Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение и способы учета индивидуальных особенностей детей в коллективе народного художественного творчества.
В соответствии с целью данного исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть народное художественное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.
- изучить современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Народное художественное творчество как средство воспитания личности……………………………………………………………………………..9
1.1. Сущность народного художественного творчества…………………..…........9
1.2. Проблемы обучения и воспитания личности на основе народного художественного творчества.……………………………………………………...18
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества………………………...23
2.1. Проблема учёта индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения и воспитания………………………………………………….23
2.2. Принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества……………….29
Заключение…………………………………………………………………….......35
Список использованной литературы…………………………………………..38
В русской
науке термин «фольклор» получил
широкое распространение уже
после Великой Октябрьской
Большинство
школ и направлений в
Теория, согласно которой фольклор рассматривался исключительно как создание господствующих, эксплуататорских классов вычеркивала деятельность народа из истории культуры. Так, в работах многих буржуазных исследователей утверждение о заимствованиях фольклора начинало звучать как утверждение о миграции культуры в господствующих классах, откуда якобы произведения искусства, обычаи, культурные навыки спускаются в народ. Согласно этой концепции «косная масса», неспособная к созидательной деятельности, перенимает «моду» от «высших» кругов, когда там она уже выходит из употребления. Одно из наиболее ярких выражений теория «сниженной культуры» нашла в работах немецкого ученого Ганса Наумана, написанных после первой мировой войны (5, с. 98).
Подобные
реакционные теории и поныне имеют
хождение среди определенной части
буржуазных ученых, которые утверждают,
что трудящиеся не способны к творчеству,
что попытки рассматривать
Эти взгляды
имеют широкое хождение в реакционных
кругах фольклористов
Рассмотрение специфики фольклора позволяет понять соотношение его признаков, которые неоднократно назывались разными исследователями. Некоторые признаки являются главными, другие - производными, второстепенными, одни - существенными, другие - несущественными. В научной литературе в особенности часто указывают на множественность вариантов, вариативность, анонимность, традиционность, устность и непрофессионализм.
Вариативность,
рассматриваемая отдельно от других
свойств фольклора, не может быть
признана существенным признаком, отличающим
фольклор от литературы. Ведь вариативность
есть и в литературе: существуют
разные авторские редакции произведения.
Однако в фольклоре вариативность
- это результат совместного
Понятие
анонимности не применимо к фольклору.
Анонимность означает, что у поэтического
произведения был творец-автор, но имя
его осталось по каким-либо причинам
неизвестным. Фольклорные произведения
хотя и обязаны начальным
Традиционность, как следует из сказанного, действительно существенный признак, отличающий фольклор от литературы, но, как и при рассмотрении вариативности, надо выяснить и принять во внимание проявлением чего является традиционность. Литература тоже по-своему традиционна: вне поэтической традиции развитие литературы немыслимо. В. Г. Белинский писал: «Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном виде. Можно сказать и доказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик; но нельзя сказать и еще менее доказать, что он что-нибудь заимствовал от своих учителей и образцов».
Подчинение
общим традициям, обнаруживаемое в
творчестве самых даровитых певцов,
сказочников, сказителей, означает, что
каждый из них разделил общий массовый
взгляд на действительность, слил свои
художественные воззрения и понятия
с общепринятыми. В литературе художник
тоже представляет свой народ, среду, класс,
но в индивидуальном, неповторимом
проявлении. Этим, в частности, можно
объяснить ту особенность литературной
традиции, что она препятствует прямому
использованию труда
Устность многие исследователи считают самым существенным признаком, отличающим искусство слова в фольклоре от письменного творчества. Разница действительно очень важна, но едва ли устность может считаться признаком, который позволяет всегда безошибочно отличить фольклор от литературы, если не считаться с тем, чему сопутствует устная форма в художественном творчестве. Имея в виду литературное творчество,
Остается отметить, что и непрофессионализм искусства народных певцов и рассказчиков не является чертой фольклора в такой мере, чтобы, опираясь исключительно на нее, отличать его от профессионального искусства.
Так что
же такое фольклор как искусство
слова? Это совокупность устных художественных
произведений, созданных народом, массой
трудящихся, в результате их совместного
коллективного труда. Родовым признаком,
общим у фольклора с
Если
говорить о функциональном содержании
народно-художественного
Именно народное творчество способно сохранить патриотизм, возродить интерес к культуре и национальным традициям общества, воспитать личностные качества участников самодеятельных коллективов.
Также фольклор является основой, на которой развивается индивидуальное творчество. Выдающиеся деятели разных областей искусства прошлого и настоящего времени четко осознавали значение фольклора. М. И. Глинка говорил: «Создаем не мы, создает народ; мы только записываем и аранжируем». А. С. Пушкин еще в начале XIX в. писал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают». Обращаясь к писателям, он указывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».
Завету
обращения к народному
Следовательно,
как индивидуальное, так и коллективное
творчество только тогда приобретают
огромное идейно-эстетическое значение
в жизни общества, когда они
связаны с жизнью народа и правдиво,
художественно совершенно ее отражают.
Но при этом необходимо учитывать, что,
во-первых, характер и соотношение
коллективного и
А. М. Горький
справедливо говорил, что коллективное
творчество масс явилось материнским
лоном для творчества индивидуального,
что начало искусства слова, литературы
- в фольклоре. В ранние периоды
истории близость литературы и народного
творчества была так велика, что
невозможно четко их разграничить.
«Илиада» и «Одиссея» с полным
основанием считаются произведениями
античной литературы и в то же время
прекраснейшими созданиями коллективного
народного творчества, относящимися
к «младенческому периоду жизни
человеческого общества». Та же неразграниченность
индивидуального и
В начальный
период своего существования литература
еще целиком не отделилась от коллективного
народного творчества. С развитием
классового общества постепенно углубляется
разделение индивидуального и
В доклассовом обществе коллективное творчество представляло собой художественно-образное отражение действительности того времени, обобщение взглядов и представлений племени, первобытной общины, из которой еще не выделилась личность. В условиях, когда племя оставалось границей человека и по отношению к чужаку из другого племени, и по отношению к самому себе, когда отдельная личность была, безусловно подчинена в своих чувствах, мыслях и поступках племени, роду. Коллективное творчество являлось единственно возможной формой художественной деятельности отдельных индивидуальностей. Участие всей массы племени в обобщении жизненного опыта, общее стремление понять и изменить действительность явились основой доклассового эпоса, дошедшего до нас преимущественно в поздних переработках. Примером таких эпических сказаний, зародившихся еще в условиях доклассового общества, могут служить хотя бы руны «Калевалы», якутские олонхо, грузинские и осетинские сказания об Амиране, северокавказские и абхазские сказания о нартах и др. (12, с. 93).
Информация о работе Народное художественное творчество как средство воспитания