.

Во – первых, учесть, что семья обязана готовить ребёнка к труду, не лишь и несколько для нужд самой семьи, но, до этого всего для труда в публичном коллективе.

Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтоб труд ребёнка не был принудительным, т.е. Носил творческий характер, трудился с энтузиазмом, любовью, без боязни «трудового пота».

В – третьих, нужно в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные свойства : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В – четвёртых, трудовое воспитание обязано стать средством не лишь
«физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

В – пятых, принципиально учесть , что трудовая подготовка в семье имеет огромное значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Очень созвучны народным взорам мысли А.С. Макаренко о том, что родители обязаны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять противные работы. Лишь такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неверного дела к выбору профессии по принципу :
«чистая – грязная; увлекательная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; удачная - невыгодная » и. Т. Д.

 

Народную педагогику создали люди, педагогическая теория ее лишь изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала ее. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Меж тем и сейчас в хоть какой семье воспитание происходит, до этого всего на базе скопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В монументах народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о чудесном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного дела, глубочайшего и пристального исследования, творческого использования.

Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием.
Вопросы народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов. [1,9,10]

 

 

    1.2 Роль этнопедагогики в формировании подрастающего поколения.

 

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности разных народов.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт людей, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

До сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

       Предмет этнопедагогики включает следующие направления: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

    Эта общность проявляется в представлениях народа. Например, в представлении о единстве трудящихся. Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и поговорки разных народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества. Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Мир по слюнке плюнет, так - море» (рус.), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (тат.), «Деревня плюнет, озеро образуется» (морд.), «Один плюнет - высохнет, народ плюнет - получится озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Народ вздохнет разом - будет буря, топнет ногой разом - будет землетрясение» (кит.). У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Мысль о силе солидарности ярко подчеркивается народами следующим образом: «Сноп без перевясла - солома» (рус.), «Когда прутья в метле - богатырь не сломит, развязали метлу - по прутику переломает ребенок» (груз.), «Витая мочалка - веревка, невитая - сор» (чув.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Мал муравей, а большую гору строит» (кор).

      Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

      Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Разве не достойны восхищения педагогические традиции индейцев Америки, которые веками непоколебимо противостоят колонизации угнетателей, вооруженных всеми достижениями современных науки и техники? Этнопедагогический обзор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о великой стране - о России, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности. Как все нерусские народы достигли огромных успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся на вершину своего величия и славы при бескорыстной материальной и духовной помощи всех других народов. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия общей отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношениях, в том числе и в педагогическом.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические  понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект  и субъект воспитания (родное  дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка  к труду, формирование морально-волевых  черт характера, развитие ума, забота  о здоровье, привитие любви к  прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение  и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы  и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и  молодежи, молодежные праздники, общенародные  праздники).

Внутри каждой из названных направлений - большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры. Например, уход за ребенком - одно из первых педагогических понятий народа. Он включал в себя кормление, пеленание, одевание, купание, лечение, прогулки и т.п. Много веков тому назад народ уже не только представлял эти элементы отдельно, но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица, кормилец,  няня и т.п. У каждого лица были вполне определенные обязанности. Если кормилицы были из среды простонародья, то кормильцами становились только наиболее знатные бояре и брали их только в княжеские семьи. В крестьянских семьях лучшими няньками оказывались бабушки, старшие сестры и братья.

          Или взять такой великий и универсальный фактор воспитания, как природа. До сих пор еще не создано обобщающих трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения разных народов. А.П. Чехов писал, что трудящиеся учились не но книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. В этом процессе самообучения немало интересного и ценного для педагогики. Солнце... Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал их и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом. Природа - это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др. Следовательно, исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности этнопедагога.

Информация о работе Народная педагогика – основа современного педагогического знания