Народное художественное творчество как средство воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение и способы учета индивидуальных особенностей детей в коллективе народного художественного творчества.
В соответствии с целью данного исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть народное художественное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.
- изучить современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Народное художественное творчество как средство воспитания личности……………………………………………………………………………..9
1.1. Сущность народного художественного творчества…………………..…........9
1.2. Проблемы обучения и воспитания личности на основе народного художественного творчества.……………………………………………………...18
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества………………………...23
2.1. Проблема учёта индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения и воспитания………………………………………………….23
2.2. Принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества……………….29
Заключение…………………………………………………………………….......35
Список использованной литературы…………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика НХТ курсовая.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Учеников со слабой нервной  системой в школьной обстановке можно  выделить по их повышенной утомляемости. Под влиянием утомления дети бледнеют, становятся вялыми, они плохо воспринимают учебный материал, их ответы становятся сбивчивыми, нелогичными. На этих школьниках крайне отрицательно сказывается грубость, неуважительность. Вместе с тем «слабые» быстро замечают изменения настроения окружающих, ищут причины таких изменений, они чутко улавливают, когда кому-то нанесена обида, они сочувствуют  тем, кто стал жертвой несправедливости, кого постигло горе. Нередко именно «слабые» представляют совесть класса и за это их уважают и любят  товарищи.

Между большой силой нервной  системы и ее слабостью расположен целый диапазон разнообразного представления  этого свойства. Лишь небольшие группки  учеников приближаются к полюсам, большая  же часть находится между ними.

Необходимо рассмотреть  и особенности, в которых проявляются  основные свойства нервной системы  в их индивидуальных градациях. Это  скоростные особенности индивидуальной психики. Обычно педагоги обращают внимание на то, что школьники работают в различном темпе: относительно быстрый или медленный темп движений, различная скорость реакции на внешние воздействия, склонность к общению, частота отвлечений при монотонной работе. Эти показатели свидетельствуют о лабильности нервной системы, которая представлена у школьников далеко не в одинаковой мере. У низко-лабильных ребят построение ответов носит стереотипный характер, они склонны переносить старые способы выполнения заданий в новые условия, тяготеют к книжным формулировкам и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. В ситуациях, когда учитель быстро задает вопросы и на них нужно отвечать немедленно, эти ученики пытаются «сбить темп» и выкроить время на то, чтобы собраться с мыслями. Так, они произносят вводную часть ответа (повторяют часть вопроса), а затем на некоторое время замолкают и, только после паузы, произносят основную часть ответа. Совсем по-другому проявляют себя высоко-лабильные. При быстро задаваемых вопросах они не тратят времени на воспроизведение вопроса, а сразу сообщают содержательную часть ответа. Они заняты решением лишь тех заданий, которые им предъявлены в данный момент. Обычно они не готовят ответ заранее, а формулируют его, когда встают для ответа.

При выполнении домашних заданий, низко-лабильные и инертные школьники испытывают затруднения, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, а также при переходе от заданий по одному предмету к заданиям по другому предмету. У высоко-лабильных и подвижных нередко отмечается склонность не выполнив одних заданий, без видимых причин переходить к другим, а затем возвращаться к невыполненным. Они работают быстро, без оглядки, что может неблагоприятно сказаться на качестве их работы (8, с. 55).

Не менее важно для  повышения эффективности обучения учеников учитывать ведущий тип  мышления ребенка. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное.

Предметно-действенное мышление. Люди с таким типом мышления лучше  усваивают информацию через движения: исполнитель будет осмысливать  звуки музыки в процессе собственных  практических действий, находя наилучшие  способы исполнения предлагаемого  ему нотного текста. Этих детей  отличает практичный, прагматичный подход к решению любых задач, будь то учебная, общественная или иная деятельность.

Люди с наглядно-образным типом мышления, художественным складом  ума, могут легко оперировать  представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра пробуждает в них  различные чувства, воспоминания, образы. Примечательно, что в смешанных  типах наравне с другими обязательно  присутствует наглядно-образный тип  мышления. Это говорит о том, что  большинство учащихся обладают развитым художественным складом ума, как  правило, способны к переживаниям и  сочувствию не только в области искусства, но и в обычной жизни.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis –  словесный). Благодаря развитому  словесно-логическому мышлению они  могут сформулировать свои мысли  и донести их до других. Детей  с таким типом мышления отличают развитые коммуникативные способности.

Абстрактно-символическим  мышлением обладают многие люди науки  – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким  типом мышления могут усваивать  информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые  нельзя ни потрогать, ни представить (16, с. 98).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться  определенным уровнем креативности – способностью мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем незаменимое качество отличает талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности, в том числе и в народном художественном творчестве.

В личности выделяется несколько  сфер:

- потребностно-мотивационная;

- познавательная;

- эмоционально-волевая.

Потребностно-мотивационная  представляет ядро личности. Потребности - источники всякой активности личности.

