Понятие это выступает и в роли
существительного оьздангалла
– вежливость, обходительность, учтивость,
воспитанность. В большинстве случаев
понятие оьзда//эздие
употребляется в значении "воспитанный",
"аристократический".
Следует особо отметить, что
термин гIиллакх исконно
чеченского происхождения, что свидетельствует
о древних корнях высочайшей культуры
национального этикета.
Культура общения и этикет поведения
транслировались разными путями. Трансляторами
часто выступали бабушки и дедушки, родители,
при встрече и потчевании гостей – сыновья
хозяина. Они обслуживали гостей, стоя
у дверей и внимательно слушая их беседы,
часто касавшиеся вопросов доблести народа,
мужества предков. Слушающие обычно брали
из исторических фактов "огонь, но не пепел",
– в этом состоял смысл действия этнопедагогики
в реальной народной жизни.
Мужской
этикет. У чеченцев большое значение
придавалось раздельному воспитанию.
Мужские нормы поведения чеченцев были
широко известны на Кавказе. Прежде всего,
это немногословие: "Разговорами сапетку
не заполнишь"; "Из яиц, снесенных
на языке (то есть во рту), яичницу не изжаришь".
Это боязнь проговориться: ""Не знаю,
нет – одно слово, знаю, увидел – тысяча
слов"; "Пока слово
не слетит с уст – оно твое, раз слетит
– ты его раб". Это неспешность "Быстрая
речушка до моря не дошла". Это сдержанность
в оценке детей, жены: "Матерью хваленная
дочь обесценилась". Отстранение жены
от мужских дел и обязанностей"Курица,
начавшая петь по - петушиному, лопнула".
Ценилось мужество разумное, без драк
и ссор, ибо в случае смерти противника
на весь род падает кровная месть или месть
вообще; поэтому чеченцы говорят: "Вражда
не каша с пахтой".
Основные
нормы поведения чеченского мужчины отражает
понятие "нохчалла". Но для отдельных
бытовых ситуаций также существуют сложившиеся
веками традиции и обычаи. Они нашли отражение
в чеченских пословицах и поговорках о
том, как должен вести себя хозяин, муж,
отец...
- Немногословие - "Не знаю,
нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов".
- Неторопливость - "Быстрая
речушка до моря не дошла".
- Осторожность в высказываниях
и в оценках людей - "Рана от шашки заживет,
рана от языка - нет".
- Выдержанность - "Несдержанность
- глупость, терпение - воспитанность".
Сдержанность - основная характеристика
чеченского мужчины практически во всем,
что касается его домашних дел. Он очень
скупо отзывается о достоинствах жены,
детей. При этом должен строго следить,
чтобы на жену не пали никакие мужские
дела и обязанности - "Курица, начавшая
петь по-петушиному, лопнула". Чеченец
как на особо тяжкое оскорбление реагирует
на нецензурную брань, особенно если в
ругательстве фигурирует женщина.
Это связано с тем, что самый
большой позор, если женщина из семьи позволила
себе какие-либо отношения с посторонним
мужчиной. В республике хоть и редко, но
имелись случаи самосуда над женщинами
за вольное поведение.
В Чечне существует культ мужчины-героя. Къонах (къо – "сын", нах – "народ",
т. е. "сын народа", истинный мужчина)
– так говорят чеченцы о храбром, благородном,
мужественном человеке. Он выступает в
народной поэзии борцом за правду и справедливость,
проявляя храбрость и отвагу в боях с неприятелем
и чужеземцами. "Сын народа" – это
стержневое качество, сердцевина, ядро
в про- грамме воспитания настоящего ("совершенного")
чеченца.
Межличностное
общение в связи с традициями гостеприимства. У чеченцев высоко ценилось
гостеприимство, что входило, как важнейшая
черта, в кодекс настоящего чеченца. "Куда
не приходит гость, туда не приходит и
благодать", – говорили чеченцы. "Гостеприимство
считается одной из добродетяелей и
исполняется в строгости всеми", – отмечал
И. Иванов, более чем полтора века назад
Гостеприимство - священный
закон, обязательный для чеченцев. Нигде
он так ярко и броско не проявляется, как
в сельском быту. Правда, в последнее время
он стал угасать, особенно среди городских
жителей. Сколько написано и сколько
сказано в научной и художественной
литературе о гостеприимстве чеченцев
и ингушей. "Чеченец и последнюю рубаху
отдает гостю", – вспоминает один из
гостей, посетивших Чечню.
У чеченцев существовал и этикет
приема пищи: сдержанность, аккуратность,
мытье рук до и после принятия пищи, начало
трапезы для молодых только после того,
как к ней приступали старшие. Довольно
оригинальные у чеченцев и пожелания хозяевам
после приема пищи: "Дай бог, чтобы
в этом доме была скромность и благодать!";" "Дай
бог, чтобы в этом доме не иссяк хлеб (сискал)".
Дети это слышали и повторяли вслед за
старшими.
Тостов как таковых, в отличие
от других народов Северного Кавказа (абхазов,
адыгов, осетин), у чеченцев раньше почти
не было, они стали появляться лишь в последнее
время, но были пожелания дому, невесте,
новорожденному ребенку и т. д.
