Народная педагогика – основа современного педагогического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

В годы перестройки и демократизации общества началось развитие объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
I. Народная педагогика – основа современного педагогического знания…..6
1.1 Cущность и особенности народной педагогики……………………6
1.2 Роль этнопедагогики в формировании
подрастающего поколения.…………………………………………13

II. Национальные традиции народов Кавказа и Закавказья…………….......20
2.1 Народы Закавказья и их традиции.………..………..………..…….21
2.2 Традиции чеченского народа………..………..………..…………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………..………..………..………..………..………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………..………..………..………..……...34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (исправлен).docx

— 128.88 Кб (Скачать файл)

Понятие это выступает и в роли существительного оьздангалла – вежливость, обходительность, учтивость, воспитанность. В большинстве случаев понятие оьзда//эздие употребляется в значении "воспитанный", "аристократический".

Следует особо отметить, что термин гIиллакх исконно чеченского происхождения, что свидетельствует о древних корнях высочайшей культуры национального этикета.

Культура общения и этикет поведения транслировались разными путями. Трансляторами часто выступали бабушки и дедушки, родители, при встрече и потчевании гостей – сыновья хозяина. Они обслуживали гостей, стоя у дверей и внимательно слушая их беседы, часто касавшиеся вопросов доблести народа, мужества предков. Слушающие обычно брали из исторических фактов "огонь, но не пепел", – в этом состоял смысл действия этнопедагогики в реальной народной жизни.

Мужской этикет. У чеченцев большое значение придавалось раздельному воспитанию. Мужские нормы поведения чеченцев были широко известны на Кавказе. Прежде всего, это немногословие: "Разговорами сапетку не заполнишь"; "Из яиц, снесенных на языке (то есть во рту), яичницу не изжаришь". Это боязнь проговориться: ""Не знаю, нет – одно слово, знаю, увидел – тысяча слов"; "Пока слово не слетит с уст – оно твое, раз слетит – ты его раб". Это неспешность "Быстрая речушка до моря не дошла". Это сдержанность в оценке детей, жены: "Матерью хваленная дочь обесценилась". Отстранение жены от мужских дел и обязанностей"Курица, начавшая петь по - петушиному, лопнула". Ценилось мужество разумное, без драк и ссор, ибо в случае смерти противника на весь род падает кровная месть или месть вообще; поэтому чеченцы говорят: "Вражда не каша с пахтой".  

         Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие "нохчалла". Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец...

 

 

  • Немногословие - "Не знаю, нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов".

 

 

  • Неторопливость - "Быстрая речушка до моря не дошла".
  • Осторожность в высказываниях и в оценках людей - "Рана от шашки заживет, рана от языка - нет".

 

 

  • Выдержанность - "Несдержанность - глупость, терпение - воспитанность".

Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности - "Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула".  Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина.

Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике хоть и редко, но имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение.

 

  В Чечне существует культ мужчины-героя. Къонах (къо – "сын", нах – "народ", т. е. "сын народа", истинный мужчина) – так говорят чеченцы о храбром, благородном, мужественном человеке. Он выступает в народной поэзии борцом за правду и справедливость, проявляя храбрость и отвагу в боях с неприятелем и чужеземцами. "Сын народа" – это стержневое качество, сердцевина, ядро в про- грамме воспитания настоящего ("совершенного") чеченца.

Межличностное общение в связи с традициями гостеприимства. У чеченцев высоко ценилось гостеприимство, что входило, как важнейшая черта, в кодекс настоящего чеченца. "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", – говорили чеченцы. "Гостеприимство считается одной из добродетяелей и исполняется в строгости всеми", – отмечал И. Иванов, более чем полтора века назад

Гостеприимство - священный закон, обязательный для чеченцев. Нигде он так ярко и броско не проявляется, как в сельском быту. Правда, в последнее время он стал угасать, особенно среди городских жителей. Сколько написано и сколько сказано в научной и художественной литературе о гостеприимстве чеченцев и ингушей. "Чеченец и последнюю рубаху отдает гостю", – вспоминает один из гостей, посетивших Чечню.

У чеченцев существовал и этикет приема пищи: сдержанность, аккуратность, мытье рук до и после принятия пищи, начало трапезы для молодых только после того, как к ней приступали старшие. Довольно оригинальные у чеченцев и пожелания хозяевам после приема пищи: "Дай бог, чтобы в этом доме была скромность и благодать!";" "Дай бог, чтобы в этом доме не иссяк хлеб (сискал)". Дети это слышали и повторяли вслед за старшими.

Тостов как таковых, в отличие от других народов Северного Кавказа (абхазов, адыгов, осетин), у чеченцев раньше почти не было, они стали появляться лишь в последнее время, но были пожелания дому, невесте, новорожденному ребенку и т. д.

Согласно традициям и этикету, гостю не пристало предлагать деньги или какую-нибудь другую плату за прием или услугу. Но часто гость делает подарок детям, что служит дополнительным свидетельством любви чеченцев к детям, показателем преемственной связи между поколениями.

Один из законов и обязанностей хозяина, принявшего гостя, – это защита его жизни, чести, имущества, иногда даже с риском для собственной жизни. Если даже гость позволяет себе относительную вольность, хозяева должны относиться к нему снисходительно и терпеливо. [17,18, 19, 21]

Этническая культура общения, поведения, отношений, как результат этнического воспитания. Этот фактор воспитания в этнопедагогике занимают большое место. Изучение этой культуры приобретает актуальное значение с момента возникновения этнопедагогики.

 Достаточно стабильными, хотя, к сожалению, еще недостаточно изученными, являются этничеcкие традиции в сфере различных обычаев повседневного поведения людей. За этими обычаями, как правило, стоят характерные для данного народа исторически сложившиеся нормы. Знакомство с этими нормами является неотъемлемой составляющей в работе учителя  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, даже просто существовать вне народной педагогики, без опоры на этнопедагогику. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

          Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Незабываема трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в местах высылки. На традиции в таких невыносимо тяжелых условиях почти нелегально опирались в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций.

      В этих знаниях сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др. [3]

 

           Фундаментом этнопедагогики является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями национальных традиций разных народностей, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юного поколения.

 

                                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1. Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1997. 
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М., 1999. 
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика М., 2000.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

5. Гадло А.В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: Традиц. Культура: Учеб. пособие. СПб.,1998.

6. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. Л., 1979.

7. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика.  Баку, 1970.

8. Данилевский Н.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов X. X. Сукунова И. X. Черкешенка. Майкоп, 1992. 
9. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа развития науки и воспитания. Якутия, 1993.

10. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики". М., 1982.

11. Крупская Н. К. О воспитании в семье: Избр. статьи и речи /

[Сост. и предисл. Н. И.Стриевской]. М., 1962. 
12.Кукушин В.С. Этнопедагогика. Ростов-на-Дону: 2000. 
13.Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнпсихология. М. 2000.

14. Макаренко А.С. О воспитании / Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М., 1990. 
15.  Сухомлинский В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. М., 1988.

16. Ушинский К. Д. О народности в общесвенном воспитании. 1856. 
17. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993.

18.  Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев. Назрань, 2007.

19. Хинтибидзе А.Ф, Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф. дис. доктора пед. наук. Тбилиси, 1967.

20. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание. М., 1981. 
21 Эльмурзаев С.Ч. Чеченский фольклор. Т. 3. Грозный, 1964. 
22. Традиции и обычаи Азербайджана [электронный ресурс ] http://azerbaycan.16mb.com/obychay.html

 

 


 



Информация о работе Народная педагогика – основа современного педагогического знания