Изучение и учет индивидуальных особенностей личности следует начинать с выявления наличествующих у  него потребностей. Отсутствие у участников определенных потребностей подчас делает совершенно нерезультативным педагогическое воздействие и обучение, в том  числе и несформированность потребностей в занятиях хореографическим искусством.

Познавательные потребности  по мере осознания превращаются в  мотивы. Мотивы - это побуждение к  деятельности. Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения.

Необходимо помочь участникам развить у себя познавательные потребности  в учебе и труде, а в нашем  случае, занятием танцевальным искусством, а потом опираться на них в  процессе воспитания и обучения.

Проблема воспитания разносторонне-познавательных интересов у участников весьма важна, этому могут содействовать введение активных методов обучения игры, которые  поднимают заинтересованность учащихся, дают им радость в познания принципиально  сложных элементов классического танца (12, с. 36).

Стремления, познавательная потребность - это важнейшие мотивы. Однако существуют еще и внешние (это требования, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы).

Действие потребностей на участников следует обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.

 

 

2.2. Способы учета индивидувльно-психологических особенности личности в процессе обучения и воспитания.

 

Принцип индивидуального подхода - один из важнейших  принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл  данного принципа заключается в  необходимости постоянно учитывать  индивидуальные качества и особенности  личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.

Индивидуальные  качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности, организации учебно-творческого  процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств  участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому  руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики.

Индивидуальный  подход в художественном творчестве - основа успешной работы коллектива.

Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной  и, отчасти, концертной практики самодеятельного  коллектива.

Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения методического  характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени  и усилий максимальную эффективность.

Если  рассматривать самодеятельный коллектив, то в начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики  организации работы самодеятельного  коллектива, когда приходится одновременно обучать 15-20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная  в психологическом отношении  мелкогрупповая форма занятий. В  отличие от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым учащимся педагог  много времени занимается индивидуально, в самодеятельном коллективе руководитель не имеет возможности таким образом  организовать и проводить занятия  из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные занятия с  группами из 5-7 человек. Одновременно могут  заниматься 2-3 группы в разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его под  контролем руководителя (10, с. 51).

Занятия не рекомендуется проводить одновременно со всеми группами или партиями. Это затрудняет контроль над каждым участником. С солистами - певцами, инструменталистами, танцорами - также целесообразно  заниматься по отдельности и включать их в общие репетиционные занятия  только после твердого усвоения партий.

При составлении  групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, в первую очередь  физиологические, психические, возрастные. Самодеятельный коллектив объединяет людей самой различной подготовки, разных по социальному составу, а  главное, разных по одаренности и  предрасположенности к художественной деятельности. Многие из них приходят в коллектив уже взрослыми  людьми, со сложившейся психикой, другие, наоборот, только вступают на жизненный  путь. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность, несценичность и т. п.), не могут  сразу исполнить требуемое, одинаково  быстро усваивать учебный материал.

Для развития творческих навыков у менее одаренных  участников необходимо использовать различные  дополнительные приемы - предоставлять  длительное время небольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально  по особому плану; не форсировать  прохождения программы, заставляя  тщательно усваивать задания  и т. п. На занятиях важно постоянно  обращать внимание на слабые места  в подготовке каждого участника  и в зависимости от этого подбирать  соответствующий учебный материал и средства - для достижения поставленных целей. Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда  происходит становление участника  как исполнителя.

Период  этот сложный с точки зрения их психологического настроя на занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении 1,5 - 2 часов репетиции отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому желательно чаще разнообразить задания, которые  ставятся перед участниками. Помимо постановки рук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения приемов игры, в занятия важно  вводить элементы познавательные и  игровые. Это значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средств  его выражения.

Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными  участниками, необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых  занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими  ошибки. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть к  общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам можно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее  формировать их творческое лицо (11, с. 66).

Реализация  данной задачи основывается на диагностике  творческих способностей участников, точном определении уровня их художественно-исполнительских  и художественно-психологических  данных. Речь идет о выявлении индивидуальности участника, прежде всего с точки  зрения его творческих возможностей. На этом строится, из этого исходит  организация педагогического процесса в художественной самодеятельности.

Разработка  проблемы диагностики художественных способностей в целом, несмотря на предпринимаемые  усилия, требует дальнейшего внимания. Это относится и к профессиональному  художественному образованию, и  к самодеятельному художественному  творчеству. В обоих случаях используют при выявлении способностей одни и те же методы. И недостатки, наблюдаемые  при этом, общие: крайняя условность, формализация оценок, эмпиризм и субъективизм. В результате нередки случаи, когда  один и тот же человек может  оцениваться как исполнитель  противоположными оценками. В профессиональном образовании это приводит к большим  отсевам студентов и учащихся как профессионально непригодных  к художественной деятельности, в  художественной самодеятельности - их нравственным издержкам в воспитании. Это недопустимо ни с точки  зрения материальной (впустую расходуются  огромные государственные средства), ни с точки зрения моральной (наносится  иногда непоправимый вред, нравственный ущерб личности, калечатся судьбы).

Информация о работе Народное художественное творчество как средство воспитания