Согласно традициям и этикету,
гостю не пристало предлагать деньги или
какую-нибудь другую плату за прием или
услугу. Но часто гость делает подарок
детям, что служит дополнительным свидетельством
любви чеченцев к детям, показателем преемственной
связи между поколениями.
Один из законов и обязанностей
хозяина, принявшего гостя, – это защита
его жизни, чести, имущества, иногда даже
с риском для собственной жизни. Если
даже гость позволяет себе относительную
вольность, хозяева должны относиться
к нему снисходительно и терпеливо. [17,18,
19, 21]
Этническая культура общения,
поведения, отношений, как результат этнического
воспитания. Этот фактор воспитания в
этнопедагогике занимают большое место.
Изучение этой культуры приобретает актуальное
значение с момента возникновения этнопедагогики.
Достаточно стабильными,
хотя, к сожалению, еще недостаточно
изученными, являются этничеcкие традиции
в сфере различных обычаев повседневного
поведения людей. За этими обычаями, как
правило, стоят характерные для данного
народа исторически сложившиеся нормы.
Знакомство с этими нормами является неотъемлемой
составляющей в работе учителя
Заключение
Воспитание
и образование в демократическом обществе
не могут эффективно функционировать,
даже просто существовать вне народной
педагогики, без опоры на этнопедагогику.
Народная педагогика - педагогика национального
развития, подъема, возрождения, одновременно
- это и педагогика этнического самовоспитания,
создающая личность патриота, сына народа
с высокоразвитым чувством национальной
гордости и человеческого достоинства.
Этнопедагогика, изучающая, исследующая
народную педагогику как систему народного
воспитания, является педагогикой национального
спасения. Незабываема трагедия депортированных
народов, сопровождавшаяся дискриминацией,
преследованиями и даже категорическим
запретом употребления родного языка
в местах высылки. На традиции в таких
невыносимо тяжелых условиях почти нелегально
опирались в семьях, связанных родственными
узами. И в настоящее время народная педагогика
продолжает оставаться самой главной,
конструктивной, самой созидательной
духовной силой в жизни наций.
В
этих знаниях сконцентрирована могучая
сила гармонизации межнациональных отношений.
Самое надежное знакомство с любым из
народов - осведомленность в системе воспитания
этого народа. Народная педагогика развивается
при участии всех слоев населения, всего
народа. Она делает ставку на творческую
самостоятельность всех и каждого. Для
участия в обогащении этнопедагогики
чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание,
активное участие во взаимном воспитании.
Огромное значение для изучения, освоения,
исследования и применения традиционной
культуры воспитания имеет этнопедагогический
анализ обыденной информации, а также
произведений литературы, живописи, киноискусства,
музыки и др. [3]
Фундаментом этнопедагогики является
любовь. Любовь к детям, труду, культуре,
народу, Родине. Обогащаясь знаниями национальных
традиций разных народностей, учитель
сможет лучше понять своих учеников и
их семьи, стать подлинным воспитателем
юного поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов, Г. С. Народная педагогика.
Иркутск, 1997.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для
студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений.
М., 1999.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика М., 2000.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика.
Чебоксары, 1974.
5. Гадло А.В. Этнография народов
Средней Азии и Закавказья: Традиц. Культура:
Учеб. пособие. СПб.,1998.
6. Гадло А.В. Этническая история Северного
Кавказа IV—X вв. Л., 1979.
7. Гашимов А.Ш. Азербайджанская
народная педагогика. Баку, 1970.
8. Данилевский Н.Я. Кавказ и
его горские жители в нынешнем положении
// Сукунов X. X. Сукунова И. X. Черкешенка.
Майкоп, 1992.
9. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа
развития науки и воспитания. Якутия,
1993.
10. Константинов Н.А., Медынский
Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики".
М., 1982.
11. Крупская Н. К. О воспитании
в семье: Избр. статьи и речи /
[Сост. и предисл. Н. И.Стриевской]. М., 1962.
12.Кукушин В.С. Этнопедагогика. Ростов-на-Дону:
2000.
13.Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика
и этнпсихология. М. 2000.
14. Макаренко А.С. О воспитании
/ Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик.
– М., 1990.
15. Сухомлинский В.А. О воспитании :
[выдержки из работ] / Сухомлинский В.А.
- 6-е изд. М., 1988.
16. Ушинский К. Д. О народности в общесвенном
воспитании. 1856.
17. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного
Кавказа. М., 1993.
18. Хасбулатова З.И. Нравственная
культура чеченцев. Назрань, 2007.
19. Хинтибидзе А.Ф, Идеи воспитания
в грузинском народном творчестве: Автореф.
дис. доктора пед. наук. Тбилиси, 1967.
20. Чернышенко И.Д. Трудовое
воспитание. М., 1981.
21 Эльмурзаев С.Ч. Чеченский фольклор.
Т. 3. Грозный, 1964.
22. Традиции и обычаи Азербайджана [электронный
ресурс ] http://azerbaycan.16mb.com/obychay.html